РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Преподаватели обсудили роль иностранного языка в современном образовании в формате online
23.03.2020

Преподаватели обсудили роль иностранного языка в современном образовании в формате online

Роль иностранного языка в привлечении студентов к научно-исследовательской деятельности стала одной из главных тем обсуждения на межвузовской научно-практической конференции «Иноязычное образование как часть образовательной экосистемы». Она состоялась 23 марта в РГГУ в режиме онлайн.


«В центре внимания оказалась современная образовательная экосистема, сложная и многогранная структура, в которой знаковое место занимает экологическое мышление, - отметила заместитель председателя оргкомитета конференции, доцент кафедры иностранных языков Ирина Воронцова. - Иностранный язык как учебный предмет располагает большими возможностями для усиления экологического направления воспитания личности, обеспечивая успешную социализацию».

По словам Ирины Воронцовой, сегодня в образовательной системе происходит трансляция культуры, а «язык обеспечивает осуществление духовной преемственности между различными эпохами». Сам процесс иноязычного образования можно условно разделить на четыре аспекта: познание, развитие, воспитание и учение.

В конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков РГГУ, кафедры иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ,  кафедры зарубежной философии РГГУ, а также представители Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве РФ, РЭУ имени Г.В. Плеханова и Московского государственного лингвистического университета.

Преподаватели обсудили так называемые камни преткновения, которые затрудняют процесс успешного овладения студентами английским языком. Был представлен анализ эффективности применения цифровых технологий наряду с сохранением ведущей роли преподавателя.

Навыки коммуникации, инициативы и критического мышления являются компетенциями 21 века, востребованными в экономике знаний. Сформированные в иноязычной среде, они могут заложить основы образовательной экосистемы, где овладение знаниями происходит с использованием интернет среды, то есть на глобальном уровне, а проявление их — в аудитории на практическом занятии, на локальном уровне. Так, в основе метода проектов в высших учебных заведениях лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также формирование критического и творческого мышления, что является условием успешного развития образовательной экосистемы.

Отмечалось, что главной задачей преподавания иностранного языка становится созда­ние условий, стимулирующих самостоятельную поисково-творческую деятельность студентов. Решению поставленной задачи способствует применение интерактивных форм, в частности, использование материалов электронных ресурсов TED.com в процессе преподавания английского языка. Аутентичные видеоматериалы представляют одно из наиболее эффективных средств взаимодействия с иностранным языком, поскольку формируют навык слухового восприятия аудиотекста.

Лингводидактические и лингвометодические принципы организации и риторические приемы академического письма обсуждались с точки зрения обучения студентов правилам построения академических текстов разной длины и прагматической направленности. На конкретных примерах рассматривались возможности применения банков фраз при написании и/или редактировании научных текстов на английском языке.

Использование блогов в преподавании иностранных языков рассматривалось как инструмент и, одновременно, как новый гипертекст медиа. В ходе учебного процесса блоги могут мотивировать студентов расширять знания о языке и культуре, давать понимание того, как члены иных культурных и этнических групп говорят, думают и ведут себя, что не всегда возможно сделать на традиционных занятиях.

В докладах и дискуссии была подчеркнута важность самостоятельной работы студентов для применения игровой методики в неязыковом вузе, а также описаны условия и способы успешного преподавания иностранного языка в игровом формате, которые сводятся к трем аспектам: переосмысление личности преподавателя и его функций, актуализация форматов организации учебного процесса и качественный подбор контента учебного материала.

  • Материалы конференции будут размещены на сайте кафедры иностранных языков РГГУ и доступны по cсылке.
  • Направить свои комментарии и задать вопросы участникам можно в группе обсуждения, перейдя по ссылке на странице кафедры иностранных языков РГГУ.

Оргкомитет: председатель - завкафедрой иностранных языков Алмазия Катаева, заместитель председателя - доцент кафедры иностранных языков Ирина Воронцова, ответственный секретарь - доцент кафедры иностранных языков Наталия Якунина.