РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Анонс: Алёшинские чтения 2019. Релятивизм и фундаментализм в современной философии.
02.07.2019

Анонс: Алёшинские чтения 2019. Релятивизм и фундаментализм в современной философии.


                                                                              Дорогие коллеги,

     Приглашаем принять участие в очередной ежегодной конференции «Алешинские чтения», проводимой философским факультетом РГГУ. Конференция пройдет в Москве с 4 по 6 декабря 2019 года. В этом году она будет посвящена релятивизму и фундаментализму в разных областях философии.

     По-прежнему ли главная цель философии в том, чтобы найти первоначала и причины, лежащие в основании всего и позволяющие познавать все остальное? Или же философия сосредоточилась на том удивлении, в котором мы теряем почву под ногами, чтобы затем начать философствовать? Как соединяются два этих философских стремления: можем ли мы говорить о борьбе или о взаимо-дополнении?

     Мы предлагаем рассмотреть совокупность концептуальных, историко-философских и терминологических проблем, связанных с релятивизмом  и фундаментализмом. Что значит быть «фундаментальным»? Что значит настаивать на относительности? Что означали эти термины на протяжении истории философии? Часто используемые в философской полемике, они все чаще кроме прямого смысла прирастают и оценочными коннотациями — значит ли это, что они выражают некое существенное философское расхождение?

     Осознание социального характера познания лишает науки онтологической уверенности и заставляет современных исследователей обратиться к дилемме релятивизма и фундаментализма, или догматизма. Как следствие, разрабатываются новые модели действительности, в которых знание не всегда может претендовать на «соответствие реальности», а связь между изучаемыми явлениями (как и между ними и сознанием исследователя) становится фундаментально индетерминистичной. Это, в свою очередь, приводит к необходимости пересмотреть концепты «релятивизм» и «фундаментализм». Подобные тенденции развивались в социологии знания и социологии повседневности, социальной философии и социальной истории, сфере science and technology studies (STS) и других проектах.

     Эпистемология под ударами скептицизма и релятивизма колеблется между множественностью обоснованных и популярных экстерналистских программ и потерявших былую убедительность интерналистских. Последние понимаются как догматические, фундаменталистские или даже метафизические, однако они сохраняют свою образцовость и притягательность в силу их потенциальной эвристической силы. Таково еще одно из актуальных полей столкновения релятивизма и фундаментализма, которому будет посвящена отдельная секция конференции.

     В современной философии религии вопрос фундаментализма/релятивизма может рассматриваться как своего рода маркер, определяющий различие континентальной и аналитической традиций. Если современный континентальный проект можно представить как ряд ослабляющих стратегий в мышлении о Боге, аналитическая философия религии стремится к рациональному обоснованию базовых религиозных положений.

     «Фундаментализм» в феноменологии, как минимум терминологически, связан с именем Хайдеггера: начиная с понятия «фундаментальной онтологии» и до разработки идеи «безосновности», на которой только и может основываться мышление. Подобную проблему мы находим и у Гуссерля, который в «Кризисе» проясняет, как можно понимать универсальную рациональность: фундаментальна ли она, является ли она догмой; произвольна ли она или производна из чего-то иного, вторична по отношению к «жизненному миру» или коррелятивна.

     Наконец, французский проект деконструкции, во многом развивающий хайдеггеровскую идею герменевтической деструкции, даже в самом названии своем несет идею разрушения основания, отказа от метафизического мышления европейской философии. Однако различие и различание всегда подразумевают то, с чем проводится сличение. Насколько деконструкция нуждается в том фундаменте, который она стремится подорвать, — или в том тексте, который она стремится переписать?

*
     В рамках конференции планируется провести несколько полемических встреч с двумя ключевыми докладчиками и общей дискуссией по итогам докладов. Форма участия в конференции – доклад 20 мин., вопросы и дискуссия 10 мин.
      
     Заявки на участие в конференции принимаются до 1 октября 2019 г. на адрес alchteniya.rggu@gmail.com.
Заявка должна содержать:
•   Название и тезисы доклада (объем 4-5 тысяч знаков);
•   ФИО, звание и должность автора;
•   Место работы автора;
•   Контактные данные автора.

Основные даты:
Подача заявок до 1 октября 2019 года;
О решении оргкомитета участникам будет сообщено до 1 ноября 2019 года;
Конференция пройдет с 4 по 6 декабря 2019 года.

Оргкомитет конференции:
Председатель — С. А. Коначева, д. ф. н., проф., зав. кафедрой современных проблем философии РГГУ
В. И. Молчанов, д. ф. н., проф., гл. науч. сотрудник и руководитель УНЦ феноменологической философии РГГУ
В. П. Филатов, д. ф. н., проф. кафедры современных проблем философии
Н. И. Кузнецова, д. ф. н., проф. кафедры современных проблем философии
А. В. Логинов, к.ф.н., доц. кафедры истории отечественной философии
В. М. Карелин, к. ф. н., доц. кафедры современных проблем философии
А. В. Лызлов, к. ф. н., доц. кафедры современных проблем философии
И. С. Курилович, к. ф. н., ст. преп. кафедры современных проблем философии
Е. А. Шестова, к. ф. н., ст. преп. кафедры современных проблем философии

     За дополнительной информацией можно обращаться к ответственному секретарю оргкомитета конференции Евгении Александровне Шестовой (alchteniya.rggu@gmail.com или eschestowa@gmail.com).