16 июня 2008 года в РГГУ по инициативе Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве был показан документальный фильм французского режиссера Тома Лакоста «Университет, на пороге больших перемен».
16 июня 2008 года в РГГУ по инициативе Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве был показан документальный фильм французского режиссера Тома Лакоста «Университет, на пороге больших перемен». Этот фильм снят группой ученых из парижской ассоциации «Спасем исследования» и призван обратить внимание общественности на регрессивные процессы в системе французского образования. В нем анализируются текущие реформы системы образования во Франции, и освещается позиция ученых по отношению к проводимым реформам, оппонирующая государственной.
Одной из центральных идей фильма является мнение о негативных последствиях перехода к болонской системе образования. По мнению создателей фильма, эти изменения повлекут за собой ряд негативных последствий.
Второй темой фильма является переход к новой для Франции англосаксонской системе финансирования научных проектов. Согласно этой системе государственные средства, выделяемые на науку, будут аккумулироваться специализированными государственными агентствами (Агентство исследований по приоритетным направлениям (ANR) и Агентство по промышленным инновациям (ALL)) и выделяться на каждое исследование на конкурсной основе. При этом с целью повышения конкурентоспособности французской промышленности средства будут выделяться на приоритетные направления в науке в соответствии с их востребованностью в промышленном секторе. По мнению ученых, такая система приведет к кризису долгосрочных академических исследований и вытеснению их краткосрочными практически-ориентированными проектами.
Также создатели фильма обращают внимание на проблему скрытой безработицы среди молодых ученых и аспирантов, перенасыщение в университетах практических направлений образования и серьезный недобор на теоретические, а также ставиться проблема массовизации образования. Нет сомнений, что в условиях текущих и планируемых образовательных реформ в России, просмотр фильма чрезвычайно важен. Как заметил проректор по научной работе РГГУ профессор Д.П. Бак только в свободной дискуссии относительно модернизации образования с учетом различных мнений можно прийти к единому пониманию и определению наиболее приемлемых путей модернизации образовательной сферы.