РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Информ Прага: Опыт прошлого и реальность наших дней
20.05.2009

Информ Прага: Опыт прошлого и реальность наших дней

На вопросы корреспондента «Информ Прага» отвечает ректор РГГУ Ефим Иосифович Пивовар.


Опыт прошлого и реальность наших дней

Информ Прага

Игорь Сазоненко


15-21 мая 2009


На вопросы корреспондента «ИП» отвечает ректор РГГУ Ефим Иосифович Пивовар. Еженедельник «Информ Прага» уже информировал своих читателей о том, что в Праге состоялась торжественная церемония открытия Культурного форума Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).


Мероприятие проходило в здании Посольства РФ в ЧР и привлекло внимание представителей как образовательных учреждений и научной интеллигенции, так и официальных структур, общественных организаций, журналистов. Форум открыл новый период в развитии сотрудничества между Россией и Чехией в области научно-образовательных программ и стал ещё одним шагом на пути к укреплению культурных связей в отношениях двух государств.


Расширить сведения о реализуемом РГГУ проекте и не только читателям газеты поможет интервью корреспондента «Информ Праги», подготовленное в ходе встречи с ректором университета, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом РАН, Ефимом Иосифовичем Пивоваром.


- Ефим Иосифович, почему именно Прага стада городом, где открылся, по сути, европейский проект Культурный форум РГГУ?


- Причин много. Я как специалист по русскому зарубежью считал и считаю, что Прага, наряду с Парижем, Берлином, Белградом и Харбином — одна из столиц русской эмиграции первой волны. Это не просто город русского зарубежья, но ещё и культурная, образовательная столица. Благодаря первому Президенту Чехословацкой Республики Томашу Гарику Масарику, русская интеллигенция, студенчество были приняты в этой стране. Был создан целый ряд образовательных учреждений, открыт русский факультет в Карловом университете. Сформировалась группа представителей российских учёных, таких, например, как выдающийся историк искусства и археолог Никодим Павлович Кондаков, экономист, статистик, общественный и политический деятель, публицист Сергей Николаевич Прокопович и другие. Столица Чехии не могла не привлечь нашего внимания, так как РГГУ — это наследник архивного университета, а Прага — город, в котором был сохранён русский зарубежный исторический архив. После окончания войны он попал в Москву и, благодаря перестройке, стал открытым.


Ещё один важный момент — представители российского посольства в Праге, и, прежде всего, посол Алексей Федотов, активно поддерживают идею народной дипломатии, выражением чего и являются такие акции как образовательный форум. То есть, это не дипломатия госорганов, а дипломатия образовательных структур, направленная на взаимодействие учебных заведений разного уровня.


- Насколько первоначальные представления о том, каким должен быть форум соответствуют действительности?


- У нас есть представительство, которое активно работает и позволяет нашим студентам-заочникам получать образование в стенах РГГУ. Кроме того, представительство должно пропагандировать идеи и направления деятельности университета. В этом есть смысл не только прагматичный, но и содержательный, поскольку представительство должно быть проводником наших образовательных идей в Чехии. Культурный форум - это своеобразный последний аккорд серии мероприятий, проведённых в рамках празднования юбилея 18 лет «плюс». Университету, конечно же, больше лет, но РГГУ — это первая площадка инновационно-гуманитарного образования новой России. Это не только опыт прошлого, но и реальность наших дней.
Мы смотрим вперёд, в будущее. Стремимся организовать постоянно действующий форум, условно говоря, «Русская Прага», в рамках которого существовала бы возможность для регулярных встреч и общения специалистов-гуманитариев различных направлений, скажем, художественная фотография, реставрационная деятельность, фольклор, искусство, хореография, музейное дело и т.д. Это должна быть постоянно действующая площадка, дающая возможности для укрепления связей посредством диалога между представителями культуры, науки и образования прежде всего России и Чехии, не исключая, конечно же, и потомков русского зарубежья и специалистов из других европейских стран.


- Что, по Вашему мнению, нужно делать для реализации идеи славянского единства?


- _ Я бы сказал, что это постоянный процесс. На мой взгляд, в настоящее время необходимо предпринять усилия для более полного и планомерного ознакомления друг друга с культурой и достижениями, а также перспективами наших стран. Деятельность университета направлена на будущее, так как в его стенах происходит подготовка молодых специалистов. Поэтому важно, чтобы такого рода отношения складывались с расширяющимся участием молодёжи разных стран. Это и будет тот необходимый фундамент для возможной реализации идеи славянского единства.
Как известно, все беды и болезни общества случаются от незнания и неграмотности. Современное молодое поколение не в достаточной степени осведомлено о том, что делается в славянских странах. Также и молодые чехи не совсем знакомы с тем, что в настоящее время происходит в России. Они не лишены стереотипов, которые получили «в наследство» от старших поколений. Стереотипы есть и у представителей российского общества. От всех искажённых представлений о действительности надо избавляться, это нужно делать постепенно. Нужна тщательная кропотливая постоянная работа с обеих сторон. Решению такого рода проблем также уделяется внимание в рамках проводимого форума.


- Написанная Вами книга «Российское зарубежье», которая была представлена во время церемонии открытия Культурного форума РГГУ, включает в себя анализ прошлого и попытку сделать выводы на будущее. Какие они?


- Это, конечно же, историческая книга. Она характеризует все этапы развития процесса формирования русского зарубежья, его многослойность, многовекторность, разные потоки и эпохи. Последние главы посвящены отношениям новой власти России к судьбам и наследию российских соотечественников за рубежом, деятельности новых организаций, которые возникли в сегодняшней России. Поэтому книга обращена к будущему с точки зрения усвоения уроков. Наше прошлое очень сложное. В нём осталось много радостных моментов, но в то же время и много горечи. Поэтому одним из первых уроков, который, на мой взгляд, имеет особое значение — это преодоление всего негативного, что было, и максимально бережное отношение ко всему позитивному. Другой немаловажной задачей является выявление и выделение наследия, с которым мы ещё не знакомы, или в силу каких-то причин о нём забыли, или упустили из виду. Его нужно восстановить. В ходе этой работы придёт понимание нашего противоречивого прошлого. Ведь оно от нас не отделено. Прошлое присутствует в нашей повседневной жизни. Любые дебаты об отдельных периодах первой и второй половины прошлого века обращены к сегодняшнему дню, к будущему. Думаю, что это процесс, который необходимо продолжать, усиливать и тщательно изучать.


- Есть ли динамика?


- Безусловно. Сегодня много молодых людей занимается этой темой. Под моим руководством к настоящему времени подготовлены десятки кандидатских работ и несколько докторских диссертаций, посвященных этой теме. Процесс идёт. Это одна из самых популярных тем, поскольку она касается проблем, находящихся в центре внимания историков, социологов, филологов, культурологов, философов, искусствоведов, журналистов и т.д.