РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Российский гуманитарный в новом качестве
10.12.2009

Российский гуманитарный в новом качестве

Интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара изданию "Вузовский вестник".


Российский гуманитарный в новом качестве

Вузовский вестник №23 2009

Российский гуманитарный в новом качестве

Марина ОЛЬХОВСКАЯ 

В декабре исполняется 60 лет Ефиму Иосифовичу Пивовару, ректору Российского государственного гуманитарного университета, доктору исторических наук, профессору, члену-корреспонденту Российской академии наук, члену Правления Российского Союза ректоров, члену Президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. В связи с юбилеем наш корреспондент встретился с ним и задал ряд интересующих читателей вопросов.

- Говорят - без прошлого, нет будущего, Ефим Иосифович, расскажите немного об истории университета?

- У нашего вуза богатая история. С одной стороны, в марте 1991 года он был создан на базе Московского государственного историко-архивного института. По документам он основан в сентябре 1930 года, но действовать начал с 1931-го. Это был уникальный вуз исторического профиля - в то далекое время он единственный в стране готовил историков и архивистов. Но уже в послевоенные годы (особенно в 70-80-е), этот профиль развивался, изменялся - институт начал готовить и других специалистов. Именно это позволило ему позже преобразоваться в первый гуманитарный университет.

С другой стороны, здание, в котором мы сейчас находимся, исторически принадлежало тоже очень известному образовательному центру. Еще в 1908 году в Москве здесь был создан первый народный университет Шанявского. Альфонс Шанявский – золотопромышленник и меценат, он умер в 1905 году, но еще при жизни принял решение создать университет. Его вдова, выполняя волю мужа, построила и открыла на Миусской площади первый народный университет. Шел Серебряный век, и идея создания этого вуза состояла в том, что люди, не имеющие высшего и даже среднего образования, могли прийти и обучаться. Лекции давались разных уровней, плата взималась небольшая и университет принимал всех желающих. В стенах этого вуза читали лекции и учились великие люди России (Тимирязев, Есенин, Тимофеев-Ресовский и многие другие). После революции это здание было передано Коммунистическому университету, затем Высшей партийной школе. В годы перестройки вуз тоже преобразовывался, и буквально спустя несколько дней после путча созданный в марте 1991 года РГГУ получил это здание.

То есть в двух наших корпусах (и в старом, и в новом) всегда были образовательные учреждения. А если идти дальше, то печатный двор, который находится во дворе нашего главного корпуса на Никольской улице, - то самое место, где была напечатана первая русская книга. Такие корни очень важны – все это связано с образованием.

Конечно, новое качество вузу дали годы перестройки и первые годы независимой России. Я подчеркиваю, что в марте 1991 года Российская Федерация еще не стала отдельным государством (это произошло в июне), но указ Ельцина о создании нашего университета уже был. Наш вуз первым получил название «российский» и первым «гуманитарный». Сейчас - и, слава Богу! - много гуманитарных университетов и это хорошо. И вузов с названием «российский» еще больше и это тоже хорошо. Но мы гордимся тем, что мы были первыми.

- Прошло уже три месяца нового учебного года, каким встретил его Российский государственный гуманитарный университет? Принес ли он вузу новшества, изменения, новые технологии и программы?

- Впервые у нас была такая бурная приемная кампания. В последние годы количество заявлений абитуриентов в вуз все время росло - в прошлом году было 10 человек на место, но в этом году в среднем 75 заявлений на место. Конечно, это не реальные лица, а количество заявлений, но такого наплыва мы все равно не ожидали. Поэтому мы готовились к определенным сложностям, но в итоге их не было. Мы очень довольны первым курсом. Посмотрим, что будет дальше, но пока могу сказать, что он неплохой.

Накануне учебного года мы прошли аттестацию, аккредитацию и лицензирование вуза. Для меня это была первая такая кампания, и я рад, что мы прошли ее с честью. Хотя нам были высказаны и замечания, но мы устраняем эти недостатки.

И, наконец, этим летом мы участвовали в конкурсе национальных исследовательских университетов. Это была очень хлопотливая работа. Мы смогли посмотреть на себя с точки зрения такого понятия как «университет исследовательского типа». Дело в том, что для РГГУ термин «университет исследовательского типа» - практически слоган. Мы использовали этот принцип на протяжении всех 18 лет существования нашего вуза, и считаем, что действительно достойны этого звания.

К сожалению, мы не получили этот статус. Но я хочу отметить, что мы все равно считаем себя университетом исследовательского типа. И для этого есть основания. Во-первых, у нас огромная доля совместителей - преподавателей, которые представляют государственные академии наук. Прежде всего, Российскую академию наук, академию педагогических, медицинских наук. Во-вторых, и среди штатных сотрудников РГГУ большой процент членов академий наук: практически во всех отделениях гуманитарного профиля РАН, представлены сотрудники нашего вуза – историки, филологи, социологи, экономисты. В-третьих, у нас значительные достижения и в сотрудничестве с научными государственными фондами - РГНФ, РГФИ. В получении таких грантов ведущие позиции занимают сотрудники нашего университета. Это тоже один из показателей вуза исследовательского типа. Кроме того, у нас ежегодно проводятся гуманитарные чтения, научно-образовательный форум, который объединяет представителей академии наук и ведущих вузов, иностранных специалистов, причем не только гуманитариев, но и экспертов в областях на стыке гуманитарного и естественного знания.

Конечно, в этом вопросе есть и резервы. Например, сейчас перед вузом стоит задача расширения цитирования нашей продукции за рубежом. Дело в том, что у нас, гуманитариев, как правило, вся продукция издается на русском языке, поэтому нам следует всемерно расширять публикацию работ специалистов РГГУ и на других языках, в хорошем смысле пропагандировать свою продукцию. Ведь важнейший показатель рейтинга любого исследовательского сообщества - это индекс цитирования.

- Если продолжить тему - что Вы думаете о структуризации высшей школы (создании федеральных, национальных, уникальных университетов)?

- Что касается МГУ и СПбГУ, то сейчас реальность просто стала законодательно оформленной. Бесспорно, это наши ведущие вузы и по потенциалу, возможностям, по своему вкладу они беспрецедентны. Это действительно отражает реальность.

По поводу федеральных вузов - мне кажется, речь идет о том, чтобы укрупнить и сконцентрировать силы и из нескольких вузов создать более сильное высшее учебное заведение. Но пока еще рано говорить о результатах - это только первые шаги и надо посмотреть, что даст это начинание.

Если говорить о следующей категории - национальные исследовательские вузы, то в некотором роде это тоже подтверждение реального положения дел. Например, МГТУ имени Н.Э. Баумана, даже когда назывался училищем, был самой сильной технической и инженерной школой России.

Конечно, такая структуризация далека от завершения - она только начинается. Мы будем по мере сил участвовать в ней и стараться доказать, что мы достойны занимать свое место, свою нишу в этом процессе.

- Вы недавно побывали в Париже, где проходил форум ректоров гуманитарных вузов России и Франции. Расскажите об этой инициативе, ее целях и своих впечатлениях?

- Больше года назад мы обсуждали такую возможность - инициатива была наша, но она была воспринята с одобрением и поддержкой Россотрудничеством, Домом науки и культуры России во Франции. Конечно, это инициатива и Российского союза ректоров, а с французской стороны - Конфедерации ректоров Франции.

Идея заключается в том, чтобы создать постоянно действующую площадку для обсуждения вопросов, которые интересуют тех, кто участвует в развитии гуманитарного образования и знания – ректоров вузов и деканов факультетов.

Есть очень много таких общих проблем: как в ходе Болонского процесса создать благоприятные возможности для наших студентов в реализации программ совместных магистратур – получении двойных дипломов; как максимально расширить организацию студенческих обменов, форумов, летних школ и других форм участия студентов двух стран в кооперации образовательного процесса; как эффективнее организовывать трудоустройство выпускников; как найти резервы для развития вузов гуманитарного профиля; как максимально результативно обеспечивать преподавание гуманитарных программ для не гуманитариев или гуманитариев других областей. И, конечно, первое по значимости – как усилить эффективность гуманитарной науки, гуманитарного знания, какое место оно должно занимать в процессе инноваций в образовании и науке. Для нас сейчас инновационные задачи - главные для развития страны. И нужно определить какое место в этих проектах должно занимать гуманитарное знание. Достаточно часто можно услышать заявления, что сейчас гуманитарный век, но вопрос в том, как реализовать это на практике.

Есть и общие для двух стран озабоченности. Например, французские гуманитарии тоже говорили о «технократизме», который присущ значительной части элиты этой страны. В недалеком прошлом у нас такие разговоры тоже велись, да и сейчас они, собственно, не утихли. Тут очень много общих проблем, общих задач и, я считаю, что подобный обмен информацией и такое взаимодействие очень эффективны и полезны.

- А если говорить о результатах встречи – уже можно подвести предварительные итоги?

- Принято решение, что это будет постоянно действующая площадка - форум будет проходить то в одной, то в другой стране. Кроме того, будут созданы комиссии по отдельным направлениям. Следующий форум предложено провести в России, в Москве, на базе РГГУ - мы готовы его принять.

- Кроме того, что Вы ректор престижного вуза, Вы - историк. Расскажите, хотя бы вкратце, о Ваших научных интересах?

- Это, конечно, больной вопрос, потому что сочетать становится все труднее, но я пытаюсь. Пока, правда, не столько в новом качестве, сколько как за счет накопленного ранее опыта и информации. Последние года два я продолжаю заниматься двумя основными направлениями. Первое из них – история российского зарубежья или история российской эмиграции. В прошлом году попытался подытожить свои изыскания (я занимаюсь этим вопросом уже не одно десятилетие) в книге «Российское зарубежье: социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии», где охарактеризовал историю этого явления с XIX века и до современности. Я продолжаю вести эту тему - в основном фиксирую материалы, которые выходят в этой области, и, надо сказать, она активно развивается, появляется много работ.

Второе направление возникло в последние пять-семь лет – это постсоветское пространство. Я вообще-то по происхождению историк России, отечественной истории, и именно ХХ века. Отсюда и интерес к данной теме. Совсем недавно вышло второе издание моей книги «Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк». Но эта работа не строго историческая, а скорее - историко-политологическая (на стыке истории, политологии, истории международных отношений). Этим вопросом я тоже занимаюсь, поскольку руковожу кафедрой постсоветского пространства в нашем университете. К таким сюжетам истории современности историки, как правило, относятся с некоторым опасением, поскольку процесс не завершился и о нем очень трудно говорить определенно. Но, с другой стороны, без изучения того, что еще не завершилось, мы никогда не сможем скорректировать результаты.

Кроме того, я продолжаю работу в области теории истории. Это и есть круг моих научных интересов. Эти сюжеты я и преподаю.

- Гуманитарии – это особый, творческий, склад ума. И, безусловно, для профессий этой области крайне важно поддерживать и активизировать именно созидательное начало. А в Вашем университете есть ли дополнительные способы развивать тягу к творчеству у студентов (возможно, конкурсы, специальные курсы, использование оригинальных подходов в обучении)?

- Я даже считаю, что это не дополнительные, это важнейшие способы. Конечно, мы очень серьезно относимся к так называемой студенческой науке. Мы ввели специальные конкурсы «Третьекурсник-исследователь», конкурс дипломных проектов, у нас проходят ежегодные конференции по итогам студенческих практик, есть совет молодых ученых. Мы проводим конкурсы не только для студентов, но и для молодых преподавателей. Я уверен, если в университете с первых шагов обучение не связано с научным творчеством, то это не университетская площадка. Поэтому научное творчество - важнейшая составляющая жизни РГГУ, и мы стараемся создать для него максимально благоприятные условия.

У нас есть масса форм внеаудиторной творческой деятельности. Мы стараемся привлекать студентов во все научные и международные мероприятия, которые, кстати, проходят у нас очень часто. Но, конечно, резервы есть и здесь. Творческую составляющую надо усиливать и, мы считаем, что это один из важнейших элементов нашего образовательного процесса, потому что без приобщения к научному творчеству никакого образования в высшей школе быть не может.

- Поздравляя Вас с приближающимся юбилеем, хотелось бы узнать о Ваших творческих планах - и в науке, и в управлении университетом.

- Конечно, у меня много планов. Я рассчитываю продолжать направления своего научного поиска – уже есть замыслы и наработки. Что касается управления вузом, то сейчас наш университет вступил в новое качество - многие навалившиеся проблемы, связанные с кризисом вуза, мы постепенно преодолели или продолжаем преодолевать, и этот процесс близок к завершению. Но в последнее время появились и другие, внешние трудности, которые вызваны уже глобальным кризисом. Поэтому первая моя задача как ректора – быть готовым к возможным вызовам. И это очень важная задача, поскольку от того, как мы встретим эти трудности, зависит будущее нашего вуза.

Мы хотим стать подлинным, одним из ведущих, центров гуманитарного образования и знания в стране (надеемся и в мире). Для этого нужно сделать многое, но у нас есть потенциал. Мы хотим продолжить линию по сохранению лучшего, что накоплено российской образовательной системой, нашим университетом, но в то же время не отворачиваться от инноваций, которые появляются и в мировой, и в отечественной науке. Естественно, мы хотим повышать качество наших услуг - качество преподавания и образования. Этот процесс вечный, но над ним нужно постоянно работать. Мы хотим сохранить творческую атмосферу, которая сложилась в наших стенах и по мере возможности ее развивать. И мы хотим, чтобы наш вуз – Российский государственный гуманитарный университет, полностью отвечал своему названию. Чтобы, в полном смысле слова, он был «российским», был «государственным», был «гуманитарным» и был «университетом». Это не так уж мало, потому что в этих словах - большой потенциал и значение. И чтобы соответствовать им, нужны немалые усилия. В каждой из этих частей заложено очень многое, а их единство создает новое качество.