РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Заседание Ученого совета РГГУ от 20 марта 2018 года

Опубликовано: 26.03.2018 |  Обновлено: 09.04.2019 16:18:40 |  Просмотров: 1956

20 марта 2018 года состоялось очередное заседание Ученого совета РГГУ. На повестку были вынесены следующие основные вопросы: роль РГГУ в современном гуманитарном образовании и науке; направления информационного продвижения вуза; информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»: проблемы и задачи.

DSC_0358.jpg

В начале заседания Ученый совет поддержал предложение о присуждении в 2018-м году Премии имени А.Л. Шанявского за выдающийся вклад в развитие фундаментальных гуманитарных исследований сотрудникам университета И.В. Кондакову, М.П. Одесскому и Т.И. Хорхординой.

Выступление исполняющего обязанности ректора А.Б. Безбородова было посвящено работе итоговой Коллегии Минобрнауки от 14 марта. «Выступление Министра О.Ю. Васильевой – объемное и содержательное, оно имеет несколько серьезных разделов, причем интересен не только характер этих разделов, но и их содержание, - отметил Александр Борисович. - Принципиальна именно очередность этих проблемных блоков для современной высшей школы. Что касается образовательной части, здесь ключевая задача была озвучена как эффективное использование механизмов проектного управления в работе высшей школы.

Помимо высшего образования, Минобрнауки работает в приоритетном ключе еще по двум-трем линиям: это общеобразовательная школа и дошкольное образование. Формируется новая образовательная среда для школьников, основанная на современных информационных ресурсах. И экспортный потенциал российского высшего образования во многом перенацеливается на школы. Такие направления деятельности, как олимпиады, детский отдых, работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, с ограниченными возможностями, сегодня профинансированы на должном уровне и осуществляются в очень напряженном подконтрольном режиме в системе высшего образования. В стенах Российского государственного гуманитарного университета широко, на новом по существу уровне, осуществляется организация олимпиадного движения, весьма успешно работает Предуниверсарий и многие другие формы нашего взаимодействия со школьниками. Это, безусловно, позитивные факторы, и они не останутся без финансового попечения со стороны Министерства образования и науки. К тому же, это серьезнейшая социальная миссия нашего университета, гуманитарная миссия. Это очень важно подчеркнуть сегодня.

Говоря о высшей школе, я бы отметил следующее: сегодня контрольными цифрами приема, а их 540 000 на бюджетные места, автоматически обеспечен каждый второй поступающий в высшую школу. А каждый следующий второй может претендовать на договорную форму обучения. Подозреваю, что эти контрольные цифры взаимосвязаны. Нет революционных рывков ни в ту, ни в другую сторону, курс плавный. Средний бал Единого госэкзамена за последние годы по стране серьезно вырос и был озвучен как 68,2. Если летом он будет 70, а в РГГУ, возможно, и 80, то у нас сохранится подушка безопасности в 10 баллов. Если мы прибавляем средний балл ЕГЭ соразмерными темпами, это хорошо, если нет, значит, отстаем. Это первый показатель мониторинга высшего образования.

DSC_0350.jpg

Предстоят серьезные изменения, модернизация педагогического образования. Есть опорный вуз - МПГУ, освоивший эти эффективные механизмы проектного управления. В его адрес на Коллегии звучало немало комплиментов. Будет развиваться, об этом было сказано отдельно, историческое образование в стране. Теперь о стратегии научно-технологического развития. Соответствующая концепция есть, но, видимо, она будет дорабатываться, потому что зачастую говорится, что она содержит компоненты, не достаточно профинансированные. Рост инвестиций в высшее образование за последние пять лет, с 2012-го по 2017-й год, увеличился в один и три десятых раза. Что касается доли российских публикаций в мировом объеме в 2016-ом году, она составляет 2,7%. Думаю, это не очень много, и положительной динамики здесь не наблюдается.

Еще один важный вопрос - молодежная политика. Это волонтерство (как государственная задача) и органы студенческого самоуправления. И то, и другое очень ярко позиционируется в РГГУ. Наши институты и факультеты богаты волонтерами и студенты работают очень хорошо. Что касается органов студенческого самоуправления, здесь есть сложности. Они связаны с тем, что общество наше открытое, сегменты гражданского образования, самообразования расширяются, много альтернативных молодежных студенческих коллективов, которые развиваются иногда сами по себе, а иногда под влиянием извне. Предвыборная пора многому нас всех научила. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить буквально каждого из вас за очень добросовестный профессиональный труд в это ответственное время. Конечно, каждый может говорить то, что считает нужным, но когда люди тем самым напрямую работают против имиджа своего родного университета, это очень обидно.

Может быть это излишние опасения, перестраховка, но мой скромный опыт административной работы говорит о том, что это не пустяки, к этому надо внимательно прислушиваться. Может быть, студенты хотят донести до нас что-то важное. Весь вопрос в форме и времени, когда это происходит. Напомню, что накануне президентских выборов в университете прошла масса ответственных мероприятий, встреч с депутатами Государственной Думы, представителями правительственных структур московского и федерального уровня. Тематика этих встреч отвечала студенческому запросу о возможности индивидуальной практики, стажировок в системе государственной службы и на должностях, приравненных к муниципальной и федеральной госслужбе. Со стороны студентов интерес огромный, главное, проследить, чтобы это было органично вписано в учебный процесс.

Могу назвать приоритеты международной деятельности со стороны отраслевого органа управления высшим образованием, цитирую: “Международная деятельность, региональный аспект, Южная Осетия, Абхазия, деятельность в рамках ЮНЕСКО, Таджикистан и страны БРИКС”. Записано дословно. Мы все серьезно относимся к русскому языку за рубежом, этот актив задействован. Уверен, что РГГУ на грантовой основе достойно выступит по этому направлению. У нас есть очень интересные научные наработки.

DSC_0353.JPG

Само высшее образование – это огромный мировой инфраструктурный проект. Российская высшая школа, конечно, не является исключением, но и механизм заявленного проектного управления здесь не всегда работает как следует. Например, колоссальную озабоченность вызывает сохранность и ремонт зданий и сооружений, которыми располагает каждый вуз. Наш РГГУ тоже. Далеко не всегда удается навести надлежащий порядок. Многое сделано, в первую очередь, с помощью деканов, директоров институтов, но недофинансирование этой сферы сказывается, особенно страдают верхние этажи зданий и сооружений из-за ветхости кровли. Казалось бы, что может быть банальнее? Но убытки колоссальные. Штрафы за рушащиеся потолки в образовательных учреждениях высшего образования по стране за последний год составляют порядка 54 миллиардов рублей. Практика подсказывает, что здесь многие вещи кардинально не продуманы.

Также на Коллегии шла речь о контроле. Контроль будет усиливаться в ближайшее время, в ближайшие два года. Он станет более жестким и коснется, в первую очередь, финансовых потоков, их прохождения и реализации дорожной карты. Отсматривается каждая копейка, ее движение в нашей системе бюджетных отношений с государством изучается с фантастическим мастерством, изысканностью и изощренностью. В РГГУ нет финансовых нарушений в последнее время, в этом заслуга всего коллектива. Однако дорожная карта Президента Российской Федерации, принятая в 2012-м году, по-прежнему актуальна, не подвержена деформациям и подлежит неукоснительному исполнению каждым руководителем высшего учебного заведения. Ее выполнение подразумевает, в частности, 200% от средней оплаты труда по Москве. Эти 200% зафиксированы на компьютерах руководителей самого разного уровня, и в Правительстве, и в Министерстве образования и науки. Если ты выпадаешь из этого мониторингового показателя, не проходишь по нему, как и по остальным, то начинается рассмотрение на предмет соответствия руководителя занимаемой должности. Это правильно. Поэтому общеуниверситетские интересы необходимо четко соотносить с общегосударственными и помнить, что отлаживание учебной работы, учебного механизма в университете тесно связано с механизмом финансирования. Именно так финансируется университет: по контрольным цифрам приема, ремонтным работам в различных направлениях и специальной поддержке вуза, если он о такой просил.

Инновационная деятельность очень важна для нас. Мы на уровне ректората составили небольшую рабочую модель развития РГГУ в стратегическом разрезе. Она не тривиальна, в ней нашла отражение очередная индустриальная революция. Но, тем не менее, нам она сейчас нужна как прикладной инструмент контрольной цифры приема. Мы учли все соображения и предложения наших коллег, они очень интересны. РГГУ имеет в своем составе прекрасный информационный институт, филологические инновации, Историко-архивный институт и многие другие направления образовательной деятельности, связанной с цифровой информацией big data. Необходимо перестроиться, увидеть себя через новые перспективные направления работы в той модели, в которой мы прописаны в глобальном, отечественном и институциональном масштабах».

С докладом о роли университета в современном гуманитарном образовании и науке выступил президент РГГУ Е.И. Пивовар. «Эта тема особенно актуальна сегодня, в канун нашего 27-летия, - подчеркнул Ефим Иосифович. – И пусть мы будем праздновать День РГГУ 27 марта, когда откроются Гуманитарные чтения, но, тем не менее, уже 27 лет, несмотря ни на что, мы существуем и успешно развиваемся. Университет занял свою уникальную нишу, что подтверждается, в первую очередь, количеством подаваемых заявлений. Конкурс в РГГУ стабильно высок. По среднему баллу ЕГЭ мы занимаем 20-е место среди московских вузов и 30-е среди всех вузов страны. При этом здесь не учитывается то, что РГГУ последние годы крайне редко проводил олимпиады и вообще не имел дополнительного экзамена. А дополнительный экзамен – это 100 баллов, олимпиада – 100 баллов. Но даже без этого мы опережаем такие вузы, как Бауманка, Российский государственный университет нефти и газа, РУДН и т.д. Следующий показатель – качество абитуриентов. Далее – рейтинги. Я не большой сторонник этого процесса, но мы рейтингуемся наравне со всеми, хотя у нас нет половины подразделений классического университета.

DSC_0354.jpg

Проект РГГУ многие копируют. В этом проекте сейчас сложилось практически полностью то, что было задумано когда-то, но теперь уже воплощено. У нас представлены все уровни образования, от Предуниверсария (школа), Гуманитарного колледжа (среднее профессиональное образование), бакалавриат, магистратура, и, конечно, послевузовское и дополнительное образование. Это есть далеко не во всех вузах, даже тех, которые входят в «5-100». У нас есть все фундаментальные программы гуманитарного и социального знания, есть программы прикладного гуманитарного и социального знания. У нас есть значительная часть программ на стыке гуманитарного, социального, и естественнонаучного знания. Подобного комплекса нет больше ни у кого, и в этом заключается наше абсолютное конкурентное преимущество. Мы его недооцениваем. Я много об этом раньше говорил, но сегодня я хочу сказать об этом особенно.

У нас очень высока степень междисциплинарности при реализации образовательных программ и научных проектов. Взять, например, архивоведение, с которого всё начиналось в Историко-архивном институте. Оно тесно связано с рядом программ и наук, дисциплин, специальных дисциплин, общих научных дисциплин. Документоведение как прикладная гуманитарная дисциплина также имеет огромное количество связей. То же касается направлений “реклама” или “защита информации”, и многого другого. Мы это преимущество недооцениваем. Следует идти дальше, формировать темы, проекты образовательной и научной работы, которые эту междисциплинарность в полной мере реализуют.

Коротко о ситуации в отечественном гуманитарном знании. Как я уже сказал, проект РГГУ постоянно копируется, частично или полностью, удачно или не очень. Правда, есть несколько успешных гуманитарных центров, имеющих очень хорошие гуманитарные программы, которые никогда нас не копировали. Однако есть и масса обратных примеров. Плохо это или хорошо – другой разговор, но это, безусловно, приводит к росту конкуренции.

Еще один вызов времени, о котором сегодня много говорили, - это наукометрическая среда, новые условия управления в высшей школе. У нас сейчас фактически содержание имеет меньшее значение, чем показатели, которые представлены на сайте. Если есть центр, а нет сайта, то можно сказать, что нет и центра. Понимаете? Контроль зачастую происходит дистанционно.

Хотел бы особенно уделить внимание направлению деятельности по позиционированию и развитию гуманитарного знания в наши дни на примере РГГУ. Мы можем очень активно участвовать в мобилизации инструментов для повышения статуса гуманитарного знания. Да, научная этимологическая карта существует, там кратко прописано, что общественные науки должны развиваться, но это больше ничем не зафиксировано. Наша задача – стоять во главе этого движения и добиться, чтобы статус социально-гуманитарного знания был зафиксирован в конкретных проектах.

DSC_0356.jpg

Вторая задача, которую я тоже считаю очень важной, это выявление факторов, направленных на расширение признания и влиятельности отечественных научных гуманитарных школ в глобальном академическом дискурсе, экспорт гуманитарного образования. Это продвижение наших проектов в мир, в академический дискурс. Гуманитарии жалуются на снисходительное отношение, но они не активны в этом академическом дискурсе, их просто не видно. Это принципиальный вопрос.

Третий момент, самый важный – это наша задача, наша функция: укрепление национальной и культурной идентичности российских граждан, как устранение угроз национальной безопасности страны. Действительно, если РГГУ, как и другие гуманитарные вузы, не будет заниматься укреплением культурной идентичности наших граждан, то национальная безопасность страны может пострадать. И тут речь идет не только о патриотическом воспитании, но и о продвижении культурной идентичности во всех ее проявлениях, во всех ипостасях. Это и антропология, это и филология, это и архивы, и история, и культурология, и многое другое.

Четвертая позиция – содействие современному пониманию границ и соотношение между различными направлениями социогуманитарных исследований в области наук об обществе и наук о человеке. Это интенсификация междисциплинарных исследований как внутри каждой области, то есть внутри истории искусств, внутри социологии, внутри политологии, так и на стыке всего этого между собой, на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания. Есть прорывные направления в этом плане - когнитивные технологии, информационные технологии, искусственный интеллект и многое другое. Но это гораздо меньше того, на что мы способны. Уже ясно, что развитие гуманитарных наук сегодня невозможно без теснейшего взаимодействия с информатикой, математикой, генетикой, биологией, химией и т.д. И научные прорывы будут возникать именно на этих стыках. Необходима выработка приоритетов. Мы должны работать на опережение и искать приоритеты в тематике образовательных программ, научных программ именно на стыке междисциплинарности. У нас есть преимущество, потому что на сравнительно небольшой площадке, которой является РГГУ, есть представители практически всех областей гуманитарного знания. И взаимодействие здесь просто априори существует. Я говорю это со знанием дела, я знаю, что во многих крупных вузах взаимодействие между структурами, научными и предметными структурами, факультетами, крайне слабое. А у нас – наоборот, и если мы будем его дополнительно стимулировать, мы сможем добиться выдающегося результата.

Следующий вопрос – вклад РГГУ в становление экспертизы общественно значимых проектов. Это тоже важно, тем более, что у нас есть для этого все инструменты. Александр Борисович говорил о формировании big data центров: они уже сейчас существуют и в архивном деле, и в психологии, потому что психология ребенка – это большие данные о детях, в информатике. С этим связана и необходимость выработки мер профилактики жестокости и насилия в Интернете, где очень пригодятся наработки РГГУ. У нас также есть очень большие возможности выработки комплекса гуманитарных программ в области современной глобалистики: это и проблематика Евразийского экономического союза, это ШОС, это БРИКС, это большой Ближний Восток, Большая Евразия и Великий шелковый путь. Всё это крайне важные направления, где можно показать товар лицом, где междисциплинарность очень важна.

Еще одно направление, которое мы развиваем совместно с МГТУ СТАНКИН – гуманитаризация инженерных технических работников. Интерес есть с обеих сторон. Насколько это будет реализовано, пока трудно сказать, но, тем не менее, сам факт очень важный, мы долго шли к тому, чтобы появилась такая возможность. Другое значимое направление – это реализация потенциала в области интернационализации и экспорта российского образования. Эти два процесса взаимосвязаны, поэтому нужны программы, как минимум, на русском и на английском языках. Может быть, следует привлечь к этой работе кафедры иностранных языков.

DSC_0357.jpg

С одной стороны, сегодня средний возраст населения выходит на рубеж 80-летия. С другой стороны, идет очень серьезная работа с репродуктивными технологиями, и наши психологи, специалисты в области педагогики, включая гуманитариев из других областей, все больше должны заниматься исследованиями, связанными с этим демографическим переходом. Тут РГГУ тоже может сыграть важную роль. У нас есть наработки в области гуманитарной криптологии, когнитивных технологий и т.д., - та самая ниша, которую мы почему-то пока не задействуем. А есть смысл задействовать. Да, подготовкой и переподготовкой учителей для школы занимаются педагогические вузы. А вот переподготовкой вузовских работников-гуманитариев мы можем заняться. Необходимо обращаться с проектами переподготовки вузовских работников не только нашей страны, может быть, и постсоветского пространства, в наших предметных областях: в лингвистике, в литературоведении, в истории, в архивоведении.

И это, конечно, мониторинг научной периодики. Следует проверить, какого качества гуманитарные журналы существуют в стране, какие из них входят в список ВАКа.

У РГГУ есть еще одно выгодное отличие, которое заключается в связи науки и искусства. У нас есть программы, которые готовят творцов. Есть реставраторы. Есть рекламщики – они сами создают продукт. Есть журналисты, дизайнеры книг, дизайнеры среды – это все творчество, и это очень важно. Это наше преимущество, которое мы должны использовать во благо.

Следует отметить, что существуют и маркеры нашего продвижения. Сегодня сложилась достаточно благоприятная атмосфера, в том числе, со стороны Минобрнауки. Создан экспертный совет по гуманитарному знанию, он призван аккумулировать предложения в гуманитарной области, и, так сказать, продвигать проекты. Разработаны инструменты, которые касаются определенного отраслевого влияния, поскольку мы в ряде отраслей занимаем передовые позиции. Но самое главное – это именно инновационные проекты, которые могут позволить нам продвигаться вперед. Труд этот будет сложный, противоречивый, но если мы будем действовать, учитывая наш опыт и научную базу, уверен, мы обречены на успех».

Доклад проректора по информационной политике А.Э. Титкова был посвящен направлениям информационного продвижения РГГУ. «Когда мы говорим об информации, ей бессмысленно придавать какой-либо эмоциональный оттенок, тем более, когда речь идет об университете, - напомнил Алексей Эдуардович. - Информация, которая живет вокруг университета, - это процесс обмена знаниями между университетом и окружающим миром. Чем выше и качественнее процент производимых знаний, тем выше запрос в сторону университета по приобретению этих знаний, притом, что они могут приобретаться самыми разными способами. Наши взаимоотношения со СМИ и с информационным полем – такой же процесс приобретения знаний. Преимущество РГГУ заключается в том, что мы эти знания раздаем практически бесплатно. Если другие университеты на информационном поле зачастую выступают в качестве торговцев знаниями, выставляют большое количество препон и административных заслонов, и для того, чтобы добраться до эксперта, например, Высшей школы экономики или МГУ, журналисту приходится основательно потрудиться, то у нас этого нет.

DSC_0359.jpg

Итак, университет производит знания, а окружающий мир их усваивает. И в связи с этим наблюдается характерная картина. Мы провели аналитическое исследование, используя такие измерительные инструменты, как “Медиалогия” и Google Analytics. С их помощью мы проанализировали информационную активность в медийном поле за февраль 2015, 2016, 2017 и 2018 годов. Февраль – потому что по информационной статистике и по формату работы с информацией это наиболее нейтральный и объективный месяц. В феврале 2015-го года сообщений, связанных с деятельностью РГГУ (это и экспертные сообщения, и новости, и упоминания) было около 900. В 2016-м году их уже было 1175, в 2017-м – 1020, и в 2018-м – 1285. Поясню эти цифры. Хотел бы обратить ваше внимание на огромный объем новостной информации, которое продуцирует наш университет. Мы находимся по этому показателю в первой пятерке вузов. Этот скачок был произведен примерно с конца 2015-го года. С чем это было связано?

Университет продуцирует информацию несколькими способами, наиболее интересный из которых связан с тем, как работают эксперты университета. Некоторое время назад на Ученом совете я говорил о том, что наше экспертное университетское сообщество стало себя называть. Это серьезный положительный момент, потому что до этого многие наши коллеги себя не называли или называли себя еще кем-то, не аффилируя с РГГУ. Также сказалось следующее: в 2015 году Фонд развития гражданского общества выделил грант на экспериментальную площадку, которая сконцентрировалась на опросе специалистов гуманитарного профиля по различным новым или актуальным знаниям. Эта площадка была названа «Новое знание», а в качестве экспериментальной базы был взят РГГУ. Таким образом мы в значительной степени подняли экспертное цитирование университета.

Самый острый этап был в феврале 2016-го года: 121 негативных сообщений. Это как раз был период большой информационной войны, которую вели вокруг университета разные заинтересованные лица и организации. И за один год усилиями коллег, специалистов и партнеров университета удалось сократить этот объем в десяток раз. В 2017-м году негативных сообщений было 8, и в 2018-м году – 4. Динамика позитивных сообщений растет в противоположном тренде. Подчеркиваю – поскольку мы не театр, не сцена и не эстрадный коллектив, то негатив и позитив оценивается не ключевым образом. А вот объем знаний, которыми мы делимся, возрос за это время более чем на 30%.

Несколько слов о том, что из себя представляет университет как информационное поле. Университет не только производит знания и информацию, он зачастую выступает как коллективное СМИ. И ориентируясь на аналитические данные той же “Медиалогии”, могу сказать, что пресс-служба РГГУ стоит по объему производимой и используемой информации в перечне всех ресурсов на 4-5 месте. Это, опять же, было достигнуто за последние 4 года.

DSC_0360.jpg

Общий объем обращений за информацией на сайт университета – примерно ¼ миллиона в год. Это очень большая цифра. Нами интересуются не только в России, но и за рубежом, в первую очередь, в США. Наиболее активная возрастная категория интересующихся – 25-34 года. Показателен и объем интереса, который направлен на те или иные сегменты университетской деятельности: здесь в качестве лидеров – бакалавриат и специалитет, далее – университетские олимпиады и дополнительное образование. Очень большой объем информации забирают специализированные СМИ по международной тематике. Если говорить о цитируемости этого сектора, то за прошедшие три года мы примерно в четыре раза увеличили объем цитируемости через Russia Today, а наши международные эксперты фактически в пять раз увеличили свое присутствие на информационном поле. Таким образом, можно сделать вывод о том, что университет растет, и растет он благодаря вам, коллеги».

«Мы совместно с ректоратом сформулировали понятие информационной политики в последнее время, и пытаемся в первую очередь на законодательно-нормативном уровне ее закрепить и обозначить, для того, чтобы правила игры на этих виртуальных полях были ясными и прозрачными, - прокомментировал и.о. ректора А.Б. Безбородов. - Подписано распоряжение, в соответствии с которым назначены люди, ответственные за обновление раздела сайта “Кто есть кто”. Также 7 марта подписан приказ об организации работы по размещению документов на сайте www.government.ru в сети Интернет – это прямой выход на высшие руководящие структуры Российской Федерации, в частности, на сайт Администрации Президента. И 20 марта подписан приказ о предоставлении информации на сайте РГГУ. Пожалуйста, отнеситесь к этому очень внимательно».

В 2018-м году Международный учебно-научный центр Москва-Квебек РГГУ отмечает свое 20-летие. В этой связи руководитель Центра Е.В. Исаева выступила с докладом, в котором кратко изложила историю создания Центра, представила основные направления и результаты работы, рассказала о перспективах межуниверситетского сотрудничества. Теплые слова в адрес руководителя центра и пожелания дальнейших профессиональных успехов высказали А.Б. Безбородов и проректор по учебной работе Н.И. Архипова. «У нас все международные центры уникальны, но этот – один из самых уникальных, - добавил Е.И. Пивовар. - Думаю, в геополитическом плане есть смысл обратить особое внимание на два направления: это арктические исследования и русские диаспоры, представленные в Канаде, поскольку мультикультурализм – официальная программа этого государства».

По итогам заседания Ученого совета были приняты следующие основные решения:

·       Предоставить к ученому званию доцента А.С. Бобровой по научной специальности 09.00.07 – Логика и И.Е. Печенкина по научной специальности 17.00.04 – Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура.

·       Принять Положение о материальной поддержке остро нуждающихся студентов РГГУ.

·       Утвердить заявленные темы диссертаций.