российский
государственный
гуманитарный университет

15.11.2002

Сады истории

15 ноября - 7 декабря 2002 г.

Выставка, организованная Музейным центром РГГУ совместно с Центром довузовского образования, посвящена историческим и мемориальным местам в садах Европы - Италии, Англии, Франции, Голландии, России, Швеции, Дании, а также Соединенных Штатов Америки. Ее тема - зримые следы истории, воплотившиеся в саду и увиденные историком искусства.

Автор выставки - доцент кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ, кандидат искусствоведения Борис Михайлович Соколов посвятил изучению западноевропейского и русского садового искусства более десяти лет. Он много путешествует, занимается научной и выставочной работой в этой области и читает курсы лекций по истории садов для студентов Университета.

Сад - это особый мир, полный событий и приключений. Странствия по лабиринтам, гротам, заброшенным башням, искусственным и естественным руинам, по стриженым боскетам и разросшимся чащам, наконец, путешествия по недрам библиотек и архивов позволяют понять душу сада - его программу, наглядное или тайное послание, обращенное к внимательным посетителям.


Статуя, надпись, беседка, садовая скамья иногда могут рассказать очень многое о событиях малой и большой истории. Таковы парк Во-ле-Виконт, стоивший свободы Никола Фуке, министру финансов Людовика XIV; фонтан Геракла в шведской королевской резиденции Дроттнингхольм, взятый в качестве военного трофея в побежденной Дании; заросший мхом грот в Версале, ставший местом, где была взята под стражу Мария-Антуанетта.

Но история сада выражается и в смене стилей, в настроении его построек и пейзажей. "Маска Безумия", беседка в виде разинутой пасти в парке Бомарцо, говорит о причудливой культуре маньеризма гораздо больше, чем учебники и трактаты; замок-руина Павлиньего острова и "недостроенный" Храм современной философии в Эрменонвиле позволяют ощутить меланхолию и пафос эпохи Просвещения; пагода в английском парке Кью напоминает о рождении экзотической темы в европейском искусстве; Сад Любви замка Вилландри, изображающий в своих зеленых узорах "пылкую", страстную", "притворную" и "трагическую" любовь, соединяет французскую галантность и поиск вечных символов, столь характерный для искусства начала ХХ века.


Выставка продолжает авторский эксперимент по созданию "живой книги", открытый экспозицией Б.М. Соколова "Мир садовых руин" в музее-заповеднике "Царицыно" (4 октября - 1 декабря 2002 года). Каждая фотография сопровождается подробным рассказом о смысле, истории и настроении памятника, об истории и жизни его владельцев.

6 декабря в рамках выставки состоялся мастер-класс «Фотообраз в гуманитарном исследовании». Борис Михайлович Соколов рассказал о создании выставки и о роли, которую творческая фотография может играть в современном гуманитарном исследовании.

Фотография, становящаяся частью поисковой работы, средством анализа предмета и явления, создает образ, который обладает самостоятельным значением и порой определяет собой тему дипломной работы, диссертации или статьи. Соколов рассказал о своем опыте фотографирования садовых ансамблей, без которого его научная тема - сравнительная история садов - просто не могла бы существовать.

На мастер-классе были показаны образцы разных типов фотосъемки: фиксационной, образной, концептуальной, даны советы по выбору тем и аппаратуры. В заключение автор рассказал о проблемах фотоисследования, о приключениях, которые случаются на этом пути, и о своих дальнейших планах.



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru