РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Новости


23.06.1999

Тамара и Юрий Астапченко. Живопись и пластика

Тамара и Юрий, художники из Воронежа, не слишком хорошо известны московским зрителям. Их лучше знают за рубежом - их работы есть во многих частных коллекциях США, Великобритании и Германии.

Они познакомились в Харькове, в художественно-промышленном институте, где оба учились - он на факультете монументально-декоративной скульптуры, она - на факультете художественного оформления и интерьера. Тамара и Юрий участвовали во многих смотрах художников, в числе последних - "Художники центральных областей России" (1997 г.), "Россия-9" (май 1999 г., Москва, Манеж). В Воронеже в 1998 году с успехом прошла персональная выставка Юрия Астапченко "Бронзовая серия". И вот теперь - их совместный проект в Москве, представляющий живописные полотна Тамары и бронзовые скульптуры Юрия Астапченко.

Тамара и Юрий Астапченко - редкий пример гармонии не только в жизни, но и творчестве. Немного найдется семейных творческих союзов, где яркие художественно одаренные личности в состоянии в полной мере сохранить свою индивидуальность - обычно более сильная подавляет, подчиняет себе более слабую сторону. Астапченко -исключение. Работая в разных видах изобразительного искусства, они прекрасно дополняют друг друга, как ни парадоксально это выглядит на первый взгляд.

Оба художника тематически диаметрально противоположны друг другу: главной темой Тамары была и остается природа, ее пейзажи, масштабные, наполненные внутренней силой, написаны энергично и смело, ее кисть словно стремится "вылепить" объемы скал, моря и неба так, что иногда создается впечатление "скульптурности" ее живописи. Ее пейзажи чаще всего безлюдны, а фигура человека, изредка появляющаяся в ее работах, - скорее способпередать масштабные соотношения объектов, чем самоцель.


Напротив, главной темой в творчестве Юрия Астапченко был и остается человек, но скульптор практически не работает в жанре портрета. Его женские образы - это скорее символы, архетипы, выражающие вневременные, вечные темы, такие, как материнство, одиночество, ожидание... Эмоции показаны через пластику фигур, линии рук, изгибы тел, а не через лица моделей, которые даны предельно обобщенно. Такое предпочтение в передаче внутреннего психологического состояния - через движение, пластику тела, а не выражение лица - было характерно и для древнегреческой пластики архаического периода, которая, по собственному признанию скульптора, является предметом его постоянного интереса.


Можно без преувеличения сказать, что скульптурные работы Астапченко очень живописны: главным в их восприятии является не объем, а силуэт, а их поверхность поражает многообразием тональных переходов от блестяще заполированного до матово-шероховатого. Художник стремится показать зрителю гораздо больше, чем просто скульптуру, ограниченную объемом. Аура, энергетика его вещей явственно присутствует в пространстве, заставляя ощутить фигуры-символы в природной среде, которую зритель не видит, но ощущает.

Говорят, что каждое художественное произведение неповторимо. В отношении работ Астапченко это верно вдвойне. Все они существуют в единственном экземпляре, поскольку автор работает в очень сложной технике "с утратой восковой модели".

... Природа и человек неразделимы: это две сущности единого мира. В творчестве Юрия и Тамары Астапченко, таких разных и тематически, и стилистически, единство и мира природы, и мира человека столь же органично, как и в жизни.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru