РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Новости


13.05.1999

Тридцатилетняя война и старый Ревель

РГГУ, с его нацеленностью на взаимообогащающий диалог с различными зарубежными научными школами, стал реальной базой для комплексного углубленного изучения истории Швеции, ее языка и культуры. Российско-шведский научно-учебный центр, созданный здесь в 1996 г., развивает идеи исторического взаимодействия российской и североевропейской культурных традиций. Проведение Дней Швеции в РГГУ является органичным продолжением сотрудничества между российскими и шведскими учеными и деятелями культуры.

ДНИ ШВЕЦИИ В РГГУ 1999:

Художник Аксель Линд (р. 1907) представляет и Данию, свою кровную родину, и Швецию, ставшую родиной его многочисленных полотен.


В диалог с ним мог бы вступить русский поэт Борис Пастернак, строки которого можно взять в качестве эпиграфа к творчеству художника:

"Приедается все.
Лишь тебе не дано примелькаться,
Дни проходят,
И годы проходят,
И тысячи, тысячи лет.
В белой рьяности волн,
Прячась
В белую пряность акаций,
Может, ты-то их,
Море,
И сводишь, и сводишь на нет".

Это философское и поэтическое обобщение сродни художественному миру Акселя Линда. Море для него не просто источник вдохновения, объект для демонстрации колористических возможностей, но и символ взаимоотношений художника-патриарха с окружающей действительностью. Начав рисовать с пяти лет, Линд добился значительных успехов как пейзажист и портретист, но широкую известность получил именно как маринист. Не случайно именно Линд основал культурный фонд и музей художников-маринистов в Гренене. Дни Швеции в РГГУ открываются торжественной церемонией, на которой Аксель Линд передает в дар университету одно из своих полотен с изображением морской стихии - "Айсберг. Гренландия".

  Собрание русского ученого и коллекционера В. Т. Козлова находится в центре следующего дня культурной программы. Часть этого собрания выделена в особую выставку - гравюры старых мастеров с портретов деятелей Тридцатилетней войны, выполненные в Лейпциге в XIX в., и виды старого Ревеля 70-х гг. XIX в. художника Л. Х. Петерсона,- созданные в Берлине. В данном случае представляют интерес и личность коллекционера, и сама выставка, и "круглый стол" под названием "Густав II Адольф, 30-летняя война и старый Ревель", отправной точкой которого послужила выставка.

Возможно, участников "круглого стола" привлечет не только личность выдающегося шведского короля Густава II Адольфа (1594-1632), реформатора, просветителя, отважного полководца времен Тридцатилетней войны, при котором Швеция стала великой державой, но и те исторические аллюзии, которые возникают при сопоставлении казалось бы столь отдаленных эпох, как эпоха Тридцатилетней войны и эпоха войн конца двадцатого столетия. Однако все близко, все рядом. Как сказал поэт, "сорви травинку - покачнешь звезду...".


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru