российский
государственный
гуманитарный университет

17.03.2011

«Не умирай, сокровище мое...».

Некоторое время назад в руки студента ВШР Максима Кишкина попал чемодан с чердака старинного дома в Трубниковском переулке, полный фотографий разных людей, оставивших на них свои автографы – дарственные надписи, адресованные одному и тому же лицу. Многие из посвящений имеют дату – 1926 год. Самая поздняя – 1937. Далеко не все персонажи были известны Максиму, но имена некоторых впечатляли. Немирович-Данченко, Книппер-Чехова, Любовь Орлова… Портреты в разных ракурсах, эффектных позах, соответствующих стилю того времени… Все – артисты? И Максим Кишкин отправился по следу: Художественный театр. Музыкальный театр Немировича-Данченко. Ответы были неопределенными – слишком разношерстная группа дарителей. Неясен был и адресат этих надписей: «Дорогая Елена Андреевна…». 

Выставочный проект представляет результаты многомесячных поисков, в проведении и обсуждении которых участвовали студенты ВШР.  Как реставраторы они не коснулись материала – не только потому, что еще не вполне владеют  профессиональными навыками – среди студентов есть уже и работающие в реставрации люди. Но главным образом из-за того, что в музее театра они узнали о предпочтении получать в свои фонды еще не реставрированные работы (не все сейчас владеют приемами именно музейной реставрации!). Поэтому фотографии экспонируются на нашей выставке в оригинальном виде – как они были найдены.

А вот сведения о персонажах во многом прояснены.

Адресатом подаренных портретов оказалась Елена Андреевна Скаткина, концертмейстер Музыкального театра (сейчас Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), аккомпанировавшая многим певцам, помогавшая готовить их выступления. Так и собиралась коллекция автографов благодарных артистов, даривших свои портреты – на память. Особенно знаковым был 1926 год, которым датируется большинство фотографий. Именно в этом году состоялась гастрольная поездка Музыкального театра в США – буклет о спектаклях сохранился и его также можно видеть на выставке (благодарим Анну Викторовну Смирину, зав. музеем театра). Эта поездка последовала за триумфальными гастролями МХТ, она примечательна и таким фактом, что после нее Немирович-Данченко остался в Америке еще на целый год. Остались там навсегда и некоторые артисты. Максиму удалось проследить их путь в Голливуде. О других объединенных в этой группе людях, об их «службе на театре», о деятелях театральной эпохи, связанной с этими людьми, он собрал фильмы, телевизионные передачи, записи поставленных спектаклей. В этот список включена даже песня на стихи Веры Инбер, портрет которой также вошел в коллекцию Е.А. Скаткиной. Ее автор – Владимир Высоцкий. Обо всем этом можно узнать из обширной мультимедийной части выставочного проекта (см. Путеводитель по электронной части; Перечень персоналий), существенно расширяющей смысловое, содержательное пространство экспозиции.

О Елене Андреевне Скаткиной и сейчас известно очень мало. Как слышал Максим Кишкин – родственник их соседей, Е.А. Скаткина с мужем проживала в верхней комнате того особняка, где был найден необыкновенный чемодан – в доме Остроухова (сейчас здесь Литературный музей). Сначала не было известно даже ее фотографии – и по самим приношениям, надписям на них, по личностям других героев восстанавливался образ этой женщины – тоже ее своеобразный портрет. Потом отыскались и фотографии. Мы можем видеть Елену Андреевну во время репетиций, в театре. Но все-таки и особая аура «восстановленного» портрета сохранилась. Осталось какое-то другое чувство, сформированное не зримым образом, а некими сложившимися воедино свидетельствами и представлениями.

Чем же дорог этот образ нам? Чем он дорог и удивителен Максиму Кишкину, современному молодому человеку, спасшему от забвения тот ветхий чемоданчик? Наверное, особым духом времени, атмосферой иных отношений, стилем общения: «Люди так к друг другу относились… На долгую память дарили свои портреты, вешали их на стену… Висит на стене, вспомнят всегда… Сейчас это утрачено».

Из газеты «Труд» (№ 130 от 14.07.2004): «Считавшийся утерянным архив легендарной группы «Биттлз» был найден в старом чемодане, купленном на барахолке в Австралии… Как сообщает газета «Таймс», туристу просто нужен был дешевый чемодан, для покупки которого он отправился на рынок. В купленном им потертом чемодане оказалось около четырехсот фотографий, программ концертов…Архив.. считался исчезнувшим. Теперь коллекция, видимо, будет продана на аукционе торгового дома «Кристи», специалисты которого уже признали подлинность документов».

В спасенном чемодане с чердака в Трубниках около 25 фотографий знаменитых артистов, многие из которых были известны, иные забыты, о ком-то никогда не слышали целые поколения. Выставка возвращает их нашему времени – и хотя бы немного рассказывает о времени том. «Не умирай, сокровище мое», - обращается  поэтесса Вера Инбер к своей книжке, творчеству, своему времени. И видим – их время и образ возрождается в их лицах – как неумирающий портрет незабываемой эпохи.

Е.А. Савостина


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru