РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Научная деятельность


Научные проекты

Текущие:

Советская наука как индустрия: кадры, инфраструктура, организационно-управленческие практики (1920-1970-е гг.) (научный руководитель - Долгова Е.А., исполнители – Мазур Л.Н., Метель О.В., Слискова В.В., Собисевич А.В., Чукаева Е.К.)

Проект направлен на многоаспектное, комплексное, выполненное в социально-историческом ключе исследование трансформации национального научного сообщества в условиях мощного социально-политического вызова, стоявшего перед российской наукой в XX в. - ее превращения из частного занятия в развитую индустрию. Проект ответит на вопросы:

Страница проекта


«Советская наука 1920-1980 гг.: индустрия и социальные проекты» (научный руководитель – Долгова Е.А., исполнители Романова М.А., Слискова В.В., Шевякова К.С., Неруш В.О.)

Проект направлен на изучение изменения социальной функции науки и социального запроса к профессии ученого в СССР в 1920-1980-е гг. Ракурсом исследования станет советский вариант «большой науки» – мировой тенденции, обусловившей развитие науки как социального института и поставившей перед научным сообществом задачу оперативного отклика на социальные и экономические проблемы. В центре внимания исследовательского коллектива:

Ключевые исследуемые сюжеты:

Страница проекта


Завершенные:

«Советская наука 1920-1980 гг.: от манифеста к мейнстриму» (научный руководитель – Долгова Е.А., исполнители – Неруш В.О., Романова М.А., Слискова В.В., Шевякова К.С.)

Проект направлен на изучение изменения социальной функции науки и социального запроса к профессии ученого в СССР в 1920-1980-е гг. Ракурсом исследования станет советский вариант «большой науки» – мировой тенденции, обусловившей развитие науки как социального института и поставившей перед научным сообществом задачу оперативного отклика на социальные и экономические проблемы. В центре внимания исследовательского коллектива:

  1. изменения характера научных практик и алгоритмов решения социальных задач;
  2. трансформация форм популяризации научного знания.

Ключевые исследуемые сюжеты:

  1. взаимодействие научных исследований и популярных идей-утопий (омоложения, бессмертия) в экспериментальном пространстве 1920-х гг. (Е.А. Долгова, В.В. Слискова);
  2. истории отдельных лабораторий и институциональных центров, созданных в ХХ в. и пытавшихся реализовать утопические идеи на практике, а именно – Института экспериментальной биологии (В.В. Слискова), Института народов Севера (Е.А. Долгова, В.О. Неруш);
  3. творческие биографии конкретных ученых – инженера-нефтяника Ф.А. Требина (К.С. Шевякова), биолога Е.Э. Трапезонцевой (В.В. Слискова), – на примере которых был изучен аспект личного участия ученых в реализации проектов;
  4. изменение формы презентации научного знания: от профессиональных исследований к популяризации – в периодической печати, кинематографе и телепрограммах – и практическому внедрению результатов (Е.А. Долгова, М.А. Романова, В.В. Слискова, В.О. Неруш).

Страница проекта


Методологическое наследие Н.И. Кареева: исследование, подготовка к изданию, комментарии (научный руководитель – Долгова Е.А., исполнители – Малинов А.В., Слискова В.В.)

Проект предполагает реконструкцию методологической концепции Н.И. Кареева, написание серии исследовательских статей, изучение истории создания и обстоятельств подготовки к изданию «Общей методологии гуманитарных наук», восстановление исследовательского контекста, выявление базовых теоретических и философских предпосылок методологический концепции Н.И. Кареева, воссоздание ее научного и диалогического подтекста, подготовку к изданию и научное комментирование самой рукописи «Общей методологии гуманитарных наук».

Страница проекта


«Советский научный эксперимент 1920-х гг.: фантастические идеи и социальная практика» (научный руководитель – Долгова Е.А., исполнители – Н.П. Железова, В.О. Неруш, В.В. Слискова)

Цель проекта заключается в изучении прикладного измерения отечественной экспериментальной науки 1920-х гг. – предложенных ею практик и алгоритмов решения социальных проблем с точки зрения революционного оптимизма в науке: утопий и попыток их реализации, издержек и общественного резонанса. В ходе работы над проектом будет исследован ряд ключевых сюжетов из истории науки 1920-х гг., а именно:

  1. Взаимодействие научных экспериментов и идей-утопий научно-популярной фантастики в экспериментальном пространстве 1920-х гг.;
  2. История отдельных лабораторий и институциональных центров, созданных под влиянием идей «революционной науки» и пытавшихся реализовать утопические идеи на практике - Лаборатории социальной рефлексологии П.А. Сорокина в Институте Мозга и психической деятельности В.М. Бехтерева, Школы социально-индивидуального воспитания им. Достоевского В.Н. Сорока-Росинского, Института экспериментальной медицины и Института по переливанию крови, Института народов Севера;
  3. Изменение формы презентации научного знания (от узко-профессиональных исследований к популяризации и практическому внедрению результатов).

Институт красной профессуры (1921-1938): источники, историографические опыты и новые подходы (руководитель к.и.н. Е.А. Долгова)

Цель исследования – качественно-количественное исследование одной из ведущих институций «коммунистической науки» - Института красной профессуры (ИКП), действовавшего с 1921 по 1938 г. Задачей его создания было максимально ускоренное воспитание научных кадров на основе стратификационной схемы различения «пролетариата» и «буржуазии». Изучение особенностей функционирования, ожидаемых и полученных на практике конкретных результатов деятельности одного из идеологически верных научно-образовательных центров СССР - своего рода «кузницы кадров» советской науки - является уникальным оптическим фокусом изучения бытования науки в 1920-1930-е гг. Работа по проекту дала возможность сформулировать обоснованную гипотезу о том, что комплексное решение трех взаимосвязанных проблем – качественной новизны институции по сравнению с предшествующей образовательной и научной традицией, успешности/неуспешности ее образовательной и научно-исследовательской работы, экономических затрат на содержание ИКП, а также установка на преимущественное внимание к материалам делопроизводства и статистики по сравнению с источниками личного происхождения (мемуарами, дневниками, письмами) позволит скорректировать акценты, уйти от возможной субъективности и тенденциозности в изучении истории ИКП и определить его роль, значение и результативность деятельности в поле отечественной науки в 1920-30 гг.


Социально-демографический портрет исторического научного сообщества 1914-1941 гг. (руководитель к.и.н. Е.А. Долгова)

Целью исследования являлось качественно-количественное исследование состава и структуры научного исторического сообщества 1914-1941 гг. Применение методов современного статистического анализа (в т.ч. статистического пакета SPSS) к исторической документации, выявленной в фондах ГАРФ, РГАЭ, СПФ АРАН, позволило пересмотреть ряд устойчивых суждений: об идеологической однородности научных кадров, специфике их социального и национального происхождения, квалификационных и образовательных характеристиках, условиях профессионального становления, включения в систему ранжирования и социально-экономических льгот и т.д. Статистический анализ был проведен как в целом по науке, так и – ввиду целей и задач данного исследования – отдельно по историческому корпусу. Сопоставление наблюдений, сделанных в отношении социально-демографического состава советских историков, с другими дисциплинами и общими показателями по стране позволил установить специфику данной области науки и работавших здесь исследователей.


Социокультурные ресурсы человека как способ активной адаптации: проектирование и разработка поведенческих стратегий в условиях социального стресса (руководитель д.и.н., проф. Г.Г Ершова)

Исследование было направлено на изучение социальной адаптации как формы активной адаптации человека на примере поведенческих стратегий в условиях социального стресса. Социальная адаптация представляет собой комплексный многоуровневый процесс взаимодействия социума и среды. Для социума важное значение имеет не только внешняя - природная адаптация (к изменившимся условиям биосферы в силу масштабного воздействия на нее техногенного и антропогенного факторов), но и внутренняя - социальная адаптация. В этой связи, особую актуальность приобретает проблема создания механизмов адаптации общества, в полной мере соответствующих сложившимся условиям изменяющегося, нестабильного общества. В основу проекта был положен междисциплинарный подход: легли категории истории, философии, культурологии, психологии, нейрофизиологии, лингвистики.

Обобщающая публикация: Социокультурные ресурсы человека как способ активной адаптации: поведенческие стратегии в условиях социального стресса: сборник статей. / отв. ред. Г.Г. Ершова. [в печати].


Историк в эпоху революции: научная биография Н.И. Кареева 1917-1931 гг. (руководитель к.и.н. Е.А. Долгова)

Целью реализации проекта являлся анализ научно-исследовательской деятельности последних лет жизни Н.И. Кареева (1917-1931 гг.) – отечественного историка, социолога, автора работ по всеобщей истории, теории и методологии исторической науки, социологии, методике образования. В центр внимания была поставлена проблема влияния социально-политических факторов на развитие исторической науки и судьбу отдельного представителя научной среды. Задача исследования заключалась в изучении всей совокупности фактов личностного, профессионального, ситуационного и библиографического характера, образующих историографический жанр научной биографии. Исследование осуществлялось на основе архивных материалов из фондов НИОР РГБ, СПбФ АРАН, РГАЛИ, ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), ГА РФ, РГИА, РО РНБ, ЦГИА СПб, ЦГА СПб, ЦИАМ.

Обобщающая публикация по итогам проекта: Историк в эпоху перемен: Н.И. Кареев в 1914-1931 гг.: исследование и материалы / автор-составитель Е.А. Долгова. М.: РОССПЭН, 2015.