РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Визуальное в литературе


Визуальное к литературе

Студенческий научно-исследовательский семинар

Руководители:
Сергей Петрович Лавлинский (1960-2023) и Виктория Яковлевна Малкина

Научный семинар направлен на освоение различных феноменов визуального в литературе, а также способов их рецептивного и научного постижения.

Вместе с тем, объектом рассмотрения на занятиях становятся художественные и нехудожественные тексты, в той или иной мере связанные с экспликациями визуального в литературе. К ним относятся, с одной стороны, живописные, кинематографические, театральные, фотографические феномены, с другой, философские, искусствоведческие и культурологические работы.

В этом отношении семинар, являясь в первую очередь филологическим, теоретико-литературным, тяготеет к междисциплинарности. Разнообразные формы работы – рецептивной, исследовательской, креативной, проектной – позволяют не только изучить феномен визуального в литературе, но и научиться тому, с каких сторон можно подходить к научной (и не только) работе и, самое главное, куда двигаться дальше.

Таким образом, семинарское общение убеждает участников: наука – это не «скука скучная», а приключение, не только описание свойств отчужденного от тебя «визуального предмета», но прежде всего открытие себя самого как видящей личности читателя и исследователя, прояснение горизонтов собственных гуманитарных перспектив.


На семинаре обсуждается следующий круг вопросов:
Формы работы:
Материалы занятий, аудиозаписи заседаний, фотографии, видеозаписи, а также информацию о мероприятиях и изданиях см. в нашей группе ВКонтакте.


План работы, 2023/2024 уч. год:

В 2023/2024 учебном году работа семинара строится вокруг понятия интермедиальности, т.е. на взаимодействие литературы и разных видов искусств, в первую очередь, визуальных.

Однако в этом году у нас случилось большое горе: 31 октября внезапно умер один из руководителей семинара, Сергей Петрович Лавлинский (1960–2023).

Тем не менее, на специальном заседании спецсеминара было решено продолжать работу.

Темы занятий:

9.10.23. Вводное занятие. Интермедиальность. Литература и кино: подступы к теме («Преступление и наказание» П. Думалы)

16.10.23. Литература и кино. Понятие монтажа

23.10.23. Литература и кино. Репрезентация гротеска («Свобода ноги» П. Думалы)

30.10.23. Литература и кино. Как изображается смерть в кино (концепция М. Ямпольского)

13.11.23. Вечер памяти С. П. Лавлинского

20.11.23. Литература и театр. Театральность и театрализация в концепции Н. Н. Евреинова

27.11.23. Литература и театр. Театральность как категория поэтики

04.12.23. Литература и театр. Театральность в художественных произведениях

11.12.23. Литература и танец. Танец в системе искусств

18.12.23. Литература и танец. Танец в литературе

25.12.23. Литература и танец. Танец как центр кинонаррации и проблема наблюдателя

12.02.24. Синтез искусств в концепции Р. Вагнера

19.02.24. Теоретические подходы к осмыслению музыкального в литературе

26.02.24. Литература и музыка. (Транс)музыкальность в лирическом стихотворении

04.03.24. Литература и музыка. (Транс)музыкальность в эпической прозе

11.03.24. Литература и музыка. (Транс)музыкальность в драме

18.03.24. Литература, живопись и анимация

25.03.24. Литература и живопись. Подступы к проблеме

01.04.24. Литература и живопись. Точка зрения и перспектива

08.04.24. Литература и живопись. Цвет

15.04.24. Литература и живопись. Экфрасис

22.04.24. Литература и фотография

13.05.24. Литература и скульптура

20.05.24. Литература и архитектура

27.05.24. Архитектура в литературе и подведение итогов

План работы, 2022/2023 уч. год:

В этом учебном году работа спецсеминара строится вокруг визуальных аспектов категории границы в литературе (1 семестр) и границ комического (2 семестр).

Темы занятий:

03.10.22. Вводное занятие нового сезона

10.10.22. Понятие границы в работах Ю. М. Лотмана

17.10.22. Границы памяти и воображения в лирике

24.10.22. Границы абсурда и гротеска в кино: фильм Антонио Мерсеро «Телефонная будка» (1972).

31.10.22. Как М. Шмитц-Эманс интерпретирует понятие границы и формы их разграничений.

07.11.22. Образы границы в поэтической рок-интерпретации Бориса Гребенщикова.

14.11.22. Понятие границы в интерпретации Ежи Фарино

21.11.22. Десятилетие спецсеминара «Визуальное в литературе»

28.11.22. Границы танца в кино: фильм Helke Misselwitz «Мечты о танго» (1985)

05.12.22. Поэтика границы в работе Н. Т. Рымаря

12.12.22. Границы воображения и рассказывания: повесть И. С. Тургенева «Фауст»

19.12.22. Границы действительности и вымысла: Вольфганг Изер

26.12.22. Граница документального и художественного в анимационном фильме «Двести шагов к жизни» (2022)

13.02.23. Юмор и проблема границ

20.02.23. Категории смеха и комического в научных интерпретациях (Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, П. Пави).

27.02.23. Категории смеха и комического в научной интерпретации Л. Ю. Фуксона

06.03.23. Жизнь и смерть в серьезных и смеховых изводах (Л. Андреев, В. Голявкин, Д. Хармс, Ю. Мамлеев.)

13.03.23. Границы комического в поэтическом тексте

20.03.23. Комическое и абсурдное: «Галстук» А. Ходоровски (1957)

27.03.23. Категория смеха в научной интерпретации М. М. Бахтина

03.04.23. Границы комического в кино: Д. Линч «Бабушка» (1969)

10.04.23. Поэтика комического в интерпретации Г. А. Жиличевой

17.04.23. Границы комического в романе (Дж. К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки»)

24.04.23. Где границы между юмором и черным юмором?

15.05.23. Границы комического в стихотворной пародии (Козьма Прутков, Саша Черный, Корней Чуковский, В. Брюсов, З. Гиппиус, И. Сельвинский, Ремонт Приборов.

22.05.23. Границы комического в прозаической пародии (С. Ликок, А. Архангельский, З. Паперный)

29.05.23. Границы пародийного и комического в кинотексте: анимационный фильм «Ограбление по…» Е. Гамбурга (1978).

План работы, 2021/2022 уч. год:

В этом учебном году работа спецсеминара строится вокруг визуальных аспектов памяти в литературе.

Темы занятий:

27.09.21. Проблематика визуального в литературе и визуальные аспекты памяти. "В одной знакомой улице" И. Бунина.

04.10.21. Зримость и память в литературе (К. Паустовский, Ю. Левитанский)

11.10.21. Память, воображение и смерть в кино ("Андалузский пес" Л. Бонюэля и "Костница" Я. Шванкмайера).

18.10.21. Определения памяти (словарные статьи и не только)

25.10.21. «Мнемон» Роберта Шекли: Культурная амнезия и способы ее преодоления.

01.11.21. Концепция памяти в философии Анри Бергсона

08.11.21. Память в лирическом сюжете (К. Батюшков, Л. Мартынов, В. Ходасевич, А. Городницкий, П. Антокольский)

15.11.21. Память и воображение: романы Марселя Пруста в философском кругозоре Мераба Мамардашвили.

22.11.21. Память и воображение в художественной интерпретации Марселя Пруста: визуальные аспекты.

29.11.21. Память и воображение в драматическом произведении: пьеса В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека» (1979).

06.12.21. Историческая память в трактовке Мориса Хальбвакса

13.12.21. Историческая память в «Кадише» А. Галича

20.12.21. Историческая память в романе Рэймона Федермана «Тсс… История одного детства».

27.12.21. Историческая и индивидуальная память в докфильме Алены ван Дер Хорст «Борис Рыжий» (2008).

14.02. Постпамять и фотографическое в литературе («Поколение постпамяти» Марианн Хирш)

21.02.22. Историческая память в стихах А. Городницкого

28.02.22. «Места памяти»: история и воображение («Проблематика мест памяти» Пьера Нора)

07.03.22. Постпамять и «место памяти»: «Кажется Эстер» Кати Петровской

14.03.21. Память и видеоарт. Проект "Collected Visions" Лори Новак.

21.03.22. Индивидуальная и коллективная память в стилистике «гонзо»: метароман Александра Перепелкина «Эволюция в вечность»

28.03.22. Культурная память: концепция Яна Ассмана

4.04.22. «Длинная тень прошлого»: память в работах Алейды Ассман

11.04.22. История, пропущенная через личностную память и воображение: фильм Алена Паркера «Стена» (1982) по мотивам альбома «The Wall» (1979) рок-группы «Pink Floyd»

18.04.22. Автобиография: поэтика, феноменология, визуальность: размышления об автобиографии М. Бахтина, В. Подороги и др.

25.04.22. Память в документальном кино. Фильм "Колетт" Энтони Джаккино (2020).

16.05.22. Глубина док резкости-1. "Оптическая ось" Марины Разбежкиной.

23.05.22. Глубина док резкости-2. Специфика документального кино в размышлениях З. Абудлаевой, М. Разбежкиной и др.

30.05.22. Глубина док резкости-3. "7 пьес для черно-белого кино" Отара Иоселиани.

План работы, 2020/2021 уч. год:

В этом году мы сосредоточимся на понятиях художественной реальности, действительности и внутреннего мира произведения, а также на связанных с этими категориями визуальных аспектах.

Темы занятий:

12.10.20. Что есть действительность и реальность в литературе: «действительность как сублимированная реальность» в интерпретации Эриха Ауэрбаха (1892–1957): визуальные аспекты («Мимесис»), Ч.1.

19.10.20. Что есть действительность и реальность в литературе: «действительность как сублимированная реальность» в интерпретации Эриха Ауэрбаха (1892–1957): визуальные аспекты («Мимесис»), Ч.2.

26.10.20. Реальность и «другая реальность» в фильме Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» (1972).

02.11.20. Реальность и внутренний мир художественного произведения (статья Д. С. Лихачева «Внутренний мир художественного произведения» и фрагменты его книги «Поэтика древнерусской литературы»).

09.11.20. Реальное и фантастическое в художественной действительности: рассказ Вл. Набокова «Посещение музея».

23.11.20. Художественный мир и мир, в котором живет автор (статьи И. В. и Л. П. Фоменко «Художественный мир и мир, в котором живет автор» и Ю. В. Доманского «Художественный мир и физическая реальность»).

30.11.20. Мир внутри стихотворения (И. Сельвинский, Д. Самойлов, А. Кушнер, А. Тарковский).

07.12.20. Экранизация: словесная и кинематографическая наррации. Ч. 1 (В. Шмид «Отбор и конкретизация в словесной и кинематографической наррациях»).

14.12.20. Экранизация: словесная и кинематографическая наррации. Ч. 2 (новеллы Рюноскэ Акутагава «В чаще» и «Ворота Расемон» и фильм Акиры Куросавы «Расемон» (1950)).

21.12.20. Экранизация: словесная и кинематографическая наррации. Ч. 3 («Тяжелые люди», «Татьяна Репин» А. П. Чехова и фильм Киры Муратовой «Чеховские мотивы» (2002)).

28.12.20. Экранизация: словесная и кинематографическая наррации. Ч. 4 («Тяжелые люди», «Татьяна Репин» А. П. Чехова и фильм Киры Муратовой «Чеховские мотивы» (2002)).

22.02.21. Категория реальности в контексте новейшей теории драмы (статьи Патриса Пави «Реальность представленная» и «Реальность театральная» и И. В. Кузнецова «Реальность»)

01.03.21. Реальность и «другая реальность» в пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска».

22.03.21. Роман Ингарден. «О различном понимании правдивости (“истинности”) в произведениях искусства».

29.03.21. Художественная реальность и «правдивость» в рассказах К. Г. Паустовского

05.04.21. Художественная реальность и вымысел в литературе и «первичной» действительности в интерпретации Умберто Эко («Шесть прогулок в литературных лесах», главы 5 и 6).

12.04.21. Вставные нехудожественные тексты в структуре литературного произведения: повесть Макса Фриша «Человек появился в эпоху голоцена».

19.04.21. Документальная и художественная реальность: фильм Дарьи Аксеновой «В шкафу».

26.04.21. Вербальные и визуальные пределы правдивости документального кино: «Гербарий» Наталии Мещаниновой (2007).

План работы, 2019/2020 уч. год:

В центре нашей работы в этом учебном году - понятие воображаемого мира героя и связанных с ним категорий.

Темы занятий:

30.09.20. Визуальное в литературе. Введение в проблематику

14.10.19. Реальность художественного вымысла: воображаемый мир в работе У. Эко "История иллюзий"

19.10.219. Встреча с Александром Городницким

28.10.19. География воображаемого мира

11.11.20. Воображение и фантазия как психологические феномены: научная концепция Л.С. Выготского

18.11.20. Воображамый мир героя в контексте психологической концепции Л.С. Выготского («Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля, «Человек, который смеялся» Дж. Сэлинджера, «Вишневая косточка» Ю. Олеши)

02.12.19. Вставные тексты и воображаемый мир героя в рассказе В. Пелевина "Синий фонарь" и его экранизации

09.12.19. Воображаемый мир героя как понятие теоретической поэтики. Ч. 1

16.12.19. Воображаемый мир героя как понятие теоретической поэтики. Ч. 2

23.12.19. "Лысый медведь" в полный рост: музыкально-литературно-гротескный треш-перформанс и диалог о производственных измерениях современного отечественного кино

17.02.20. Имагинативный абсолют», или «разум воображения» в философской интерпретации Я.Э. Голосовкера

02.03.20. К понятию воображения: вехи истории» Жана Старобинского

16.03.20. Воображаемый мир героя в кино

23.03.20. Воображаемое vs фантастическое в русской романтической прозе

30.03.20. Имагинативная реальность больного ребенка в реалистической и модернистской малой прозе

06.04.20. Воображаемый мир героя в современной отечественной прозе

13.04.20. Память и воображение в концепции П. Рикёра

29.04.20. Воображение и память в лирике. Ч. 1

27.04.20. Воображение и память в лирике. Ч. 2

04.05.20. Воображение и память в драме. Ч. 1

11.05.20. Воображение и память в драме. Ч. 2

18.05.20. Воображение и память в эпической прозе. Ч. 1

25.05.20. Воображение и память в эпической прозе. Ч. 2

01.06.20. Память и воображение: предварительные итоги

08.06.20. Имагинативный побуд героя в киноверсии. Ч. 1. "Роль" К. Лопушанского

15.06.20. Имагинативный побуд героя в киноверсии. Ч. 2. "Зеркало" А. Тарковского

22.06.20. Имагинативный побуд героя в киноверсии. Ч. 3. "Сказка сказок" Ю. Норштейна

29.06.20. Память и воображение в кино. "В поисках идиша" А. Городницкого