РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Архив отчетов о работе совета (с декабря 2008 года)


2011

ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ ДОКТОРСКИХ И КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ Д.212.198.10 В 2011 ГОДУ

Совет Д 212.198.10 создан при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, приказом Рособрнадзора от 21.12.2007г. 
№ 2397-1937. 

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:

19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

19.00.07 – педагогическая психология

19.00.13 – психология развития, акмеология

по психологическим наукам.

В 2011 году проведено 9 заседаний.

Менее половины заседаний совета посетили следующие члены совета:

Венгер Александр Леонидович, доктор психологических наук, профессор

Зак Анатолий Залманович, доктор психологических наук, профессор

Тамарская Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор

За отчетный период были рассмотрены 6 кандидатских диссертаций: – по специальности: 19.00.01 – Общая психология, психология личности,  история психологии и 3 по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки).

По специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности,  история психологии успешно защищены  6 кандидатских диссертаций, в том числе Л.Н. Вахрушевой.

В своем диссертационном исследовании Л.Н. Вахрушева рассматривает выраженности структурных и качественных характеристик и механизмов развития эмоционального интеллекта в онтогенезе, а именно - особенности эмоционального интеллекта в фазе его становления - на этапе юности и ранней взрослости. Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о динамике становления эмоционального интеллекта в онтогенезе, в частности, в установлении особенностей эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости и раскрытии роли равномерного (внутренне согласованного) развития структурных компонентов эмоционального интеллекта для успешной социальной адаптации. В исследовании впервые установлена и описана гетерохронность развития эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости. Результаты исследования показали что:

  1. На этапе юности и ранней взрослости эмоциональный интеллект обладает специфическими особенностями, которые заключаются в относительно низком уровне развития его параметров, меньшей внутренней согласованности между ними и качественном своеобразии стратегий эмоциональной саморегуляции по сравнению с лицами более старших возрастов.
  2. Существуют вневозрастные гендерные различия в развитии параметров эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект женщин выше, чем у мужчин. В частности, женщины лучше понимают свои эмоции, а также более эффективно умеют управлять собственным и чужим эмоциональным состоянием.
  3. Развитие эмоционального интеллекта протекает гетерохронно и проходит стадии роста и спада показателей. В частности установлена неравномерная динамика по параметру «регуляция эмоций других людей». Так юноши 16-17 лет и 22-23 года демонстрируют лучшие способности к  регуляции эмоции других людей, чем в возрастном периоде  18-21 год.  
  4. Тип профиля эмоционального интеллекта – равномерный (внутренне согласованный) или неравномерный является важным диагностическим показателем его развития. Тип профиля эмоционального интеллекта взаимосвязан с социометрическим статусом, а также со стилем межличностной коммуникации.
  5. Существует взаимосвязь определенных личностных черт и особенностей эмоционального интеллекта на этапе юношеского и ранне-взрослого возраста. В частности эмпатийность,  сговорчивость, отзывчивость, ответственность, терпимость к недостаткам других людей напрямую связаны с высокими показателями эмоционального интеллекта.


  1. Развитие параметров эмоционального интеллекта на этапе юношества и ранней взрослости является важным фактором успешности в сфере межличностного общения.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, целям и гипотезам, репрезентативностью выборки, применением аппарата математической статистики для обоснования статистической достоверности полученных результатов.

Полученный в исследовании теоретический и эмпирический материал может использоваться в содержании учебных курсов и разделов по общей психологии, психологии развития и социальной психологии  для студентов ВУЗов, а также при разработке конкретных рекомендаций в практике психологического консультирования.

Разработанная автором Методика диагностики эмоционального интеллекта (МДЭИ), имеет значительный диагностический потенциал, что позволяет рекомендовать ее применение,  как в сфере практического консультирования, так и для проведения экспериментально - психологических исследований. Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, полученные данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.

 

По специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология успешно защищены 3 кандидатские диссертации, в том числе Н.И.Шелковниковой

В своей диссертации Н.И. Шелковникова рассматривает психологическую готовность к школьному обучению.

Новизна исследования заключается в изучении психологической готовности к школьному обучению детей с пренатальным и перинатальным анамнезом. Установлено, что особенности протекания беременности и родоразрешения женщин обуславливают особенности развития разных компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации условий, способствующих формированию, как целостной  психологической готовности к школьному обучению, так и отдельных ее компонентов.

Практическая  значимость работы в том, что полученные результаты  могут быть использованы  в организации психологического сопровождения детей с отягощенным пренатальным и перинатальным периодом развития, в консультировании детей старшего дошкольного возраста, в профилактике нарушений психологической готовности к школьному обучению.

Апробация результатов проводилась на кафедре  социальной психологии; на научно – практических конференциях  в Петербургском государственном университете путей сообщения (филиал медицинский колледж), Российском государственном гуманитарном университете.  
Материалы    диссертационного исследования используются в  преподавании курсов по психофизиологии, психогенетике, специальной психологии на кафедре психологии  для студентов Академического института гуманитарного образования, представительство Московского Российского государственного гуманитарного университета.

Область применения: ранняя диагностика и знание  о том, какое воздействие оказывают патогенные факторы пренатального и перинатального периодов на развитие ребенка после его рождения  позволяют  организовать раннее психологическое сопровождение детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом, направленное на  предупреждение возможных нарушений и развитие тех  сторон (структурных компонентов) психологической готовности  к обучению в школе, которые в большей степени подвержены воздействию патогенных факторов.

Итоги исследования.

Новое решение актуальной научной задачи: В ходе реализации поставленных задач был проведен анализ психологической литературы по проблеме исследования; раскрыты особенности психологической готовности детей с отягощенным перинатальным анамнезом к обучению в школе, а так же установлено, что особенности протекания беременности и родоразрешения женщин обуславливают особенности развития разных компонентов психологической готовности к школьному обучению

Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, полученные данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология(психологические науки).

В диссертации М.Н. Усцевой изучается роль отца и его образа у подростков в формировании личности и возникновении аддиктивного поведения.

Новизна исследования: в работе впервые исследуется взаимосвязь личностных особенностей подростков, структуры семьи, психологических характеристик отца и его образа у подростков. Выявлена специфика связи присутствия в семье неродного отца (отчима) с возникновением у подростков склонности к аддиктивному поведению, а также различия в образах родного и неродного отца. Материалы диссертационного исследования позволяют по-новому осмыслить связь образа отца и аддикции у подростков из неполных семей.

Теоретические и практические результаты: полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем химической зависимости подростков, расширяют и конкретизируют научные сведения о психологических особенностях подростков, имеющих опыт использования психоактивных веществ, вносят определенный вклад в изучение влияния семьи и отца на личность и поведение подростка.

Наиболее существенными практическими результатами работы явились:  выявление специфики личностных особенностей подростков,  употребляющих и не употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), их связь с образом отца; характеристика образа отца у подростков с аддиктивным и неаддиктивным поведением; сравнение образа отца у подростков из семей, где воспитанием занимается родной отец, отчим или отец отсутствует.

Результаты исследования могут иметь применение в практической работе психологов, социальных работников, педагогов с аддиктивными подростками и их семьями, а также для профилактики химической зависимости среди подростков. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по психологии подростка и спецкурсах, посвященных проблемам зависимого поведения и детско-родительским отношениям.

Исследование освещает важные пути дифференцированного подхода в редукции некоторых форм деструктивного и асоциального поведения подростков. Результатами научной работы является разработка теоретических проблем психологической детерминации возникновения химической зависимости подростков. Организация исследования позволила выявить достаточно сложную систему связей структуры семьи, родительских отношений, психолого-этологических особенностей отца и его образа у подростков-сыновей, а также присутствие неродного отца (отчима) с возникновением у подростков склонности к аддиктивному поведению.

Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, полученные данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология(психологические науки).

В диссертации Ж.В. Пономаревой исследуется взаимосвязь лечебного процесса и личностных характеристик подростков, страдающих угревой болезнью, с разным отношением к себе и своей болезни. Целью работы является разработка психологического со­про­вож­дения соматического лечения  подростков, больных угревой болезнью. Новизна исследования связана с тем, что в нем впервые проблемы эффективного лечения представлены в сопоставлении с личностными характеристиками подростков, страдающих угревой болезнью. В исследовании выявлены  типы личностного развития подростков, лечащихся от угревой болезни, и установлена связь личностных характеристик подростков с эффективностью их лечения и выздоровления.

Полученные в исследовании результаты способствуют выявлению условий полноценного личностного развития в подростничестве. Наиболее существенными практическими результатами работы явились: принципы и способы построения психологического сопровождения лечения подростков, страдающих кожными заболеваниями; выявлены аспекты взаимосвязи деятельности врача и психолога при лечении подростков; раскрыты условия,  при которых происходит  формирование  у подростков адекватного отношения к себе и своим возрастным недугам; разработаны приемы, способствующие укреплению взаимопонимания подростков и их родителей; раскрыты специфические особенности личностного развития в подростковом возрасте.

Предметом внедрения является взаимосвязь особенностей рефлексии и образов родителей у мужчин и женщин.

Степень внедрения:

  1. Лекционные и семинарские занятия по курсам «Общая психология», «Педагогическая психология», «Психология»
  2. Плановая научная продукция лаборатории «Психологических проблем воспитания» ГосНИИ семьи и воспитания за 2006 - 2007 гг.

Результаты исследования могут быть использованы в разработке диагностических методов, направленных на выявление различий рефлексии у мужчин и женщин, с последующим их применением в семейном и индивидуальном консультировании, а также в психологическом сопровождении управленческих процессов в различных коллективах. Кроме того, представление о типичных характеристиках образов родителей у людей, с различной глубиной рефлексии, может быть использовано в психотерапевтической практике с целью вскрытия и разрешения проблем детско-родительского взаимодействия.

Новое решение актуальной научной задачи: в ходе реализации поставленных задач был проведен анализ философско-психологической литературы по проблеме исследования; раскрыто функциональное содержание рефлексии у мужчин и женщин; обозначена важность образа родителя как субъективной составляющей процесса формирования личности, а также выявлена специфика материнской и отцовской роли в семьях разных типов.

Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, полученные данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 -  психология развития, акмеология (психологические науки).

В каждой из рассмотренных работ осуществлен многомерный  и,  вместе  с  тем,  углубленный  анализ  психологических феноменов и явлений,  методологически проработаны изучаемые категории. Аргументирован выбор комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования. Обоснованность и достоверность результатов и выводов каждого исследования обеспечены достаточной репрезентативностью выборок испытуемых, тщательным качественным и количественным анализом обширного фактического материала, а также корректным применением методов  математической статистики. Научные результаты внедрены в различные сферы педагогической и социальной практики: в преподавание дисциплин для студентов различных специальностей; в работу образовательных учреждений разного типа (общеобразовательных школ и интернатов для детей с задержкой психического развития), пеницитарных заведений, наркологического диспансера, коммерческих структур и др.

2010

Совет Д 212.198.10 создан при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, приказом Рособрнадзора от 21.12.2007 № 2397-1937.  

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:
19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии 
19.00.07 – педагогическая психология 
19.00.13 – психология развития, акмеология 
по психологическим наукам.

В 2010 году проведено 5 заседаний.

Менее половины заседаний совета посетили следующие члены совета:
Венгер Александр Леонидович, доктор психологических наук, профессор
Зак Анатолий Залманович, доктор психологических наук, профессор

За отчетный период были рассмотрены 3 кандидатские диссертации: 1 – по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология;. 1 – по двум специальностям: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 – Медицинская психология; 1 диссертация отклонена.

По специальности 19.00.07- Педагогическая психология успешно защищена 1 кандидатская диссертация: В.Г. Пичугина
В своем диссертационном исследовании В.Г. Пичугин уточняет и дополненяет сущностные характеристики понятий «беспризорность» и «безнадзорность», проводит содержательный анализ нормативной базы по исследуемой проблеме. Выявлено и обосновано значение восприятия образа семьи несовершеннолетним, как одного из ведущих факторов в формировании и реализации установки на уход из дома. Предложена и обоснована классификация групп подростков в зависимости от времени нахождения без попечения семьи. Выявлены возможности коррекционной работы с беспризорными и безнадзорными подростками в зависимости от специфики восприятия ими семьи и семейных отношений. Представлена модель социального приюта – как учреждения – посредника в процессе реадаптации подростков из числа беспризорных и безнадзорных. В ходе реализации поставленных задач проведён психологический анализ восприятия семьи и семейных отношений подростками из числа беспризорных и безнадзорных. Проанализированы возможности реадаптации и психолого - педагогической реабилитации безнадзорных и беспризорных подростов в условиях специализированного учреждения – социального приюта. Выявлена специфика социального приюта, способствующая повышению качества и результативности коррекционной работы с несовершеннолетними безнадзорными и беспризорными. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, работающих в системе органов социальной защиты населения – детских приютах, других учреждениях, занимающихся проблемой беспризорности и безнадзорности. Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, полученные данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки).

Диссертация Ивановой К.В. защищена по двум специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 – Медицинская психология.
На данную защиту решением совета были введены два члена действующих советов по специальности 19.00.04 – Медицинская психология: Глозман Жанна Марковна, доктор психологических наук, профессор, член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 501.001.15 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова; Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 501.001.15 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.
В работе К.В. Ивановой впервые осуществлен дифференцированный подход к женщинам, имеющим дисморфофобические реакции. Впервые выявлена типология женщин, недовольных своим весом в соответствии с выбранной ими адаптивной стратегией личности. Диссертация представляет собой попытку найти обоснование связи различных стратегий адаптации и особенностей самосознания. Обнаружение в предлагаемом исследовании существенных связей между стратегиями адаптации и особенностями самосознания показывает, что, во-первых, адаптивная стратегия может являться основанием для дифференциации женщин с дисморфофобическими реакциями, а во-вторых, что в психотерапии правомерно подходить к этим женщинам дифференцированно в соответствии с этим делением. Практическая значимость определяется тем, что его результаты могут быть использованы психологами в рамках психолого-коррекционной работы при следующих проблемах: необходимость типологизации здоровых людей с дисморфофобическими реакциями для оказания адресной психологической помощи; выбор поведения (адаптивной стратегии) личности при наличии дисморфофобических реакций (на примере недовольства своим весом); дисморфофобические реакции как источник внутренних конфликтов; отсутствие положительных результатов в борьбе с лишним весом. Результаты исследования показали, что женщины с дисморфофобическими реакциями различаются в плане социально-психической адаптации, выбирая различные адаптационные стратегии, самосознание женщин с дисморфофобическими реакциями действительно обнаруживает свою специфику в свете их адаптивных стратегий (при этом женщины с дисморфофобическими реакциями существенно различаются между собой и не представляют собой гомогенной группы, а распределяются по трем типам, каждый из которых требует своего психотерапевтического подхода), адаптивные стратегии к проблемной ситуации определяются, в частности, определенными бессознательными причинами, такими, например, как внутренние конфликты, женщины с дисморфофобическими реакциями значимо различаются по значениям таких параметров Я-концепции, как «Образ Я», «Я-глазами-других», «отношение к еде» и «степень активности», низкий результат приложенных усилий в борьбе с лишним весом может объясняться расхождением между субъективным и объективным количеством этих усилий, работа психолога (психотерапевта) с женщинами, имеющими дисморфофобические реакции, должна быть дифференцирована и зависеть от отнесенности человека к одной из трех описанных в нашем исследовании групп, отличающихся как особенностями поведения, так и особенностями Я-концепции, в том числе внутренних конфликтов. Полученные результаты и методические рекомендации могут быть использованы для практической работы психолога-консультанта, в частности по психологической работе с женщинами, недовольными своим весом. Также предложенные теоретические положения могут входить в лекционный материал отдельных дисциплин, например, таких как «Основы психологического консультирования» и «Телесно-ориентированная психотерапия». Диссертация вляется законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации.Диссертационное исследование полностью отвечает требованиям, предъявляемым к диссертационным работам на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальностям 19.00.01. – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки) и 19.00.04 - Медицинская психология (психологические науки)


В каждой из рассмотренных работ осуществлен многомерный и, вместе с тем, углубленный анализ психологических феноменов и явлений, методологически проработаны изучаемые категории. Аргументирован выбор комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования. Обоснованность и достоверность результатов и выводов каждого исследования обеспечены достаточной репрезентативностью выборок испытуемых, тщательным качественным и количественным анализом обширного фактического материала, а также корректным применением методов математической статистики. Научные результаты внедрены в различные сферы педагогической и социальной практики: в преподавание дисциплин для студентов различных специальностей; в работу образовательных учреждений разного типа (общеобразовательных школ и интернатов для детей с задержкой психического развития), пеницитарных заведений, наркологического диспансера, коммерческих структур и др.

2009

Совет Д 212.198.10 создан при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва) приказом Рособрнадзора от 21.12.2007 № 2397-1937.  

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:
19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии 
19.00.07 – педагогическая психология 
19.00.13 – психология развития, акмеология 
по психологическим наукам.
1) В 2009 году проведено 10 заседаний.
2) Менее половины заседаний совета посетили следующие члены совета:
Белинская Елена Павловна, доктор психологических наук, профессор
Венгер Александр Леонидович, доктор психологических наук, профессор
Дерябо Сергей Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор
Зак Анатолий Залманович, доктор психологических наук, профессор
Петровский Вадим Артурович, доктор психологических наук, профессор
Тамарская Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор
3) Одно заседание проводилось по смежным специальностям: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 – Медицинская психология. На данную защиту решением совета были введены три члена действующих советов по специальности 19.00.04 – Медицинская психология: Николаева Валентина Васильевна, доктор психологических наук, профессор, член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 501.001.15 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова; Микадзе Юрий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 501.001.15 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова; Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 501.001.15 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.
5) За отчетный период были рассмотрены 8 кандидатских и 2 докторские диссертации. Кандидатских: успешно защищено по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии – 6; по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология – 2;. Докторских: успешно защищено по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии – 1; по смежным специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 – Медицинская - 1. 
По специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии успешно защищены 6 кандидатских диссертаций: А.В. Барановой, Н.В. Воротыло, А.А. Максимова, И.В. Франовой, Е.В. Логутовой, Д.В. Жаровой.
Диссертация А.В. Барановой объединяет два направления исследований, раскрывая динамику и характер изменений индивидуальных вариаций личностных особенностей сотрудников силовых структур в зависимости от специфики выполняемой деятельности. Материалы диссертации позволяют дополнить представления об этапе профессмонального становления, связанного с переходом от учебной к практической профессиональной деятельности, а также конкретизировать особенности этого этапа для сотрудников силовых структур, ориентированных на различные направления деятельности. В работе убедительно показана роль первого года практического освоения профессии, т.к. в результате показано, что до перехода к практической деятельности у выпускников более размыта система ценностей и менее определена система межличностных отношений. Результаты исследования могут быть использованы при профотборе в вузы, относящиеся к различным министерствам и ведомствам, при распределении молодых сотрудников силовых структур на разные направления деятельности, а также при работе с личным составом и психологическом сопровождении профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки). 
В диссертации Н.В. Воротыло реконструирована субъективная картина критического периода, т.е. личностного кризиса в непосредственном переживании его субъектом. В работе впервые реализован психосемантический подход к диагностике феномена переживания кризиса, что позволило воссоздать целостную внутреннюю картину процесса переживания. Впервые выделены качественно различные типы субъективного опыта переживания личностного кризиса старшими подростками, прослежена возрастная динамика их распределения и охарактеризованы содержательные особенности представления подростков о ряде важных жизненных сфер в процессе переживания кризиса. Новаторским является подход к исследованию подросткового кризиса с общепсихологических позиций, в результате чего обнаружены эмпрические доказательства "личностного" характера данного кризиса, что подкрепляет ключевые положения культурно-исторической теории развития личности. Выявленные автором особенности переживания подростками кризиса, отдельных стадий в этом процессе и их подробное описание способствует лучшему пониманию психологического содержания подросткового кризиса и в частности его субъективных трудностей. Подростки, обладающие более дифференцированной структурой субъективного опыта, имеют более высокий уровень личностной рефлексии. В субъективном опыте подростков, находящихся на кризисном этапе развития, значимо чаще, чем у других подростков, представлены негативные эмоции по отношению к своему "Я", а также явления неблагополучия в сфере межличностных отношений: наличие негативно окрашенных переживаний в отношении друзей, переоценка ценностей дружбы; переживание отношения матери как отвергающего. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для повышения эффективности психокоррекционной работы с подростками специалистов психологических служб, а также в подготовке педагогов. Разработанные методики имеют значительный диагностический потенциал для изучения критического периода в его внутренней реальности, которая не может быть исследована традиционными методами. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение, соответствует требованиям п.8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ.
В работе А.А. Максимова на теоретическом и эмпирическом уровне разработано представление о компьютерной игре и ее месте в рамках общей теории игровой деятельности в целом и культурно-историческом подходе к игре в частности. В процессе исследования выделились «проблемные точки» в развитии игры, которые имеют существенное значение для выделения основных «мишеней» психологической помощи людям с компьютерно-игровой зависимостью. На основании проведенного исследования могут быть разработаны конкретные психологические программы и системы рекомендаций как для ранней профилактики данной формы аддиктивного поведения, так и для обеспечения успешной реабилитации лиц с ее выраженными формами. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации психологов. Диссертация является завершенным экспериментально-теоретическим исследованием проблем, связанных с анализом причин развития игровой компьютерной зависимости. Автореферат и публикации автора отражают основное содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п.8. «Положения о порядке присуждения ученых степеней» ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
В исследовании И.В. Франовой впервые проведён целостный анализ теоретико-методологических оснований психотерапии. Впервые к психотерапевтическому методу была применена, и применена удачно, схема многоуровневого методологического анализа, разработанная Э.Г.Юдиным. Такой анализ позволил обосновать выделение этапов развития когнитивной психотерапии на основании критерия смены базовых философско-антропологических представлений. Впервые показана связь между сменой философско-антропологических оснований когнитивной психотерапии и эволюцией её теоретико-методологических представлений. Впервые систематически описаны внутри- и междисциплинарные источники знания, повлиявшие на становление когнитивной психотерапии. Научная и практическая значимость диссертационного исследования определяется разработкой системы представлений об историческом становлении когнитивной психотерапии, которая задает перспективы его дальнейшего развития и интеграции с оригинальными теоретическими и практическими разработками отечественной психологии. Практически важной является также экспликация мировоззренческих ориентиров, которыми руководствуются когнитивные психотерапевты в своей повседневной практике - экспликация модели психологического здоровья, на основе которой формулируются цели психотерапии. Результаты диссертационного исследования позволят усовершенствовать лекционные курсы по психотерапии, практическое обучение этому методу и задает перспективы его дальнейшего развития и интеграции с оригинальными теоретическими и практическими разработками отечественной психологии. Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, выоды, сделанные по результатам проведённого анализа, подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.
В работе Е.В. Логутовой проведен теоретико-методологический анализ проблемы влияния индивидуально-психологических особенностей, природно и социально обусловленных факторов на процесс профессионального самоопределения личности в отечественной и зарубежной психологии.. Выявлены и описаны индивидуально-психологические различия старшеклассников в процессе профессионального самоопределения, обусловленные характером латеральной организации. Установлено существование тесной связи между профессиональными склонностями и предпочтениямим старшеклассников и их индивидуально-психологическими особенностями, обусловленные характером латеральной организации. Выявлены и рассмотрены гендерные различия в конфигурации личностных и интеллектуальных особенностей и профессиональных предпочтениях старшеклассников. Установлено, что различия в процессе переработки и усвоения информации старшеклассниками обусловлены характером латеральной организации и мозговой активности. В ходе исследования были выявлены закономерные различия в профессиональном самоопределении юношей и девушек (учащихся старших классов), установлена закономерная связь профессиональных предпочтений учащихся старших классов с индивидуально-психологическими особенностями и профилями латеральности. Выявлены особенности стилей усвоения учебной информации и мышления с связи с вариантами латеральной организации старшеклассников. Результаты исследования нашли применение у практических психологов, работающих в области возрастной и педагогический психологии, сфере психологического консультирования и профориентационной работе, преходе на профильное обучение. Результаты исследования могут быть использованы: в профориентационной работе в процессе профдиагностики и профконсультирования; в педагогической практике пр отборе в профильные классы и использовании технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения; в подготовке студентов к профессиональной психологической и педагогический деятельности. Диссертационное исследование носит междисциплинарный характер и представляет собой самостоятельное завершенное исследование. Квалифицируется как начный труд, имеющий важное теоретическое и практичекое значение. Поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены. Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу. Содержание автореферата соответствует диссертации. Диссертационный совет считает, что диссертация является научной самостоятельной работой, в которой рассматривается актуальная проблемва влияния индивидуально-психологических различий на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
В диссертации Д.В. Жаровой впервые детально были раскрыты предпосылки становления педагогической психологии в Великобритании в конце XIX века. Систематически исследованы психолого-педагогические идеи английских ученых (А. Бэн, Дж. Селли, Г.Спенсер, В. Друммонд, Ч. Дарвин и другие), заложивших основы английской педагогической психологии. Представлен сравнительный анализ психолого-педагогических идей представителей педагогической психологии Великобритании и России конца XIX столетия. Введение в обиход новых данных о развитии педагогической психологии Великобритании позволяет обновить и расширить область историографии и истории педагогической психологии. Результаты диссертационного исследования могут использоваться как в образовательном процессе, так и в историографических исследованиях; в лекционных курсах по истории психологии, истории педагогической психологии, психологии личности, общей, детской и возрастной психологии, на факультетах психологии университетов, педагогических ВУЗов, в институтах повышения квалификации, в спецкурсах по истории от ечественной и зарубежной психологии; в историко-психологических исследованиях, при создании учебных пособий по истории психологии, при дальнейшей разработке методологических проблем педагогической психологии. Изложенные в диссертационном исследовании малоизвестные материалы могут быть включены в современные сводные труды по истории психологии, истории зарубежной и отечественной психологии. Диссертация, представленная Жаровой Дарье Викторовной на соискание ученой степени кандидата психологических наук, является законченным теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование Жаровой Дарьи Викторовны, полностью отвечает требованиям, предьявляемым к диссертационным работам на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки). 
По специальности 19.00.07- Педагогическая психология успешно защищены 2 кандидатские диссертации: Е.А. Павлухиной, Л.Б. Соловей.
Диссертация Е.А. Павлухиной содержит обоснование понятия «профессионально значимые субъективные отношения», раскрывает роль таких отношений в профессиональной деятельности руководителей и специалистов; обоснование необходимости целенаправленного формирования (коррекции) профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов в процессе повышения квалификации; разрабатывает методологию психолого-педагогического проектирования тренинговых занятий с руководителями и специалистами, направленных на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений; исследует специфику отношений к природе (как профессионально значимых субъективных отношений) руководителей и специалистов природоресурсных отраслей. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан психологически обоснованный алгоритм педагогического проектирования тренингов для руководителей и специалистов для формирования (коррекции) профессионально значимых субъективных отношений; разработана система проведения тренингов, для формирования профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов; предложен конструкт для разработки методик диагностики профессионально значимых субъективных отношений сотрудников (слушателей курсов повышения квалификации) и диагностики эффективности тренингов; разработана и апробирована модель эколого-психологического тренинга для формирования профессионально значимых субъективных отношений; разработана и апробирована в условиях курсов повышения квалификации комплексная программа дополнительного профессионального образования «Менеджер общественного участия», направленная на повышение психолого-педагогической и социально-психологической компетентности руководителей и специалистов. Результаты исследования могут быть использованы при создании и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленных на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений специалистов (педагогов, психологов, государственных служащих, сотрудников природоресурсных отраслей). Программы профессионального образования (как основного, так и дополнительного) должны включать тренинг, направленный на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений специалистов в соответствии с характером и спецификой их профессиональной деятельности. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки).
В диссертации Л.Б. Соловей разработана авторская система оценки качественного уровня вербального воображения педагогов и детей, показано соотношение развития вербального и невербального воображения педагога и детей дошкольного и младшего школьного возраста. Раскрыты возрастные особенности развития воображения детей при переходе их из дошкольного в младший школьный возраст. Разработана авторская программа развития вербального воображения детей. Экспериментально показано, что влияние образовательных программ на развитие воображения детей опосредствовано уровнем развития воображения педагога. Показана специфика влияния вербального и невербального воображения педагога на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов, психологам при развитии воображения детей необходимо обратить внимание на особенности развития их воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте, роль творческих качеств педагога. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - педагогическая психология. 

По специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии успешно защищена 1 докторская диссертация – Л.Ф. Баяновой.
В работе Л.Ф. Баяновой впервые в качестве прямого объекта историко-психологического исследования выделена категория «культура». Новыми для историко-психологических исследований являются использованные в работе методы – метод категориального анализа и структурно-диалектический метод. В работе предложена новая линия в парадигме субъекта, являющаяся самостоятельным направлением исследований – линия изучения субъекта культуры. Возможность выйти за границы субстанциональности категорий субъекта и культуры за счет постановки проблемы их взаимодействия позволяет решить теоретическую задачу построения модели культуры, определяемой посредством обращения к субъекту. Диссертационное исслеование показало, что определение психологического содержания культуры позволяет рассматривать ее как новую категорию в системе психологического знания. Наряду с устоявшимися научными традициями в исследованиях субъекта в работе предложен новый контекст субъектной парадигмы – субъект культуры. В работе реконструирована логика становления проблемы взаимодействия субъекта и культуры, обнаружены самостоятельные периоды ее развития. В выявленной в диссертации хронологии выделяются три периода, имеющие внутреннее единство и отражающие сущность содержательных сдвигов и разрывов в истории развития проблемы взаимодействия субъекта и культуры. В исследовании показано методологическое значение теории Л.С.Выготского в логике развития проблемы взаимодействия субъекта и культуры, предопределившей дальнейшее развитие исследований влияния культуры на онтогенез психики. На основе привлечения структурно-диалектического метода выявлена диалектическая природа культуры. Метод категориального анализа позволяет обозначить перспективы интеграции культуры в категориальный аппарат психологии. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории отечественной психологии, в спецкурсах, связанных с культурно-исторической психологией. Диссертация, представленная Баяновой Ларисой Фаритовной на соискание ученой степени доктора психологических наук, представляет собой завершенное теоретическое историко-психологическое исследование, обладающее научной новизной, несомненным теоретическим значением и возможностью практического применения. Данная работа задает новое теоретико-методологическое направление в парадигме исследования субъекта – линию изучения субъекта культуры, что служит предпосылкой новых многочисленных работ в области общей психологии и ее истории. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование Баяновой Ларисы Фаритовны соответствует требованиям п.8. «Положения о порядке присуждения ученых степеней» ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки). 
По смежным специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 – Медицинская психология защищена 1 докторская диссертация – Л.А. Троицкой.
В работе Л.А. Троицкой обоснованы и применены критерии объективной количественной и качественной оценки изменения структурно-функциональных основ эмоциональной, мнестической, речевой и интеллектуальной (познавательной) деятельности детей и подростков с нормальным развитием и нарушениями ЦНС. Выделены клинические и нейропсихологические факторы в структуре познавательного дефицита у детей и подростков с нарушением ЦНС. Дана психологическая квалификация изменений эмоциональной, мнестической и речевой функции у детей с нормальным развитием и на ранних этапах нарушения ЦНС. На структуру и динамику познавательной деятельности в ходе индивидуального развития ребенка оказывают влияние индивидуальные профили функциональной асимметрии мозга. Дана характеристика эмоциональных состояний подростков с нормальным развитием и наследственными синдромами и эпилепсией. Впервые применены специализированные методы психологической коррекции, направленные на оптимизацию психических и эмоциональных процессов у детей с нормальным развитием и наследственными нарушениями ЦНС и эпилепсией. Данное исследование Данная работа позволяет психологам и педагогам составить целостное и системное представление о становлении и развитии эмоциональной сферы и познавательной деятельности детей и подростков в норме и при патологии ЦНС. Выявленные психологические характеристики и многочисленные варианты отклонений нервно-психического развития позволят определить стратегии, направленные на преодоление внутреннего конфликта и задержке личностного развития растущего поколения людей. Материалы работы могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке профильных специалистов. Результаты исследования дают возможность проводить нейропсихологическую диагностику локализации эпилептического очага у детей уже на начальных стадиях заболевания с учетом тяжести клинического течения эпилепсии и исходного уровня умственного развития ребенка. Предложенная нейропсихологическая оценка нарушений высших психических функций и эмоционально-личностных отношений у детей и подростков с нормальным развитием и нарушениями ЦНС позволяет дать прогноз дальнейшего интеллектуального развития ребенка и подобрать адекватные методы обучения и медико-психологической коррекции. Диссертационное исследование Л.А. Троицкой носит системный, междисциплинарный характер и представляет собой самостоятельное завершенное исследование. Квалифицируется как научный труд, имеющий важное научное, теоретическое и практическое значение, открывающий новое направление для исследований в области общей психологии и медицинской психологии. Поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены. Полученные результаты подтвердили выдвинутые гипотезы. Содержание автореферата соответствует диссертации.

В каждой из рассмотренных работ осуществлен многомерный и, вместе с тем, углубленный анализ психологических феноменов и явлений, методологически проработаны изучаемые категории. Аргументирован выбор комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования. Обоснованность и достоверность результатов и выводов каждого исследования обеспечены достаточной репрезентативностью выборок испытуемых, тщательным качественным и количественным анализом обширного фактического материала, а также корректным применением методов математической статистики. Научные результаты внедрены в различные сферы педагогической и социальной практики: в преподавание дисциплин для студентов различных специальностей; в работу образовательных учреждений разного типа (общеобразовательных школ и интернатов для детей с задержкой психического развития), пеницитарных заведений, наркологического диспансера, коммерческих структур и др.

2008

Совет Д 212.198.10 создан при Российском государственном гуманитарном университете (Москва) приказом Рособрнадзора от 21.12.2007 № 2397-1937.

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:
19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (по психологическим наукам)
19.00.07 – Педагогическая психология (по психологическим наукам)
19.00.13 – Психология развития, акмеология (по психологическим наукам).

В 2008 году проведено 16 заседаний.
Менее половины заседаний совета посетили следующие члены совета: д-р психол. наук, проф. А.З. Зак.

За отчетный период были рассмотрены 12 кандидатских и 1 докторская диссертации. Кандидатских: успешно защищено по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии – 8; по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология – 3; по смежным специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.06 – Юридическая психология - 1. Докторских: успешно защищено по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология – 1. 

По специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии успешно защищены 8 кандидатских диссертаций: М.В. Семенихиной, М.В. Исаковым, Ю.А. Кукушкиной, А.А. Артамоновой, Е.В. Арцишевской, Е.Л. Бобылевым, О.В. Белоконь, Г.С. Чучковой.
В диссертации М.В. Семенихиной впервые исследована взаимосвязь особенностей рефлексии мужчин и женщин и характеристик образов их родителей. Выявлена специфика реализации рефлексивной функции в социально-психологической адаптации мужчин и женщин. В исследовании было раскрыто функциональное содержание рефлексии у мужчин и женщин, обозначена важность образа родителя как субъективной составляющей процесса формирования личности, а также выявлена специфика материнской и отцовской роли в семьях разных типов. Результаты исследования могут быть использованы в разработке диагностических методов, направленных на выявление различий рефлексии у мужчин и женщин, с последующим их применением в семейном и индивидуальном консультировании, а также в психологическом сопровождении управленческих процессов в различных коллективах. Кроме того, представление о типичных характеристиках образов родителей у людей, с различной глубиной рефлексии, может быть использовано в психотерапевтической практике с целью вскрытия и разрешения проблем детско-родительского взаимодействия.
Диссертация М.В. Исакова посвящена теоретической разработке понятия субъектности, как устойчивой интегральной личностной характеристики и ее экспериментальному изучению, а также разработке методики для ее измерения. В работе исследована структура субъектности у представителей различных социально-демографических групп. Разработка автором опросника субъектности открывает возможности для эмпирических исследований условий и факторов, способствующих и препятствующих формированию субъектности. Опросник субъектности позволяет проводить дифференциальную диагностику компонентов субъектности у представителей различных возрастных и социальных групп. Выявленные в работе связи компонентов субъектности и процесса обучения в ВУЗе могут быть использованы при целенаправленном формировании субъектности у будущих специалистов.
В работе Ю.В. Кукушкиной расширено предметное поле изучения профессиональной компетентности за счет выявления ее новых компонентов, а также изучены факторы, влияющих на успешность процесса решения профессиональных задач. Экспериментально изучена роль критического мышления в процессе решения профессиональных задач программистами. Разработан способ стимуляции метакогнитивных стратегий критического мышления в ходе экспериментального исследования посредством предъявления испытуемым в ситуациях затруднения функциональной схемы критического мышления. Полученные результаты могут быть использованы для диагностики уровня компетентности программистов при отборе персонала на предприятиях сферы информационных технологий; для создания методов диагностики специальных способностей в сфере программирования; при создании образовательных программ по развитию навыков критического мышления.
Диссертационное исследование А.А. Артамоновой раскрывает переживание одиночества в качестве фактора развития личностного потенциала. Проведено моделирование и анализ основных жиз¬ненных событий личности студента, в контексте создания условий для экстернализации внутренних противо¬речий, совершения личностного выбора. Выявлена роль переживания одиночества в этом процессе. В исследовании апробирована система с применением элементов интенсивных интегративных психотехнологий для коррекции последствий негативных переживаний одиночества, а также для активизации личностного потенциала через актуализацию и фиксацию опыта позитивных переживаний. Результаты исследования могут быть использованы в разработке программ, направленных на социально-педагогическую адаптацию студентов-первокурсников, а также психологическое сопровождение личности при преодолении негативного переживания одиночества.
Е.В. Арцишевская исследовала взаимосвязь и взаимообусловленность индивидуально-типологических особенностей художественно-изобразительных и языковых способностей с общими способностями и их психофизиологическими коррелятами. Разработаны батареи психодиагностических методик, с помощью которых обнаружены «альтернативные» типы языковых и художественных способностей, имеющих разную психофизиологическую основу. Получен материал, характеризующий разные типы способностей и одаренности с учетом не только условий (технологий) обучения, но и природных предпосылок и склонностей подростков. Полученные факты могут использоваться и в общеобразовательной школе, и в специализированных языковых и художественных школах в целях оптимизации психолого-педагогического процесса и осуществления индивидуального подхода к личности подростка. Полученные результаты также могут быть использованы в процессе индивидуального и профессионального консультирования, в целях оказания своевременной и адресной помощи.
В исследовании Е.Л. Бобылева производится ретроспективный анализ многоэтапного становления психологии литературного творчества как относительно самостоятельной области знаний. Раскрыты философско-эстетические основы искусства и творчества и показана специфика психологии литературного творчества; впервые дан сравнительно-исторический анализ понятий «психология искусства», «психология художественного творчества» и «психология литературного творчества»; создана периодизация развития психологического анализа литературного творчества в России в конце XIX ― 30 годах XX века, а так же хронологический и содержательный критерии выделения этих этапов. Выделены два подхода к пониманию психологического анализа литературного творчества: субъективный (Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.Ф. Чиж) и объективный (Б.А. Грифцов, Л.С. Выготский) и вскрыты основные отличия сторонников субъективного и объективного подходов. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории психологии, психологии искусства, литературной критики, при создании сводных трудов по психологии искусства, научно-исследовательских проектов по данной проблеме, в историографических работах.
О.В. Белоконь изучала взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством. В диссертации дан анализ компонентов эмоционального и социального интеллекта, способствующих возникновению лидерства в малых группах, эффективности лидерства и обусловливающих выбор лидерского стиля, дано теоретическое обоснование этих связей. Уточнены теоретические представления о роли структурных компонентов эмоционального и социального интеллекта в различных аспектах лидерства. Наиболее существенными практическими результатами работы явилось установление зависимости лидерской позиции, эффективности лидерства и выбора лидерских стилей от уровня эмоционального и социального интеллекта. Результаты исследования могут быть использованы в диагностике лидерской позиции в малых социальных группах в процессе группового взаимодействия. Возможно применение полученных данных в разработке и внедрении программ, направленных на повышение уровня эмоционального и социального интеллекта с целью развития лидерского потенциала и повышения эффективности лидерства.
В диссертации Г.С. Чучковой впервые показано, что виртуальное коммуникативное пространство чата является развивающей средой, межличностное взаимодействие в условиях которой способствует изменению личностных свойств пользователей. Развивается положение о том, что виртуальное коммуникативное пространство выступает инструментом саморазвития личности, доказывается необходимость обращения к положениям культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и деятельностного подхода в отечественной психологии при изучении личности в сети Интернет, приводится определение конструкта «значимый другой», обосновывается эвристическая значимость различения «реальных» и «виртуальных» значимых других личности. Наиболее существенными практическими результатами работы явились: выделение индивидуально-психологических типов пользователей чатов; выявление содержательных особенностей отношений респондентов с «реальными» и «виртуальными» значимыми другими на разных этапах увлечения чат-общением; установление обратной взаимосвязи опыта Интернет-коммуникации и степени её привлекательности для личности. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективной технологии психологического консультирования и коррекции в процессе межличностного взаимодействия в условиях «он-лайн», создания специализированных психологических Интернет-ресурсов, посвященных проблемам web-коммуникации, составления обучающих программ для специалистов, чья профессиональная деятельность предполагает обращение к коммуникационным ресурсам сети Интернет. 

По смежным специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.06 – Юридическая психология защищена 1 диссертация – О.Г. Кравцова.
В работе О.Г. Кравцова исследованы структура и закономерности становления толерантности в онтогенезе. Для психологии личности значимым является то, что в работе представлен генезис личностного развития в контексте становления толерантности/интолерантности. В исследовании показано, что становление толерантности/интолерантности личности связано с подростковым и юношеским возрастами. Для юридической психологии новыми являются полученные в исследовании материалы, позволяющие выделить факторы, способствующие/препятствующие преодолению негативных последствий интолерантности. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы в процессе подготовки и повышения квалификации психологов и криминологов, в психологическом консультировании, формировании развивающих и обучающих программ, в психопрофилактической работе, в развивающей и психокоррекционной работе с дезадаптированными индивидами, в частности, с девиантными подростками и юношами, при профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, при организации пенитенциарной системы для несовершеннолетних правонарушителей.
По специальности 19.00.07- Педагогическая психология успешно защищены 3 кандидатских диссертаций: Н.В. Глобы, И.А. Модиной, О.С. Рыбочкиной.
Диссертационное исследование Н.В. Глобы посвящено изучению эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся в разных условиях: коррекционных классах массовых школ и специальных школах. В работе осуществлен многомерный и вместе с тем углубленный анализ особенностей, видов и характера проявлений эмпатии у младших школьников с ЗПР сравнительно с их нормально развивающимися сверстниками. Показано, что особенности эмпатии у младших школьников с ЗПР не зависят от условий обучения: обучения в коррекционной школе или специальном классе общеобразовательной школы. Эмпирически раскрыта и описана специфика проявления эмпатии у детей с задержкой психического развития. Выявлено, что когнитивная и личностная децентрация (как одно из необходимых условий наличия эмпатии) у детей младшего школьного возраста как с задержанным, так и с нормальным психическим развитием сформирована. Установлена связь особенностей эмпатии и уровня интеллектуального развития у младших школьников с ЗПР. Разработанная методика диагностики эмпатии к сверстнику может быть использована в исследовательской и практической работе психологов. Полученные в ходе исследования данные могут послужить основой для разработки психокоррекционных программ работы с детьми с ЗПР, направленных на развитие эмпатии, и рекомендаций для педагогов и психологов. Результаты исследования используются в программах профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов. На основании материалов исследования могут быть разработаны специальные программы по развитию эмпатии у детей с ЗПР. 
В диссертации И.А. Модиной впервые рассматривается формирование психологической готовности к школьному обучению с точки зрения развития произвольности игры у педагогов дошкольного образования; показана связь развития субъекта игровой деятельности взрослых с организацией развивающей среды для детей дошкольного возраста и формированием у них психологической готовности к школьному обучению. Помимо этого, в работе уточнены и конкретизированы понятия «произвольность» и «субъект игровой деятельность» в контексте культурно исторического подхода. В работе впервые определяются две качественно отличные друг от друга стадии развития произвольности в дошкольном детстве. Полученные в работе результаты позволяют конкретизировать понятие «развивающая образовательная среда» применительно к детям дошкольного возраста. Полученные результаты можно использовать: при подготовке педагогов дошкольного образования; при переподготовке и повышении квалификации педагогов дошкольного образования; при работе с родителями детей дошкольного возраста; при целенаправленном формировании и коррекции психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.
В работе О.С. Рыбочкиной впервые вводится представление о психологических характеристиках родителей как функциональном компоненте ситуации развития художественных творческих способностей и впервые исследуется специфика отношения юношей и девушек, с разным уровнем художественных творческих способностей, к психологическим характеристикам своих родителей. Выявлено, что каждый уровень художественных творческих способностей (высокий, средний, низкий) характеризуется типичным и своеобразным комплексом субъективных представлений юношей и девушек о психологических характеристиках их родителей. Средний уровень художественных творческих способностей юношей и девушек взаимосвязан с наиболее непротиворечивыми, позитивными образами родителей. Высокому и низкому уровням художественных творческих способностей юношей и девушек соответствуют комплексы психологических качеств родителей, несколько отклоняющиеся по ряду характеристик от общепринятого положительного образа. Выявлено, что взаимосвязь между уровнем развития художественных творческих способностей и психологическими характеристиками родителей, представляемыми юношами и девушками, имеет четко выраженную гендерную специфику. В представлениях юношей и девушек, имеющих сходные уровни выраженности художественных творческих способностей, как образы отцов, так и образы матерей характеризуются качественно разными комплексами характеристик. Разработанная методика диагностики уровня художественных творческих способностей может быть использована в практической работе психологов в различных организациях и учреждениях. Полученные в ходе исследования данные могут послужить основой для разработки программ психологической помощи семьям с детьми, находящимися в юношеском кризисе.

По специальности 19.00.07 – Педагогическая психология успешно защищена 1 докторская диссертация – К.С. Лисецкого.

К.С. Лисецкий рассматривает психологические основы профилактики наркотической зависимости личности в процессе изучения реалий подростковой субкультуры, феноменологии употребления наркотиков, критического анализа существующей практики антинаркотических программ. В диссертации исследована внутриличностная система самоподдержки подростка как альтернативы наркотической зависимости в период его взросления. Автором разработаны научные основы изучения феномена психологической зависимости; доказано, что наркотические вещества стимулируют формирование «превосходящего «Я», в котором «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я-под-влиянием-наркотика» существуют слитно; предложен и теоретически обоснован оригинальный подход к изучению феномена внутриличностной самоподдержки – онтосубъектный подход; в рамках онтосубъектного подхода осуществлено теоретическое обобщение основных источников тревожности в период подросткового возраста – онтологически значимых задач взросления; создана теоретическая основа для разработки программ профилактики отклоняющегося поведения подростков; теоретически обоснованы условия генерализации тревожности и других негативных эмоциональных состояний до состояния общей неудовлетворенности. Доказано, что условием снижения личностной тревожности является преодоление целевого хаоса (разрешение ситуации неопределенности). Результаты могут применяться для работы с личностью в практике индивидуального и семейного консультирования, с зависимыми и созависимыми отношениями, для разработки психодиагностических методик для определения нерешенных в процессе взросления задач и подростков из группы риска; в сфере социального проектирования (профилактика молодежного алкоголизма, накротизма, табакокурения); при разработке содержания, средств мониторинга, критериев эффективности превентивных программ; в практике судебно-психологической и психолого-психиатрической экспертизы. Разработанные в ходе диссертационного исследования методы диагностики и техники групповой работы с подростками могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов, социальных педагогов, специалистов социальных центров по работе с детьми.
В каждой из рассмотренных работ осуществлен многомерный и, вместе с тем, углубленный анализ психологических феноменов и явлений, методологически проработаны изучаемые категории. Аргументирован выбор комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования. Обоснованность и достоверность результатов и выводов каждого исследования обеспечены достаточной репрезентативностью выборок испытуемых, тщательным качественным и количественным анализом обширного фактического материала, а также корректным применением методов математической статистики. Научные результаты внедрены в различные сферы педагогической и социальной практики: в преподавание дисциплин для студентов различных специальностей; в работу образовательных учреждений разного типа (общеобразовательных школ и интернатов для детей с задержкой психического развития), пеницитарных заведений, наркологического диспансера, коммерческих структур и др.