российский
государственный
гуманитарный университет


Фундаментальные исследования

Российский государственный гуманитарный университет – ведущий научно-образовательный центр в области гуманитарных, социальных и информационных наук, развивающий традиции отечественной высшей школы и входящий в число ведущих российских университетов по качеству научных исследований, подготовки выпускников и результативности социально-значимых проектов и инициатив.

Научные исследования в РГГУ ведутся по следующим направлениям: общие вопросы философии, общие проблемы современной философии, общефилософские проблемы, всеобщая история, история России, археология, вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение, общие вопросы социологии, общие проблемы социологии, методология социологии, методика социологических исследований, общество как система, социальные отношения и процессы, экономика, государство и право, юридические науки, общие вопросы, общая теория государства и права, история государства и права, общие вопросы политических наук, методология политических исследований, теория международных отношений, внешняя политика и дипломатия, общие вопросы науковедения, развитие науки, общие вопросы культуры, теория, методология и философия культуры, культура в современном мире, музейное дело, музееведение, охрана памятников истории культуры, архивное дело, архивоведение, общие вопросы образования и педагогики, общие вопросы психологии, социальная психология, прикладная психология, общие вопросы языкознания, общее языкознание, прикладное языкознание, языки мира, общие вопросы литературоведения, теория литературы, история литературы, произведения художественной литературы, искусствоведение, общие вопросы, общие вопросы информатики, аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации, информационный поиск, религиоведение, библеистика, иудаика, общие вопросы математики, общие вопросы организации и управления, теория и методология управления, документоведение, государственное и административное управление, организация управления экономикой, социальное управление.

В университете осуществляются фундаментальные и прикладные научные исследования мирового уровня в области гуманитарного знания, производится разработка и реализация научно-практических, общественных, просветительских программ и подготовка высококвалифицированных профессионалов с широкой общекультурной компетентностью. Университет принимает активное участие в процессах интернационализации и гуманитаризации российского образования, выполняет функции института академической и прикладной гуманитарной экспертизы как социально значимых решений и инициатив федерального уровня, так и проектов, связанных с модернизацией и повышением конкурентоспособности российской экономики.

Успешно решаются задачи по формированию новых методик преподавания гуманитарных дисциплин, новых подходов к исследовательской работе, синтезирующих последние достижения отечественной и зарубежной науки, широкого применения информационных технологий в образовании. Преподаватели РГГУ широко применяют результаты новейших исследований в педагогической работе. Активизируется процесс вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Непрерывно совершенствуется научно-методическая база.

В области общих проблем гуманитаристики ведется работа над такими крупными исследовательскими областями, как теория и методология исторического познания, историческая риторика, историко-филологические методы исследования, философия и нарративное знание, интеллектуальная история, литературная эпистемология, гендерные исследования. Изучаются различные подходы к построению объектов гуманитарного познания, важнейшие понятия социальных и гуманитарных наук в их историческом развитии. Работы сотрудников РГГУ являются важным вкладом в развитие современной отечественной философии и методологии гуманитарного знания. Несомненен приоритет РГГУ в области феноменологической философии.

В области когнитивных наук ведутся исследования проблем когнитивной психологии (психология решения задач и проблем, психологические механизмы профессионального мышления, проблема эмоционального интеллекта и др.); когнитивной лингвистики (когнитивно-дискурсивная парадигма, методология когнитивного анализа семантики слова, исследование явления многозначности с точки зрения когнитивного подхода, когнитивные основы дискурса); интеллектуального анализа данных (имитация и формализация познавательных процедур, разработка интеллектуальных систем типа ДСМ в фармакологии, криминалистике, робототехнике, социологии; доказательная медицина, автоматический синтаксический анализ) разработки методов корпусных исследований и мультимодульных корпусов.

В области исторических наук разрабатывается проблематика россиеведения. Сотрудники кафедры истории России новейшего времени разрабатывают следующие научные направления: историю Гражданской войны в России, историю русского зарубежья, военную историю СССР, историю диссидентского движения в СССР, историю постсоветской России и др. В УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» изучаются различные темы по истории современной России, в частности обобщение историографического опыта анализа внешнеполитической  позиции РФ в современных условиях.

Развиваются постсоветские исследования. В число стран, являющихся предметом научного интереса специалистов Института постсоветских и межрегиональных исследований, входят постсоветские государства Восточной Европы (Украина, Беларусь, Молдова), страны Балтии, государства Южного Кавказа (Грузия, Армения, Азербайджан), страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан).

В РГГУ разрабатывается уникальная система методологических дисциплин исторического знания: вспомогательные исторические дисциплины – источниковедение – теория и методология истории. Основанная на традициях, заложенных еще в Историко-архивном институте, источниковедческая школа РГГУ является ведущей в стране. Сотрудниками Высшей школы источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин реализуются исследования в области вспомогательных исторических дисциплин (палеография, хронология, метрология, геральдика, генеалогия, символика, вексиллология, нумизматика и др.), источниковедения, методологии истории.

Активные исследования ведутся на кафедре истории и теории исторической науки, приоритетными научными направлениями которой являются изучение современного содержания и структуры предмета историографии и исследования  историографии интеллектуальной истории.

Основная тематика научных исследований кафедры истории государственных учреждений включает изучение механизмов функционирования государственного аппарата и общественных организаций России, влияния исторической традиции на современное развитие государственных учреждений и общественных организаций Российской Федерации, механизмов функционирования отдельных органов управления и организации управления российской территорией. Изучаются взгляды ведущих российских политиков на организационное взаимодействие центра и регионов России; проводится анализ развития государственного аппарата Российской федерации на рубеже XX-XXI вв.; особое внимание уделяется изучению железнодорожного транспорта Российской империи как важнейшего средства коммуникации внутри российского имперского пространства; разрабатываются ранее неисследованные проблемы: взаимодействие местной администрации и ведомственных структур на окраинах Российской империи в начале ХХ в.

Деятельность сотрудников УНЦ социальной антропологии связана с общими направлениями социальной антропологии и ее субдисциплинами. Разрабатываются проблемы  изучения ранних этапов социальной эволюции и развития политических систем с использованием этнографических источниковедческих баз, проблемами политической антропологии и этнической конфликтологии; изучается обычное право коренных народов России в теоретическом пространстве правого плюрализма, а также антропология пола и возраста, юмора. Большое внимание уделяется исследованиям по методике и методологии социантропологического знания и истории нашей науки, как в России, так и за рубежом, ведутся работы по визуальной антропологии, исследуются ее приемы и методы, создаются собственные образцы визуально-антропологической продукции. Существенную роль играют исследовательские направления, стоящие на стыке социальной антропологии и биологии: этология человека, эволюционная антропология, семантика невербального поведения и др.

РГГУ продолжает сохранять лидирующие позиции в стране в области архивоведения и документоведения.

Кафедра аудиовизуальных документов и архивов РГГУ является базовым центром в системе российского высшего профессионального образования, разрабатывающим данный комплекс проблем на основе сформированной в ее рамках научно-педагогической школы. Инновационные проекты кафедры предполагают создание на базе факультета малых предприятий, сочетающих в своей деятельности образовательные, научно-консультативные и вспомогательно-технические функции.

Предметом изучения на кафедре архивоведения являются теория и методика архивоведения, обеспечение сохранности документов архивного фонда России и других архивных документов, информационные технологии в архивном деле, архивное право, развитие направления, связанного с информационными технологиями в архивном деле, подготовка учебников и учебно-педагогических комплексов по дисциплинам кафедры. Совместно с Университетом Марии Склодовской-Кюри (г. Люблин, Польша) проводятся исследования проблем в области теории и методики архивоведения, архивного права, информационных технологий.

Исследовательская деятельность кафедры археографии связана с изучением отдельных проблем отечественной истории в археографическом «преломлении», преимущественно на материалах Архива РАН, но также и по документам других архивохранилищ. Другая сторона исследований – определение места и значения электронных публикаций источников, раскрытие значения отечественного (отчасти зарубежного) опыта и прошлого. Исследуется история возникновения археографии как научной дисциплины.

Кафедрой документоведения проводятся исследования по проблемам документообразования, истории организации делопроизводства, формирования и развития систем документации, систематизации документов, стандартизации и унификации, организации документационного обеспечения управления (делопроизводства), как в дореволюционный, советский, так и в постсоветский периоды. Значительное внимание уделяется проектированию информационно-документационного обслуживания учреждений и организаций как государственных, так и других форм собственности. Кафедра занимается исследованием организации и документирования работы с обращениями граждан; изучением документирования деятельности негосударственных организаций. Одним из направлений является исследование новых способов документирования (с точки зрения придания документам, созданным в электронном виде, юридической силы), систем  документации о жизни и деятельности человека в разные исторические периоды (развитие их формы и содержания в зависимости от социальной и экономической ситуации в государстве). Ведутся активные научные разработки в области истории делопроизводства и документирования  в   центральных и местных учреждениях Российской империи в XVIII в. и документирования организационной и распорядительной деятельности в дореволюционный период.

Кафедра аудиовизуальных документов и архивов является базовым центром в системе российского высшего профессионального образования, разрабатывающим данный комплекс проблем на основе сформированной в ее рамках научно-педагогической школы. Инновационные проекты кафедры связаны с реализацией обозначенных направлений.

Реализуются следующие проекты: создание баз данных по различным группам источников и проекты геоинформационных систем в исторических исследованиях (Европейская Россия начала XX в., Западная Сибирь кон. XIX – нач. XX вв.).

Кафедра истории и организации архивного дела является лидером научных исследований в России в области проблем зарубежной архивной россики; реституции и перемещенных историко-документальных ценностей; истории организации архивного дела в России и за рубежом. Приоритетными научными направлениями деятельности сотрудников кафедры являются изучение истории отечественной и зарубежной архивоведческой мысли; архивов Франции и России: их истории и современности, историко-архивоведческой науки во Франции, историографии отечественного и зарубежного архивоведения, архивов Русской Православной Церкви за рубежом и архивной эвристики.

В области востоковедения и антиковедения продолжается работа в сфере сравнительно-исторического и типологического языкознания; сравнительного изучения классических культур Востока и Запада; перевода и комментированного издания памятников восточной и античной литературы.

Основным направлением деятельности центра компаративистики Института восточных культур и античности является генеалогическая классификация языков мира. Основные результаты исследований в рамках темы: значительно усовершенствована методика лексикостатистического анализа лексического материала, что позволяет более аккуратно устанавливать классифика­цию родственных языков и определять датировки распада их праязыков; подготовлены и частично выложены в Интернет специально размеченные компьютерные списки базисной лексики и этимо­логические базы данных по много­численным языковым семьям Евразии, Африки и Северной Америки; протестирован целый ряд классификационных гипотез по языкам Африки, Америки и Евразии; введен в оборот колоссальный языковой материал, ранее остававшийся за рамками интереса отечественных специалистов, особенно в области языков Африки и Северной Америки.

В области философских наук важнейшими научными направлениями являются исследовательская и научная деятельность центра феноменологической философии, развитие и углубление изучения  проблематики восточной философии, развитие недавно созданного, но перспективного центра аналитической антропологии. Исследования, проводящиеся  на кафедре социальной философии, посвященные «homo soveticus», метафорам повседневности, практикам «наивного письма», репрезентации исторического опыта, генеалогии ключевых социально-исторических типов модерна, а также статуса знания и метанарративов в ситуации постмодерна, определили контекст, в котором стало возможно говорить о новом измерении философской критики.

В области религиоведения основными направлениями научной деятельности являются история религии, исследование религиозной ситуации в России, Нового Завета и библейской традиции; проблемы религии и права (вопросы, связанные с проведением религиоведческой экспертизы), религиозных меньшинств в истории России. Проведен анализ междисциплинарного научного направления в изучении религии – феноменологии  религии с позиции её фундированности всем спектром философского дискурса «священного»: философией «чувства и веры» Я. Фриза, трансцендентальной философией И. Канта, философией жизни В. Дильтея, феноменологической философией Э. Гуссерля, философской герменевтикой О. Больнова, фундаментальной онтологией М. Хайдеггера, дескриптивной феноменологией К. Ясперса. Изучены подходы к исследованию религии Р. Отто, Й. Ваха, Ф. Хайлера, М. Элиаде, В. Гантке, что позволяет на новом материале исследовать трансформацию природы философского мышления внутри междисциплинарного научного синтеза.

В области социологических наук продолжаются исследования методологических проблем социологического познания, роли социологии в обеспечении междисциплинарных исследований проблем транснациональной миграции, адаптации иммигрантов, формирования новых социальных идентичностей, социальных явлений, проблем, информационно-коммуникативных практик, анализа этнокультурных феноменов эпохи глобализации, а также социальной роли интеллигенции в формировании национально-гражданской идентичности и ориентиров социального развития.

Основной научной темой в области психологии (Институт психологии им. Л.С. Выготского) является тема «Социализация личности в транзитивном мире». Ведется разработка нового методологического конструкта, адекватного данной проблеме. Проанализированы и описаны теоретические и исследовательские варианты подхода к работе проблемой социализации и индивидуализации личности в ситуации транзитивности. В исследованиях, проводимых сотрудниками кафедры психологии личности, были изучены и описаны в научных статьях  феноменология и основные закономерности транзитивного общества. Было показано, что психологическая сущность  транзитивности связана с  множественностью, то есть одновременным существованием нескольких вариантов социального мира в одном временном и пространственном континууме, а также с постоянным изменением этих вариантов в непредсказуемом направлении и с неопределенным содержанием.

Еще одна важная проблема, отражающая один из основных вызовов современности, поднята в исследованиях, проводимых на кафедре психологии личности. Это проблема информационной социализации, прежде всего, информационной социализации в сети интернет, затрагивающая все группы населения. В фокусе теоретических и эмпирических исследований сотрудников, аспирантов и магистрантов кафедры находятся вопросы, связанные с операциональной стороной работы в сети, возможности использования новых информационных технологий разными группами населения, влияние социальных сетей на содержание идентичности, общение и развитие когнитивных процессов детей и подростков. Исследуется также и влияние кинофильмов на мотивацию и идентичность подростков и молодежи, а также особенности предпочтений различных источников информации и кинофильмов.

Смежная проблематика, расширяющая общую тему института, разрабатывается на других кафедрах психологического факультета и факультета психологии образования.

Тема социализации    в современном мире исследуется на кафедре социальной психологии – «Социально-психологические проблемы российского общества». В этом контексте изучаются вопросы формирования гражданской идентичности и гражданской социализации, а также вопросы психологии доверия и толерантности к новой социальной действительности.

В ракурсе индивидуально-психологических закономерностей современной социализации  научная тема института психологии представлена проблематика кафедры дифференциальной психологии «Индивидуальность как многоуровневая иерархическая система». Изучается проблема взаимосвязи компонентов нейрофизиологического, психофизиологического и психического уровней в структуре индивидуальности». В исследовании взаимосвязи индивидного и личностного уровней в структуре индивидуальности принимают участие и преподаватели кафедры нейро- и патопсихологии, дополняя данные о нормативном развитии, материалами о рисках социализации при патологических изменениях личностного развития. В совокупности полученные данные свидетельствуют о преемственности  индивидных  свойств и их латентном влиянии на индивидуальные особенности  психического функционирования, свидетельствуя  о целостности многоуровневой структуры индивидуальности.

Исследования социализации в современном мире дополняются работами кафедры специальной психологии, на которой получены первые данные о  результативности новых форм и методов работы с семьей (нарративная практика, семейный клуб), а также о вариантах психолого-педагогического сопровождения инклюзии. Результаты исследований представлены в докладах на международных и российских конференциях,  отражены в публикациях сотрудников кафедры.

Научно-образовательный центр когнитивных программ и технологий РГГУ, получивший статус лаборатории мирового уровня, реализует проект «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование».

Главная задача исследования - разработка познавательного инструментария и научных моделей системного анализа социокультурных угроз как факторов, оказывающих существенное влияние на развитие современного общества.  Задачей проекта является исследование механизмов концептуализации и дискурсивной репрезентации реальных и гипотетических рисков в картине мира носителей русского языка, рассмотрение коммуникативных стратегий предупреждения и преодоления общественных угроз в истории России. Исследование ведется в рамках междисциплинарного подхода.

Ведется разработка интегрированной методологии анализа в современной когнитивной парадигме знания. Интеграционные процессы в когнитивной науке ярко демонстрируют возможные пути сближения эпистемологии и методологии наук гуманитарного и естественнонаучного профиля (компьютеризация, корпусные исследования и использование эксперимента в гуманитарных когнитивных науках, качественный анализ данных в процессе формализации гуманитарного знания). Инновационный характер данного проекта состоит в определении роли гуманитарного знания в науках когнитивного цикла.

В области политологии на факультете истории, политологии и права продолжалось изучение и осмысление новых качеств современной  социокультурной реальности в трансформации антропно-технологических диспозиций социума, актуализации перфомативных видов социального действия и дискурса, плюрализации ценностно-нормативной основы их построения и репрезентации: проблемы социокультурного диалога в условиях раскола общества; власть и общество в условиях трансформации политической системы РФ; проблемы безопасности как консолидирующие правовой и политический проект; межкультурный диалог и межкультурное взаимодействие в условиях глобализации; современность как коммуникативный проект; проектирование социальности в контексте современных профессиональных и образовательных практик; событийность социально-политической реальности. Большое значение также имеет широкое использование инновационных технологий и практик исследовательской деятельности, ориентированных на приоритет социально-значимых артефактов (виды деятельности, проекты, сообщества) в качестве результатов исследовательской деятельности: исследование консенсуальных основ этнополитического взаимодействия меньшинств, межконфессиональный и межэтнический диалог современных мегаполисов, математическое моделирование и математические методы в гуманитарных исследованиях, неклассическая рациональность в гуманитарных и коммуникативных науках, социально-экологические аспекты современных коммуникативных практик. Основными научными направлениями, разрабатывавшимися на кафедре теоретической и прикладной политологии, являются: государственная политика и политическое управление; политические институты и процессы в условиях трансформации политических режимов; политические партии и партийная система современной России. Ведется работа по комплексному изучению указанных проблем с привлечением специалистов – практиков из органов государственной власти и местного самоуправления.

Сотрудники факультета международных отношений и зарубежного регионоведения продолжают всестороннее изучение системы современных международных отношений, обеспечения  международной безопасности и сотрудничества. Активно исследуются: новая концепция внешней политики России, Россия в системе Европейской безопасности, история Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, роль ООН в системе международных отношений, проблемы международного терроризма и экстремизма. Продолжаются исследования основных направлений внешней политики разных стран мира. Разрабатываются отдельные аспекты международных отношений:  позиции России в сфере гуманитарного сотрудничества, экономические аспекты международных отношений, демографический фактор в мировой политике, идеи политического реализма в современных международных отношениях и др. На факультете разрабатывается ряд научных направлений.

Научное направление «Социокультурная составляющая международных отношений и зарубежного регионоведения» использует подходы и исследовательские практики, наработанные в рамках социального конструктивизма, культурной антропологии, этнопсихологии, для изучения транснациональных образов, мифов и стереотипов восприятия, действующих на нормативном уровне в той или иной национально-государственной среде, а также традиций общения, запечатленных в исторической и культурной памяти. Особое внимание уделяется антропологии процессов на внутристрановом и международном уровнях, исследованию практик использования «Другого», проблеме мифологизации пространства и времени, символам и кодам коллективной идентичности зарубежных сообществ.

В рамках научного направления «Экспертология и зарубежное россиеведение как интегративные области исторических, политических и общественных наук» особое внимание уделяется изучению роли экспертно-аналитического сообщества в процессе принятия внешнеполитических решений в России и на Западе, а также исследуется влияние академических центров в российских, американских и европейских университетах на уровень подготовки экспертов по различным странам и регионам.

Научное направление «Мировое комплексное регионоведение» ориентировано на изучение глобальной, региональной и национальной сфер мировой политики в их взаимосвязи и взаимовлиянии, региональных особенностей мировых процессов и одновременно  регионализации как мирового тренда, который адаптирует мировые закономерности и способствует их изменению.

Научное направление «Экономическое измерение мировой политики» нацелено на изучение мирополитических и мироэкономических процессов, международных бизнес-структур и менеджмента международных процессов с особым акцентом на новые формы экономической дипломатии.

Научное направление «Мировая политика и международный бизнес» нацелено на изучение мирополитических и мироэкономических процессов, международных бизнес-структур и менеджмента международных процессов.

По направлению «Проблемы международной безопасности» на основе многофакторного анализа изучаются различные аспекты региональной и глобальной безопасности с учетом новых международных вызов и угроз.

Научное направление «Методика преподавания иностранного языка, профессионально-коммуникативная компетентность студентов, лингвострановендение» нацелено на развитие лингвистических и дискурсивных практик как базы практической и научной деятельности выпускников.

На факультете рекламы и связей с общественностью разрабатываются следующие социально значимые направления: «Творчество» – сотрудничество с Центром молодежных инициатив «Остров МИР»; научно-исследовательское направление в «Лаборатории Интегрированных маркетинговых коммуникаций», в рамках которой работает дифференцированная программа заседаний Клуб FLIM - Follow the Lieders In Marketing&Advertising, разделенная на секции и кружки; «Социальное проектирование» – инициативное исследование по проблемам использования портала «Наш Город».

В области коммуникатологии реализуется оригинальная  модель профессии «связи с общественностью» как прикладной, но вместе с тем интеллектуально емкой, инновационной профессии. Разработана концепция развития профессиональных коммуникативных практик, что может быть положено в основу перспективных моделей образовательной деятельности, формирования инновационных образовательных партнерств. Обоснован ряд контекстно-связанных понятий и характеристик, выражающих направленности коммуникативных практик на социально значимые производственные проекты.

На кафедре теории и практики общественных связей разрабатывается концепция «общественной связности» как перспективной макросоциальной формы использования технологий и практик PR-деятельности. Обосновывается не только управленческий сервисный функционал PR-деятельности, но и ее относительно самостоятельный общественно-производственный потенциал. Развивается концепция культурно-исторической локализации феномена коммуникации как социальной технологии использования слова и языка. Сотрудники кафедры принимают активное участие в создании межвузовской «площадки» с международным участием по проблемам философии коммуникации. В ходе исследования теории и методологии интернет-коммуникаций общественной связности выявляется полионтологическая и полимодальная природа такого рода коммуникаций как пространства самореференции социума и автопоэзиса сложных социально-технологических систем. Ведется работа по выявлению семантических, мифогенных и архетипических оснований событийных и перфомансных коммуникативных технологий.

В сфере управления среди приоритетных направлений факультета управления выделяются следующие: управление человеческими ресурсами (кафедра организационного развития); управление в социально-экономических системах (кафедра организационного развития); история развития управленческой мысли в России и за рубежом (кафедра управления); исторические основания российского государственного и муниципального  управления (кафедра государственного и муниципального управления); математические методы в управлении (кафедра моделирования в экономике и управлении); государственное управление и обеспечение национальной безопасности (кафедра государственного и муниципального управления); технологии управления в социальной сфере (кафедра государственного и муниципального управления); проблемы управления безопасностью сложных систем (кафедра моделирования в экономике и управлении); проблемы регионального и муниципального управления в России (кафедра государственного и муниципального управления); информационные технологии, информационная методология (кафедра моделирования в экономике и управлении).

Научные разработки в области экономических наук  направлены на исследование актуальных проблем экономической науки, организацию эффективного учебно-образовательного процесса и анализ экономической практики России и зарубежных стран. Приоритетные НИР в этой области связаны с такими проблемами, как развитие форм денег и денежного обращения в информационной экономике; электронные деньги; финансы в национальной инновационной системе России; финансово-кредитный механизм поддержки малого бизнеса в современной России; трансформация банковской системы в постиндустриальном обществе; современный банкинг; социальные финансы в современном обществе; проблемы государственного регулирования, национальной экономики и производственной интеграции; международная конкурентоспособность в условиях глобализации мировой экономики.

В области юридических наук продолжаются исследования, посвященные проблемам теории и методологии права, прав человека и защиты прав ребенка, правового регулирования федеративных отношений, взаимодействия международного и внутригосударственного права, формирования юридической техники (кафедра международного права); совершенствованию законодательства в системе государственного управления, электорального права, национальной безопасности, административных правоотношений (кафедра публичного права); проблемам правового статуса хозяйствующих субъектов, правовой поддержке корпоративных отношений, субъектов малого и среднего предпринимательства, регулированию социального обеспечения, защиты гражданских прав, защиты прав участников рынка ценных бумаг (кафедра частного права); правовому обеспечению финансовой дисциплины, налогового контроля, банковской деятельности, инвестиционной политики, реализации бюджетных и внебюджетных отношений, регулирования корпоративных правоотношений (кафедра финансового права); развитию гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, страхового законодательства, правовых основ нотариата (кафедра гражданского процесса); проблемам обеспечения безопасности субъектов уголовного судопроизводства, развитию ювенального правосудия (кафедра уголовного права и процесса).

В области информатики и защиты информации ведутся исследования в сфере системного анализа и моделирования семантико-прагматических атрибутов информации, знаний и процессов мышления (в интеллектуальных системах); общей информациологии и теоретической информатики, новых классов механизмов информационного противоборства, защиты «от информации» как компонент информационной безопасности интеллектуальных систем: семантико-прагматическая фильтрация информационных ресурсов; информационных технологий в образовании и отраслевом управлении, надежности автоматизированных систем и методологии функциональной реконфигурации систем в условиях деструктивных воздействий, защиты информации при облачных вычислениях. 

В области изучения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере разрабатываются три направления исследований – создание интеллектуальных систем и логических средств искусственного интеллекта, алгоритмизации синтаксического анализа русских текстов и разработка соответствующего комплекса программ, разработка средств представления знаний в виде онтологий.

Приоритетные научные направления, развиваемые на факультете истории искусства, связаны с комплексной разработкой актуальных, значимых проблем музеологии, истории музеев мира, консервации и реставрации памятников, сохранения и изучения культурного наследия, современных художественных практик и технологий выставочного дела, арт-кураторства, организации мероприятий. Рассматриваются проблемы музеефикации археологических памятников на территории России. Результаты научной деятельности по приоритетным направлениям отражены в организации и проведении международных и общероссийских конференций, междисциплинарных семинаров,  активном участии в международных и российских проектах, публикациях коллективных монографий и научных статей.

Главными в деятельности кафедры музеологии являются вопросы сохранения и изучения культурного наследия. В частности ведется работа по направлению «Археология», включающему разработку теоретических основ современной археологии и проблем исследования, сохранение и музеефикацию археологического наследия России.

Широкий спектр проблем, связанных с функционированием современного искусства в конкретных социокультурных рамках, исследует кафедра кино и современного искусства. Основной приоритет кафедры – сближение теоретических и прикладных исследований, внимание к режиссерскому анализу кинематографа, к влиянию визуальных практик на визуальные исследования, к сближению позиций критика и куратора.

Деятельность преподавателей и сотрудников подразделений факультета культурологии выстраивается по пяти основным научным направлениям.

Первое из них связано с комплексным междисциплинарным изучением актуальных научных проблем культуры России. В этом направлении развиваются исследования, посвященные культуре русского Средневековья и Нового времени, советской культуры и современной культуры России, особенностям взаимодействия письменной и устной традиций в разные исторические периоды, коллективной памяти и исторической политики, современным социокультурным практикам.

Второе направление связано с системной разработкой малоизученных научных теоретико-методологических и конкретно-научных проблем мировой культуры в различных регионах мира и разные исторические периоды (древность, античность, средневековье, Новое Время, Новейшее время, современность).

Третье направление - междисциплинарные исследования в области старых и новых медиа, – интенсивно развивается в процессе глубокого всестороннего исследования теоретических и конкретно-научных проблем визуальной культуры, культуры фотографии, театральной культуры, культуры кинематографа, культуры Интернета и социальных медиа.

Четвертое, весьма перспективное направление – междисциплинарные исследования, интенсивно развивается в процессе глубокого всестороннего исследования теоретических и конкретно-научных проблем визуальной и аудиальной культуры.

Пятое направление связано с историей науки, теорией гуманитарного знания и дидактикой современного высшего гуманитарного образования.

Приоритетными направлениями научных исследований Международного учебно-научного центра «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии стали методологические проблемы современных гуманитарных наук, возможности и перспективы целостного синтеза гуманитарных и естественнонаучных оптик; структура и динамика развития современного российского и европейского научного сообщества; пути, механизмы и цели сближения европейских образовательных программ; функции современных СМИ в культурах России и Европы; дизайн европейского культурно-информационного пространства; парадигмы медиализации и культурная семантика: Россия и Европа, XX-XXI век;  исследование проблем идентичности; образы «своего» и «чужого» в культурах России и Европы.

Научные исследования в области языкознания проводятся в области полевого исследования языков России и ближнего зарубежья; корпусного изучения русского языка; типологического описания грамматики.

Исследовательская работа ведется на кафедре теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики (далее ИЛ) в рамках трех научных школ: «Языки Евразии: документация, теория, типология», «Онтология текста, стратификация речи и компьютерные филологические системы» и «История отечественной лингвистики и филологии». В рамках каждой из указанных школ развиваются и взаимодействуют более узкие направления теоретических и прикладных исследований. Среди них можно указать как вполне сформировавшиеся следующие направления коллективных и индивидуальных исследований: морфология и синтаксис палеоазиатских языков; полевое исследование уральских языков на территории России; создание мультимедийных корпусов исчезающих языков и корпусов архивных материалов по истории их изучения; исследование малоизученных систем письма Индии и других регионов; лингвистическая теория текста и коммуникативных процессов (в том числе – перевода и редактирования); автоматический анализ и генерация текстов  и др.

Сотрудниками кафедры русского языка продолжается исследование современного состояния русского языка, актуальных процессов в грамматике, семантике и прагматике, изучение речевого поведения и речевого этикета, невербальной семиотики, а также русского языка в контексте культуры, политики и общества. Разрабатываются меры по поддержке русского языка. Сотрудники кафедры принимают участие в обсуждении языковой политики РФ.

Научно-исследовательская работа сотрудников кафедры восточных языков ИЛ развивается в соответствии с направлениями «Языки народов Востока» и «Теоретические и практические аспекты взаимоотношения языка и культуры». Кроме того, отдельным важным и весьма продуктивным направлением работы кафедры стала разработка новых и совершенствование существующих учебно-методических пособий по восточным языкам и культурам.

УНЦ фундаментальных и прикладных исследований восточных языков и культур разрабатывает следующие научные направления: «Теоретическое описание восточных языков», «Восточные языки: теоретические и практические аспекты перевода», «Разработка учебно-методических пособий по восточным языкам». Адекватное грамматическое, лексикологическое, стилистической, текстологическое теоретическое описание восточных языков – актуальная задача современной лингвистики. Объединение глубокой лингвистической подготовки студентов с изучением восточных языков в качестве первых иностранных уже на протяжении многих лет является уникальной особенностью Института лингвистики. Поддержание этого направления на должном уровне требует постоянной научной работы преподавателей, а также разработки новых теоретических курсов по грамматике, истории, текстологии и современной социолингвистической ситуации изучаемого восточного языка.

На кафедре компьютерной лингвистики ИЛ изучается проблематика, связанная с автоматическим глубинным анализом текстов (синтаксис, семантика); онтологической  интерпретацией семантических структур; автоматическим созданием корпусов из интернета (Интернет как корпус); статистическим анализом языка; применением методов машинного обучения для получения языковых данных из корпусов; генерацией текстов и синтаксической разметкой целых текстов.

Сотрудниками кафедры русского языка разрабатываются следующие научные направления: лингвистический мониторинг современного состояния русского языка; телесность в языке и культуре; русский язык Зарубежья; русский язык в школе; влияние web-среды на текст; единицы диалога: коммуникативы.

Коллектив Учебно-научной лаборатории социолингвистики проводит корпусные, экспериментальные и обсервационные исследования в нескольких направлениях.

Предмет исследования актуальных процессов в русском языке в связи с изменениями условий коммуникации и общественной жизни – явления, возникающие в новых коммуникативных средах существования русского языка, а также языковые явления, так или иначе отражающие процессы общественной жизни носителей русского языка, например, повышение доли носителей языка, вовлеченных в общественные дискуссии, конфликты и пр. Результаты отражены в научных публикациях и выступлениях сотрудников. Кроме того, сотрудники постоянно популяризуют полученные результаты в многочисленных научно-популярных лекциях и статьях.

Центр теории текста и лингвистического обеспечения коммуникации ведет исследования в области структуры и функционирования текстов в коммуникативных процессах; коммуникативно-информационного обеспечения социальных процессов; истории текстово-коммуникативных исследований и их приложения к методологическим проблемам гуманитарного знания.

Ведущими направлениями научной деятельности кафедры славистики и центрально-европейских исследований Института филологии и истории (ИФИ) являются изучение славянских и неславянских языков, литератур и культур народов Центральной Европы в их контактах; описание инославянских переселенческих анклавов на территории России (говоры, фольклор, коллективная память); изучение миноритарных и региональных идиомов и этнокультурной идентичности региональных общностей в Центральной Европе.

В области литературоведения на кафедре сравнительной истории литератур ИФИ ведется разработка литературной компаративистики как теории межнационального культурного общения. Инновационный проект кафедры сравнительной истории литератур предполагает разработку парадигмы в сфере фундаментальной науки, результаты которой будут представлены на научных мероприятиях, в научных изданиях и непосредственно использованы в университетском преподавании. Разрабатываемые кафедрой методы компаративного анализа могут применяться в проведении конкретных исследований, в создании обзоров как исторического, так и современного состояния мировой культуры, выявления в ней общих закономерностей и проблем.

Приоритетными направлениями исследовательской работы кафедры теоретический и исторической поэтики ИФИ остаются общие вопросы специфики художественного дискурса и нарратология дискурсивных практик, в частности, поэтика литературных жанров.

На кафедре истории русской классической литературы ИФИ приоритетными научными направлениями являются проблемы текстологии и эдиционной практики, а также источниковедение русской литературы.

В области фольклористики сотрудниками и учащимися – аспирантами и магистрантами – учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора (УНЦТСФ) ведутся исследования в области функциональных, коммуникативных типологических и структурно-семиотических аспектов устных традиций, теории мифа и исторической поэтики повествовательных жанров, сравнительной мифологии, мифологической картины мира в текстах устных культур, изучение исторической семантики фольклорно-мифологических мотивов/сюжетов/ритуальных практик и их региональных вариантов, рассмотрение типологии и взаимосвязей устных и книжных традиций, анализ палеофольклорных элементов средневековых памятников, устных компонентов «третьей культуры» XIX-XX вв., разработка принципов строгого описания повествовательных структур устной словесности, систематизация на этих основаниях фольклорных текстов, в том числе - с исполь­зованием компьютерных технологий; составление структурных указателей сюжетов и мотивов, создание их работающих электронных версий. Методологическая основа данного направления - углубленное рассмотрение определенной культурной или этнической традиции (помимо русского фольклора, к числу предметов изучения в УНЦТСФ относится фольклор народов Сибири, фольклор монгольский, казахский, турецкий, испанский, мексиканский, кубинский; данный список остается открытым). Изучаемые «культурные тексты» включаются в широкий сравнительно-типологический контекст, выявляются специфические механизмы устной коммуникации, анализируются знаковая природа и структурная организация этих текстов, предлагается систематизация и классификация произведений фольклора (в том числе с применением компьютерных технологий). В то же время полноценная презентация данного материала возможна только в условиях непосредственного наблюдения, что происходит лишь в ходе «полевой» работы, причем «полем» могут оказаться самые разные области «культурного пространства».

В области журналистики разрабатываются следующие проблемы: состояние и тенденции развития современных электронных СМИ и медиаобразования в России; история отечественной и зарубежной публицистики; язык и стиль средств массовой информации. Преподаватели факультета журналистики, среди которых значительную часть составляют практикующие работники СМИ, продолжают изучение современного состояния и перспектив развития массовой коммуникации, и прежде всего новейших электронных каналов.

На кафедре фундаментальной и прикладной математики развиваются следующие научные направления: компаративная история развития образовательных систем России и Китая (Востока и Запада), в частности, математического образования; разработка математических моделей гуманитарных систем; разработка математических методов и программных средств анализа данных в ряде гуманитарных дисциплин – психологии, социологии, педагогике, лингвистике; развитие классической теории тестов и создание новых измерительных методик, основанных на использовании машинного обучения, искусственных нейронных сетей и глубокого анализа данных.

Продолжается разработка и применение новых эффективных статистических и интеллектуальных методов и моделей обработки и анализа данных в социотехнических системах: анализ и интерпретация результатов исследовании выявления различий психологических характеристик у студентов РГГУ и у студентов с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Приоритетные научные направления кафедры информационных технологий и систем: исследование и разработка информационных систем и интеллектуальных информационно-программных комплексов различного назначения в гуманитарной сфере; компьютерное моделирование и анализ функционирования социально-экономических систем; создание методов и средств информационного анализа, моделирования и информационно-исторического прогнозирования развития научно-технических, социальных, экономических и политических процессов; развитие совместной с зарубежными партнерами деятельности по изучению социальных аспектов информатизации, организация соответствующих научных и учебных программ.

В процессе проведения исследований происходит постоянное воспитание самостоятельно и критически мыслящих специалистов; постоянное поддержание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам научного направления.

Одним из актуальных направлений научной работы кафедры является исследование способов противодействия технологиям деструктивного воздействия на личность в современном информационном пространстве. Для выявления деструктивного информационного воздействия в социальных сетях выполнена адаптация методов информационного поиска. Проведен ряд вычислительных экспериментов, подтверждающих возможность использования методов информационного поиска в web для идентификации деструктивных информационных воздействий. В ходе исследований активно используются методы анализа данных, такие как искусственные нейронные сети, методы кластеризации и их модификации. Кроме того, использован системно-функциональный подход для описания структурно-логической схемы разрабатываемой темы.

Кафедра информационной безопасности и ее преподаватели занимаются широким спектром вопросов, включая различные направления в области: правовой защиты информации: защита персональных данных, защита коммерческой, служебной, банковской и профессиональной тайны; организационной защитой информации и защитой конфиденциального делопроизводства; защиты от недобросовестной конкуренции.

Одно из научных направлений деятельности кафедры комплексной защиты информации – исследование нового технического канала утечки речевой информации через штатные волоконно-оптические коммуникации. Информационная безопасность волоконно-оптических технологий является важной составляющей проблемы защиты информации в перспективных системах различного назначения от систем связи до систем измерения. Фотонные и, в частности, волоконно-оптические технологии приходят на смену электронным технологиям в информатизации объектов, что создает проблему в защите информации.

Отделением интеллектуальных систем в гуманитарной сфере ведутся работы по нескольким основным направлениям.

УНЦ «Проблемы и методы интеллектуального анализа данных» формирует принципы и развивает методы интеллектуального анализа данных и их применение в различных предметных областях. Наибольшее внимание уделяется развитию формальных инструментов для анализа качественных (неколичественных) данных в задачах гуманитарной сферы, в частности, в науках о человеке и обществе. Результаты анализа используются как основа для подготовки принятия решений и управления, в том числе, медицинской диагностики и выбора эффективной стратегии лечения.

На кафедре математики, логики и интеллектуальных систем реализуются следующие инновационные проекты: разработка сервера библиотек онтологий по различным областям знаний ЭЗОП); разработка дистанционных учебных материалов отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере; сервер учебных видео лекций отделения (здесь представляются видео материалы преподавателей отделения).

В УНЦ интеллектуальной робототехники разработаны и усовершенствованы программные и аппаратные средства для реализации интеллектуальных роботов.

В Международном институте новых образовательных технологий решается ряд важных проектно-исследовательских задач, одной из которых является разработка функционально-модульного принципа построения программно-аппаратной части интеллектуальных мобильных робототехнических комплексов для социальных целей.

Создана новая виртуальная образовательная среда картинной галереи и музея реконструированных машин и механизмов Леонардо да Винчи, позволяющая в первую очередь познакомить будущих специалистов со спецификой восприятия нового культурно-образовательного пространства и, во-вторых, дать практические навыки построения подобных сред. Данные технологии гармонично соседствуют с обычными способами и методами освещения истории и представления артефактов.

В рамках изучения и применения интенсивных методик обучения иностранным языкам разработана программа «Язык, речь, мышление, практика» в основе которой лежит технология «РусТоматис», базирующаяся на аудиотехнологии костно-воздушной проводимости. Данная программа позволяет учащимся лучше воспринимать звучание иностранного языка и овладевать навыками общения.

Лаборатория интеграции образовательного пространства разработала и практически реализовала на территории 6 корпуса РГГУ образовательный учебно-экспозиционный мультимедийный комплекс «Музей-мастерская 3Da Vinci». В рамках выполнения работ была разработана концепция образовательного учебно-экспозиционного мультимедийного комплекса, тематико-экспозиционный план и образовательная программа «Искусство – наука – технологии».