российский
государственный
гуманитарный университет


Учебно-научный институт высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского

УН ИВГИ им. Е.М. Мелетинского РГГУ с самого начала своей работы стремился развивать и сочетать несколько научных традиций, сложившихся в нашей стране в 1960-х-1980-х годах. В первую очередь следует, вероятно, назвать традицию, связанную с именем Ю.М. Лотмана и с так называемой тартуской (тартуско-московской или московско-тартуской) школой. Но сама эта традиция была довольно многообразна и многолика. Главное в ней было – поиск новых путей и методов в гуманитарных науках: филологии (включая и языкознание, и литературоведение), истории (прежде всего – в истории культуры), фольклористике и в той области знания, которую теперь называют культур-антропологией. С тартуской школой были так или иначе связаны и другие традиции, унаследованные ИВГИ: традиция литературно-исторических исследований, воплотившаяся в личности и трудах Е.М. Мелетинского, традиция исторических исследований, представленная трудами А.Я. Гуревича, традиция отечественной индологии, которую развивал П.А. Гринцер, традиция изучения эпохи Возрождения, которую развивал Л.М. Баткин; традиции российского искусствознания в ИВГИ развивали И.Е. Данилова (1922–2012) и В.Б. Мириманов (1929–2004); теперь эту работу продолжает О.Е. Этингоф; она же возобновила в ИВГИ такое направление исследований, как византинистика.

Сотрудниками Института высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского осуществляется значимая научная деятельность по широкому спектру направлений. Работа ведется в рамках следующих исследовательских программ:

  1. «Византинистика»,
  2. «Визуальная антропология»,
  3. «История искусства»,
  4. «Методология гуманитарных наук (Философские и методологические проблемы науки и гуманитарного знания)»,
  5. «Мифология и религия в традиционных культурах», «Отечественное антиковедение»,
  6. «Семиотика культуры»,
  7. «Теория и история культуры»,
  8. «Теория литературы»,
  9. «Изучение научного наследия Е.М. Мелетинского».

Все сотрудники ИВГИ занимаются научной работой, осознавая в полной мере, что эта работа имеет немалое общественное (социальное) значение, поскольку современное общество не может успешно развиваться, если оно постоянно не подвергает себя (своё нынешнее состояние и своё прошлое) всеохватному научному анализу. Между разными направлениями исследований различия заключаются лишь в том, что в одних случаях общественная значимость более очевидна и непосредственна, а в других случаях она может быть не сразу видна. Так, например, исследования современной моды, проводимые в ИВГИ, явным образом связаны со злободневными интересами общества; а, скажем, исследования в области византинистики имеют более глубинные, то есть более скрытые связи с сегодняшней жизнью. Но, так или иначе, мы можем утверждать, что все научные программы и проекты УН ИВГИ им. Е.М. Мелетинского имеют несомненную социальную значимость.

Помимо всего прочего, большое общественное значение имеет просветительская и популяризаторская деятельность сотрудников ИВГИ: публичные лекции, выступления на радио и телевидении, лекции и статьи для образовательных Интернет-порталов (Arzamas, Постнаука и др.).

На протяжении многих лет в УН ИВГИ им. Е.М. Мелетинского проводятся научные конференции, привлекающее большое внимание академической общественности в России и за рубежом. Эти конференции являются своего рода «визитными карточками» института, РГГУ и российских гуманитарных наук в целом. Конференции носят имена замечательных ученых, так или иначе сотрудничавших с ИВГИ в какой-то момент своей жизни, и ставят своей целью развитие лучших традиций отечественной науки в диалоге с современными мировыми тенденциями.

В течение первого десятилетия нового века и в начале второго один за другим покинули ИВГИ ученые старшего поколения. Но Институт пополнялся новыми кадрами и стремился сохранять и развивать традиции, заложенные в первое десятилетие его работы. Это, прежде всего, традиции свободного творчества на высоком научном уровне, традиции междисциплинарности, уважения к многообразию направлений и методов научной работы. УН ИВГИ им. Е.М. Мелетинского продолжает активную публикационную деятельность и организует по несколько крупных международных конференций в год.

Конференции:

Всероссийская научная конференция “Даниловские чтения. Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура” (председатель – О.Е. Этингоф)

Ежегодные конференции «Даниловские чтения» организованы в память И.Е. Даниловой, известного историка искусства, доктора наук, ученицы М.В. Алпатова, много лет занимавшей пост заместителя директора ГМИИ им. А.С. Пушкина, а с 1992 г. до самой смерти в 2012 г. работавшей в УНИВГИ им. Е.М. Мелетинского. Среди ее широких профессиональных интересов античность, средневековье и ренессанс занимали значительное место. Тем самым наш цикл конференций прямо следует направлению ее творчества. В этом, 2020 г., прошли уже седьмые чтения, с подзаголовком «Памятник в контексте эпохи».

Конференции имеют статус всероссийских, однако мы привлекаем и иностранных исследователей, таким образом получаются мероприятия всероссийские с международным участием. Так, в 2020 г. зарубежные докладчики были из США, Италии, и Великобритании. Из российских исследователей в конференциях принимали участие представители академических, научно-исследовательских учреждений культуры, вузовских и других учреждений, библиотек, музеев Москвы и Санкт-Петербрга: УНИВГИ РГГУ, ФИИ РГГУ, МГУ им. М. В. Ломоносова, Высшей школы экономики, РАЖВиЗ, МГАХИ им. Сурикова, ИВРАН, ИАРАН, НИИ РАХ, ГИИ, ГосНИИР, РГБ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Музеев Московского Кремля, МРИ, ГРМ и проч.

Главная идея конференций – представить разные современные направления российских исследований по Античности, Средневековью и Ренессансу в области художественной культуры, археологии, реставрации и теории искусства, а также неразрывную связь основных этапов развития искусства на протяжении всех этих эпох, в частности, связи раннехристианского искусства с античными и восточными корнями.

В Конференциях нет строго ограниченных трех секций соответственно по античности, средневековью и ренессансу, хотя доклады организованы в целом по хронологическому принципу. Идея этих конференций и заключается в сложных взаимосвязях художественной культуры как этих трех этапах развития, так и внутри каждого из периодов. По многим вопросам в ходе конференций всегда представлены новые данные и новые интерпретации известных проблем.

Материалы, посвященные культуре, археологии и искусство античности ежегодно включают ряд докладов с обсуждением и публикацией совершенно новых памятников, археологических и реставрационных открытий. Удается включать доклады, касающиеся и Востока, эллинистического Египта. Несколько докладов всегда посвящено античным памятникам, найденным на юге России, то есть результатам раскопок отечественных археологов.

Что касается средневековья, то мы руководствуемся идеей о единстве Европы, несмотря на схизмы и конфессиональные различия, единства и связей художественных процессов западноевропейского искусства, византийского и русского, Несмотря на схизму XI века, европейская художественная культура в Средние века была целостна, включая ее части, связанные как с католической церковью, так и с православной.

Содержательны также материалы, посвященные искусству и культуре Ренессанса. Причем в ней ведущее место в этих сообщениях занимают совсем молодые исследователи, новое поколение, которое теперь может определять тенденции и проблематику исследования художественной культуры Возрождения и его связей со Средневековьем и барокко. Основная группа докладов касается проблем итальянского Возрождения. Эти доклады чрезвычайно плодотворно сопоставлять на конференции с материалами по средневековой художественной культуре. Хронология итальянского и всего западноевропейского ренессанса не совпадает с процессами в Восточной Европе и России, где в это время еще продолжалось Средневековье вплоть до конца XVII в.

В общей дискуссии на конференциях объединены исследователи разного профиля: историки и теоретики искусства, музейные хранители, археологи, историки, реставраторы, что дает максимально объемное представление об искусстве прошедших эпох и гарантирует новизну интерпретации. Это же придает конференции разносторонний междисциплинарный характер.

Кроме того, важным элементом при составлении программ является включение не только маститых коллег, но также аспирантов и недавних выпускников, совсем молодых преподавателей, показывая работы целого ряда серьезных молодых исследователей.

>

Международная научная конференция “Гаспаровские чтения”

Академик Михаил Леонович Гаспаров умер в 2005 году; через полтора года после его смерти, в апреле 2007 года состоялись Первые Гаспаровские чтения. С тех пор эта международная научная конференция проходит в ИВГИ им. Е.М. Мелетинского ежегодно в апреле и превратилось в важнейшее событие международной научной жизни. Поскольку Михаил Леоновичем был ученым уникально разносторонним: и историком литературы (как русской, так и западной, как древней, так и новой), и стиховедом, и переводчиком, чтения его памяти также разделяются на несколько разных направлений. Как правило, они занимают несколько дней: в первый день вступают с докладами специалисты по античной литературе, во второй — стиховеды, в третий — представители «неклассической» филологии, изучающие русскую и западную литературу XIX-ХХI века. В Гаспаровских чтениях неизменно принимают участие не только сотрудники РГГУ, но и коллеги из других московских университетов, а также ученые из ближнего (Эстония, Украина) и дальнего (Франция, Греция, Великобритания, США) зарубежья. Отчеты о Гаспаровских чтениях регулярно публикуются в журнале «Новое литературное обозрение», а в 2019 году были переизданы под одной обложкой в книге ведущего научного сотрудника ИВГИ В.А. Мильчиной «Хроники постсоветской гуманитарной науки. Банные, Лотмановские, Гаспаровские и другие чтения» (М.: Новое литературное обозрение, 2019). Кроме того, по результатам Гаспаровских чтений 2014 года в издательстве РГГУ в 2015 году вышел сборник статей «Вольность и точность», целиком посвященный проблеме перевода.

Всероссийская научная конференция “Мелетинские чтения”

Ежегодные чтения, посвященные памяти Елеазара Моисеевича Мелетинского (22 октября 1918 г. – 16 декабря 2005 г.), отражают разнообразие научных интересов одного из величайших гуманитариев современности, основателя отечественной школы сравнительно-типологической фольклористики, крупнейшего специалиста по исторической поэтике, чьи исследования мифа, эпоса, романа, новеллы переведены на все основные языки мира. Главные темы Мелетинских чтений связаны с изучением фольклора и сравнительной мифологии, литературных архетипов и героического эпоса, структурной типологии и эволюции повествовательных жанров, способов трансмиссии устной традиции в письменной культуре, различий в бытовании устных и книжных текстов, законов развития литературных жанров из фольклорных, особенностей взаимодействия устно-эпической словесности и письменной литературы, путей трансформации ритуально-магических жанров в литературные. Дискуссии и доклады на Мелетинских чтениях вносят важный вклад в осмысление процессов и перемен, произошедших в тех областях науки, которыми занимался Елеазар Моисеевич Мелетинский: мифология, сказковедение, эпосоведение, историческая поэтика повествовательных форм, начиная с архаической словесности до новейшей литературы.

  • 2015 г. VII Мелетинские чтения “Десять лет без Е.М. Мелетинского (2005–2015)”
  • 2016 г. VIII Мелетинские чтения “Анализ текста в фольклоре и литературе Средних веков”
  • 2017 г.IX Мелетинские чтения “Анализ текста”
  • 2018 г. Х Мелетинские чтения “Сто лет Е.М. Мелетинскому”
  • 2019 г. XI Мелетинские чтения “In medias res: стратегии нарратива“

Международная научная конференция “Лотмановские чтения”

Одна из «визитных карточек» ИВГИ им. Е.М. Мелетинского — Международная научная конференция Лотмановские чтения. Первые чтения памяти великого ученого состоялись через полтора месяца после его смерти, в декабре 1993 года, и с тех пор проходят здесь ежегодно в 20-х числах декабря. В прошедшем, 2019 году состоялись XXVII Лотмановские чтения. В конференции, наряду с сотрудниками РГГУ, регулярно принимают участие коллеги из других университетов Москвы (НИУ ВШЭ, ШАГИ РАНХиГС) и Петербурга, а также иностранные ученые из других стран: Эстонии, Украины, США, Франции. Присутствие сотрудников кафедры русской литературы Тартуского университета, которой много лет руководил Лотман, позволяет поддерживать живую память об ученом. Тематика докладов продолжает те научные направления, какими занимался сам Лотман, теоретик и историк литературы, семиотик и исследователь кино. Об этом свидетельствуют названия Лотмановских чтений за последние пять лет: «Ольга Михайловна Фрейденберг в науке, литературе, истории»; «Культура в состоянии “двуязычия”: теории и практики»; «Писатель как читатель»; «Литература и…»; «Текст в тексте». В докладах на Лотмановских чтениях затрагиваются как конкретные историко-литературные эпизоды, так и общетеоретические соображения. Некоторые докладчики посвящают свои выступления непосредственно наследию Ю.М. Лотмана, другие развивают его идеи на новом материале, а порой даже вступают с Лотманом в корректный и аргументированный спор. По результатам Лотмановских чтений выпущено несколько сборников, в частности, Россия и Франция XVIII-XX вв. Лотмановские чтения. М.: РГГУ, 2013; Семиотика поведения и литературные стратегии: Лотмановские чтения – XXII. М.: РГГУ, 2017. Отчеты о Лотмановских чтениях регулярно публикуются в журнале «Новое литературное обозрение», а в 2019 году были переизданы под одной обложкой в книге ведущего научного сотрудника ИВГИ В.А. Мильчиной «Хроники постсоветской гуманитарной науки. Банные, Лотмановские, Гаспаровские и другие чтения» (М.: Новое литературное обозрение, 2019). Чтения неизменно вызывают такой интерес у студентов и преподавателей, что нередко в аудитории не остается свободных мест.

Всероссийский научно-практический кинофестиваль “Магидов-фест”

С ноября 2016 года в УН Институт Высших Гуманитарных Исследований им Е.М.Мелетинского совместно с УНЦ Социальной антропологии РГГУ и Домом национальностей проводит кинофестиваль «Магидов фест» Посвященный памяти выдающегося ученого Владимира Марковича Магидова. За истекший период прошло три фестиваля, а четвертый, который был запланирован на апрель 2020 года, перенесён на осень..

Кинофестиваль «Магидов фест» собирает и демонстрирует документальные фильмы – работы студентов и школьников снятые как визуально-антропологические исследования. Все эти годы дается поддерживать достаточно высокий уровень фестиваля благодаря участию в оргкомитете и жюри ведущих специалистов в области фольклористики, визуальной антропологии и кинопроизводства.

Кинофестиваль «Магидов фест» способствует популяризации этнографического кино среди молодежи и некоторые его участники, закончив свое обучение, теперь уже и сами являются специалистами в области визуальной антропологии.

Семинары:

Всероссийский научный семинар “Византийский семинар ИВГИ”

Начиная с 2003-2004 гг. в РГГУ действует семинар по византийскому искусству. Научным руководителем семинара является главный научный сотрудник ИВГИ, доктор искусствоведения Ольга Евгеньевна Этингоф. Таким образом, семинар существует уже более 15 лет. Последние годы, с 2016 г., семинар осуществляется в рамках ИВГИ им. Е.М. Мелетинского. Первоначально семинар функционировал при ФИИ РГГУ, в нем принимали участие молодые преподаватели медиевисты, аспиранты и студенты, главным образом дипломники. Он изначально имел статус учебно-научного. Постепенно, и в рамках ИВГИ, семинар приобрел уже строго научный характер, хотя обсуждение работ аспирантов по-прежнему занимает существенное место. Цель семинара – выявлять новейшие исследования в области медиевистики. Некоторые доклады выстраиваются как циклы с продолжением на следующих заседаниях. Время от времени проводятся выездные заседания на выставках средневекового искусства в музеях Москвы. Так, в декабре 2019 г. было проведено заседание в Музее архитектуры на исследовательской выставке «Брунов. Путешествие в Византию», где куратор выставки Ю.В. Ратомская рассказала, как готовилась экспозиция на основе архивных материалов.

Заседания семинара проводятся круглый год еженедельно с перерывами на праздники и конференции. За последние пять лет (2016-2020) прошло около 100 заседаний. Семинар имеет статус Всероссийского, кроме москвичей, в нем участвуют коллеги из Владимира, Санкт-Петербурга, Новгорода, иногда в нем принимают участие и иностранные исследователи. В семинаре участвуют исследователи из академических институтов, университетов и музеев. Докладчиками были сотрудники ИВГИ (О.Е. Этингоф) и РГГУ (О.А. Назарова, М.Н. Бутырский), так и коллеги из других российских учреждений (МГУ, НИУ ВШЭ, ИВИ РАН, ИВ РАН, ИА РАН, ГосНИИР, ГИИ, ГЭ, ЦМиАР, Музей «Московский Кремль», Музей Востока, МРИ и проч.) и иностранных университетов (М.А. Лидова, Оксфорд). В семинаре принимают участие как маститые и известные исследователи, историки и искусствоведы (А.В. Бармин, ИВИ РАН; Вл.В. Седов, МГУ, ИА РАН; Л.М. Евсеева, ЦМиАР), так молодые начинающие научные сотрудники и аспиранты, недавние выпускники РГГУ (М.И. Яковлева, ЦМиАР; А.А. Слапиня, МРИ; В.З. Куватова, ИВ РАН; И.А. Алексеев, Музей «Московский Кремль»). Поскольку тематические и хронологические рамки семинара довольно широки, обсуждается проблематика не только византийского, но и позднеантичного, раннехристианского, коптского, балканского, поствизантийского, древнерусского искусства, а также связей восточно-христианского мира с западноевропейской, иранской и исламской художественной культурами. При этом речь идет не только о художественных проблемах, но и об археологии, материальной культуре, архитектуре, истории, письменности и эпиграфики. Докладчики рассказывают о своих исследованиях, стажировках, путешествиях по памятникам в Греции, Израиле, Египте, Сирии, Турции, Италии, Сербии, Косово и проч. Так, А.В. Бармин на трех заседаниях 2019-2020 гг. подробно рассказывал о своей исследовательской поездке по позднеантичным, раннехристианским и средневековым центрам Сербии. Вл.В. Седов и О.Е. Этингоф рассказывают об археологических находках в Киеве и Новгороде, которые открывают новые грани работы византийских мастеров в домонгольской Руси. А.А. Слапиня (МРИ) делится информацией об исследованиях археологических находок в Новгороде, которые дают пищу для рассуждений о связях Новгорода с Византией, Скандинавией и Западной Европой. М.И. Яковлева посвящает в этапы своего исследования миниатюрных мозаичных икон раннепалеологовской эпохи. Доклады византийского семинара неизменно вызывают интерес не только у сотрудников ИВГИ, но и у коллег из других подразделений РГГУ (студентов и преподавателей), а также гостей из других научных учреждений.

Международный научный семинар “Французский семинар ИВГИ”

С февраля 2003 года, то есть уже 17 лет, в ИВГИ им. Е.М. Мелетинского более или менее регулярно (раз в один или в два месяца) проходят заседания Французского семинара. «Французскость» докладов обеспечивается порой темой (русский докладчик говорит о французском материале), а порой национальностью докладчика (французский ученый рассказывает о результатах своей работы). Отбор зависит не только и не столько от предмета рассказа, сколько от самого рассказчика: главное, чтобы это был интересно мыслящий исследователь. За последние пять лет (2015-2020) прошли 28 заседаний. Докладчиками были как сотрудники ИВГИ (С.Н. Зенкин, В.А. Мильчина) и РГГУ (О.В. Попова, Е.Е. Дмитриева, М.А. Гистер), так и коллеги из других российских (МГУ, НИУ ВШЭ, ГАУГН) и иностранных университетов (Владимир Берелович, Высшая школа социальных наук, Париж; Михаил Крутиков, Мичиганский университет, Энн Арбор). Темы представленных докладов были самые разнообразные и в хронологическом, и в дисциплинарном отношении: от философии культуры ХХ века («Амбивалентность сакрального и словесная культура (Бахтин и Дюркгейм)» до истории материальной культуры века ХIX-го («Российская рецепция круговых панорам Парижа»), от французской литературы XVII века («“Мысли» Паскаля: от незавершенного текста к открытому произведению») до французской теории литературы века ХХ-го («Mise en abyme: к вопросу об одной риторической фигуре»), от истории различных представителей российской монархии («Александр I в его переписке с Фредериком-Сезаром Лагарпом»; «Переписка Александра I, императрицы Елизаветы Алексеевны и великой княгини Марии Павловны») до «альтернативной истории» императора Наполеона; от средневекового сюжета о «рыцаре с лебедем» до идеи аристократизма у Л.Н. Толстого. Особое внимание Французский семинар уделяет сравнительным исследованиям: были прочтены доклады о русской рецепции поэзии Эмиля Верхарна и о русских инсценировках новелл Мопассана, о французской семиотике на фоне русской философии (А.-Ж. Греймас и Л.П.Карсавин), о судьбе понятия «литературная приязнь» в России и во Франции. Доклады в рамках Французского семинара неизменно вызывают интерес не только у сотрудников ИВГИ, но и у коллег из других подразделений РГГУ (студентов и преподавателей), а также гостей из других университетов. Многие докладчики, участвующие в работе Французского семинара, уделяют большое внимание проблеме перевода, что имеет и теоретический, и практический характер, потому что студенты, приходящие на семинар, могут извлекать из докладов конкретные уроки для своей работы.

Межвузовский научный семинар “Тексты моды” и круглый стол “Мода в контексте культуры”

В рамках программы "Семиотика культуры" О.Б. Вайнштейн и К.О. Гусарова организовали новое научное направление, посвященное исследованию моды. Данное направление посвящено семиотике моды и проблемам репрезентации моды в культурном поле. Подробно рассматриваются стратегии модной репрезентации, одежда интерпретируется как знаковая система. Основные темы – мода и современная теория культуры, модное тело, мода и новизна, мода и искусство. Особое внимание уделяется гендерным аспектам в семиотике одежды и тела, изучению красоты как культурной конструкции, исторической изменчивости канонов красоты, идеологии толерантности в моде, репрезентации новых форматов телесности в современной культуре. Предметом анализа становятся стратегии репрезентации моды в литературе и в искусстве: в художественной литературе, живописи, фотографии, кино. Рассматриваются принципиально новые изменения моды как культурного института в эпоху интернета: анализируются блоги по моде, бьюти-блоги, проблемы использования фотошопа, история и каноны жанра Selfie.

В рамках этого направления работает семинар «Тексты моды» (руководитель К.Г.Гусарова) и Круглый стол «Мода в контексте культуры» (руководитель О.Б. Вайнштейн).

В 2019 году был организован Межвузовский научный круглый стол «Модное тело: одежда — поза — перформанс». Оргкомитет: О.Б. Вайнштейн, К.О. Гусарова, С.Д. Серебряный. Председатель – О.Б. Вайнштейн. В 2020 году 29 мая состоится второй Межвузовский круглый стол по теме «Мода – искусство – литература: контексты взаимодействия» (председатель О.Б. Вайнштейн).

В 2020 году в рамках еженедельного научного семинара Института высших гуманитарных исследований им. Е.М.Мелетинского был создан тематический раздел «Тексты моды», посвященный изучению роли модных практик и моделей телесности в культуре. В задачи семинара входит популяризация современных исследований моды в отечественном контексте и развеивание стереотипов о моде как тривиальном феномене массовой культуры, недостойном научных изысканий. В контексте данного мероприятия мода понимается как фундаментальный механизм современности, под властью которого, по мысли Ж.Бодрийяра оказываются «все секторы нашей жизни». Слово «тексты» в заглавии семинара указывает на ключевое значение семиотической традиции, прежде всего, трудов Ю.М.Лотмана по истории русской культуры для данного проекта. Под «текстами» мы понимаем не только документальные источники («одежду-описание», в терминологии Р.Барта), но и визуальные, а также структуры поведения и телесные практики. Открытие тематического раздела состоялось 19 февраля 2020 г. докладом И.Е.Сироткиной «В каком смысле мы говорим о ‘телесном знании’?», где была убедительно продемонстрирована значимость невербализуемых телесных навыков в различных областях культуры. 15 апреля 2020 г. состоялся доклад Е.А.Кулиничевой «Проект спортодежды Варвары Степановой в контексте эпохи», в котором исследовательница обратилась к малоизученным аспектам вклада конструктивистов в моду и повседневный гардероб XX века. В дальнейшем проведение семинара «Тексты моды» планируется на ежеквартальной основе.

Международный научный семинар “Научный семинар ИВГИ”

Наиважнейшее значение в жизни нашего института имеет еженедельный Научный семинар. Отражая широкие и многообразные исследовательские интересы сотрудников Института, научный семинар ИВГИ носит ярко выраженный междисциплинарный характер, сочетая в своих рамках доклады, выполненные в русле традиционных предметных областей, таких как история, филология, искусствоведение, психология, политология, с выступлениями, предмет которых лежит на стыке различных дисциплин, представляя такие современные направления научного знания, как визуальные исследования, интеллектуальная история, исследования памяти и идентичности и др. Важной особенностью научного семинара ИВГИ является то, что он выступает местом встреч исследователей различных поколений, находящихся на разных этапах академической карьеры, и таким образом, служит местом воспроизводства научных традиций и передачи исследовательского опыта. Научный семинар ИВГИ играет незаменимую роль как площадка для апробации теоретических наработок аспирантов, помогая им оттачивать мастерство презентации своих исследований, умение отстаивать свою позицию в ходе академической дискуссии. Для зрелых ученых научный семинар ИВГИ также предоставляет ценную возможность представить их научную деятельность на различных этапах реализации исследовательских проектов. Наряду с традиционной формой докладов в рамках научного семинара ИВГИ проводятся презентации недавно вышедших и готовящихся к публикации изданий (в том числе подготовленных к печати уникальных архивных документов), документальных фильмов и других форм интеллектуальной продукции сотрудников Института и других выдающихся ученых России и мира.

Наиболее значимые публикации:

Иваницкий А.И. Поэзия Пушкина как мифология поведения. – М.: РГГУ, 2016.

Книга посвящена поведенческим аспектам поэзии Пушкина, осознававшего свою жизнь, в том числе поэтическую, как синтез исторической судьбы своего поколения. В этом контексте поэзия выступала в качестве инструмента моделирования этапов жизненного пути, была их составной частью и формой их рефлексии. Для преподавателей, студентов гуманитарных вузов, а также для всех интересующихся русской дворянской культурой Нового времени.

Этингоф О.Е. Иерусалим, Владикавказ и Москва в биографии и творчестве М. А. Булгакова. М.: Издательский Дом ЯСК, 2017.


Монография затрагивает события жизни писателя и то, как они отразились в его произведениях. На основе не публиковавшихся ранее архивных документов и мемуаров собран источниковедческий материал по гражданской войне на Северном Кавказе и московского периода 1930-х годов. Удалось установить, что весной 1920 г. писатель приговорен красными к казни, однако его удалось спасти, и он был принят на работу в Терский наробраз. Спасение произошло на страстной неделе. Столь же новый материал представлен в книге и по московскому периоду, он касается литературного салона Никитинские субботники, писательских организаций и Наркомпроса. Автор приходит к выводу, что важные события, касающиеся М.А. Булгакова, вновь происходили в канун Пасхи в 1930 г. В книге предпринята попытка новых прототипических интерпретаций событий и персонажей, вскрытых в источниковедческих главах.

Зенкин С.Н. Теория литературы: Проблемы и результаты (Учебное пособие для магистратуры и аспирантуры). – М., Новое литературное обозрение, 2018.

Книга представляет собой учебное пособие высшего уровня, предназначенное магистрантам и аспирантам – людям, которые уже имеют базовые знания в теории литературы; автор ставит себе задачу не излагать им бесспорные истины, а показывать сложность науки о литературе и нерешенность многих ее проблем. Изложение носит не догматический, а критический характер: последовательно обозреваются основные проблемы теории литературы и демонстрируются различные подходы к ним, выработанные наукой ХХ столетия; эти подходы аналитически сопоставляются между собой, но выводы о применимости каждого из них предлагается делать читателю. Достижения науки о литературе систематически сопрягаются с концепциями других, смежных дисциплин: философии, социологии, семиотики, лингвистики. Используется опыт разных национальных школ в теории литературы: русского формализма, американской «новой критики», немецкой рецептивной эстетики, французского и советского структурализма и других. Теоретическое изложение иллюстрируется разборами литературных текстов.

Зенкин С.Н. Форма и энергия: Эстетика русского формализма. – Клермон-Ферран, издательство университета имени Блеза Паскаля, 2018. (на французском языке: Zenkine S. La Forme et l’énergie : L’esthétique du formalisme russe. – Clermont-Ferrand, Presses universitaires Blaise-Pascal, 2018).

Идеи русского формализма 1910-1920 годов все больше привлекают внимание историков: это живые идеи, способные обогатить мышление сегодняшнего дня. В настоящей работе они рассматриваются с более широкой точки зрения, которая не сводится к поэтике, но охватывает общую теорию культуры. Русские формалисты смогли обновить исследования социологов (особенно французской социологической школы), описав внетекстовое поле «литературного быта»; они увидели важность энергетических моделей культуры, дополняющих семиотические интерпретации и объясняющих динамическую форму текста. Это скорее внешнее, чем внутреннее объяснение, позволяющее интерпретировать произведения словесности как «мысль вовне», ведущую к человеческим действиям.

Зенкин С.Н. Пять прочтений Ролана Барта. – Париж, Классик Гарнье, 2017. (на французском языке: Zenkine S. Cinq lectures de Roland Barthes. – Paris, Classiques Garnier, 2017).

Разборы пяти книг Ролана Барта, выпущенные парижским издательством. В книгах Ролана Барта происходит взаимопроникновение научного и литературного дискурса на уровне тем, интуиций, метафор. В книге анализируются, в частности, проблемы визуального образа и концептуальной пары непрерывное /дискретное.

Рокамора А. Одевая город. Париж, мода и медиа /Перевод К.О. Гусаровой – Серия “Библиотека журнала “Теория моды” – М.: Новое литературное обозрение, 2017.


Монография профессора Лондонского колледжа моды Аньес Рокаморы "Одевая город. Париж, мода и медиа" посвящена анализу основных способов репрезентации Парижа в модной прессе, которая, подобно многочисленным картинам, романам и фильмам о французской столице, воспевает этот город, поддерживая его мифический статус, в частности и как столицы моды. На основе публикаций в газетах и журналах автор раскрывает процессы конструирования "парижского мифа" и его значение в модной географии. Отдельное место в книге уделено рассмотрению культурных типов "парижанки" и "прохожей", а также образу Эйфелевой башни, которая часто фигурирует в прессе в качестве фона фэшн-съемок.

Мильчина В.А. Хроники постсоветской гуманитарной науки: Банные, Лотмановские, Гаспаровские и другие чтения. – М.: Новое литературное обозрение, 2019.


Трудно представить себе науку без конференций, без докладов и их обсуждений. Именно в живом диалоге ученые проверяют свои выводы, высказывают новые идеи, горячатся и шутят, приходят к согласию и расходятся во мнениях. Но «что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?» Ведь не все доклады обретают печатную форму, а от реплик, споров, частных бесед и самого духа дискуссий не остается ничего, кроме смутных воспоминаний. Можно ли перенестись в прошлое и услышать, как кипели страсти на первых постсоветских гуманитарных конференциях? Оказывается, можно: эта атмосфера сохранена в отчетах о тридцати историко-филологических чтениях 1991–2017 годов, написанных Верой Мильчиной, ведущим научным сотрудником ИВГИ РГГУ и ШАГИ РАНХиГС. Ее книгу можно читать как путеводитель по работам последних двадцати пяти лет, а можно – как фрагмент коллективной памяти научного сообщества и наброски к портрету целого поколения ученых, ушедших и ныне здравствующих.

Мильчина В.А. Имена парижских улиц. Путеводитель по названиям. – М.: Новое литературное обозрение, 2016.


"Имена парижских улиц" – путеводитель особого рода. Он рассказывает о словах – тех словах, которые выведены белым по синему на табличках, висящих на стенах парижских домов. В книге изложена история названий парижских улиц, площадей, мостов и набережных. За каждым названием – либо эпизод истории Франции, либо живописная деталь парижской повседневности, либо забытый пласт французского языка, а чаще всего и то, и другое, и третье сразу. Если перевести эти названия, выяснится, что в Париже есть улицы Капустного Листа и Каплуновая, Паромная и Печная, Кота-рыболова и Красивого Вида, причем вид этот открывался с холма, который образовался из многовекового мусора. Книга будет интересна и полезна не только тем, кто гуляет по реальному Парижу, но и тем, кто читает книги о нем, где названия улиц даны не в переводе, а в транскрипции. "Имена парижских улиц" – продолжение книги ведущего научного сотрудника ИВГИ РГГУ Веры Мильчиной "Париж в 1814-1848 годах: повседневная жизнь" (НЛО, 2013).

Мильчина В.А.«Французы полезные и вредные»: надзор за иностранцами в России при Николае I. М.: Новое литературное обозрение, 2017.


Историческое влияние Франции на Россию общеизвестно, обаяние французской культуры и парижского образа жизни не смогли поколебать даже наполеоновские войны. «А все Кузнецкий мост, и вечные французы,/Оттуда моды к нам, и авторы, и музы», – недаром в сердцах восклицает консерватор Фамусов в бессмертной комедии Грибоедова. Однако при любви ко всему французскому, в том числе и языку, на котором говорила русская аристократия, к самим французам, как и к иностранцам в целом, отношение в императорской России было более чем настороженным.

Известный историк русско-французских связей Вера Мильчина рассказывает о злоключениях французских подданных, приехавших и проживавших в России в царствование Николая I. Российская империя была государством предельно изоляционистским, поэтому получение российской визы было сопряжено с большими трудностями и бюрократической волокитой, на въезде в страну иностранцам устраивали дознание с пристрастием и обысками. Иностранцы не могли свободно передвигаться по стране без предварительных разрешений, тайная полиция вела за ними неусыпный надзор и могла выслать любого «вредного» француза из страны на основании анонимного доноса.

Автор строит свое увлекательное повествование на основе ценного исторического материала: воспоминаний французских путешественников, частной корреспонденции, донесений дипломатов, архивов Третьего Отделения, которые проливают свет на некоторые истоки современного отношения государства к «иностранному влиянию».

Мильчина В.А. Париж в 1814-1848 годах: повседневная жизнь. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2017.


Париж первой половины XIX века был и похож, и не похож на современную столицу Франции. С одной стороны, это был город роскошных магазинов и блестящих витрин, с оживленным движением городского транспорта и даже «пробками» на улицах. С другой стороны, здесь по мостовой лились потоки грязи, а во дворах содержали коров, свиней и домашнюю птицу. Книга историка русско-французских культурных связей Веры Мильчиной — это подробное и увлекательное описание самых разных сторон парижской жизни в позапрошлом столетии. Как складывался день и год жителей Парижа в 1814–1848 годах? Как парижане торговали и как ходили за покупками? как ели в кафе и в ресторанах? как принимали ванну и как играли в карты? как развлекались и, по выражению русского мемуариста, «зевали по улицам»? как читали газеты и на чем ездили по городу? что смотрели в театрах и музеях? где учились и где молились? Ответы на эти и многие другие вопросы содержатся в книге, куда включены пространные фрагменты из записок русских путешественников и очерков французских бытописателей первой половины XIX века.

Мильчина В.А. Парижане о себе и своем городе: “Париж или Книга Ста и одного” (1831-1834). М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2019.


Монография посвящена пятнадцатитомному сборнику текстов, которые написаны разными авторами, но объединены общей целью — рассказать о современном Париже. Сборник этот — один из наиболее характерных образцов той литературы, которую Вальтер Беньямин назвал панорамической и которую можно также назвать калейдоскопической. Как устроено это издание, на какого читателя оно рассчитано и есть ли общее в этих 15 томах, сочиненных полутора сотней литераторов? Для ответа на эти вопросы автор рассматривает «Книгу Ста и одного» в контексте других, более ранних и более поздних «парижеописательных» сочинений. В монографию включены многочисленные отрывки из очерков и полный перевод 15 текстов, большая часть которых никогда не переводилась на русский язык. Книга продолжает предыдущие работы Веры Мильчиной (Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС; Институт высших гуманитарных исследований РГГУ) «Париж в 1814-1848 годах: повседневная жизнь» (2013, 2-е изд.2017) и «Имена парижских улиц. Путеводитель по названиям» (2016).


С 2016 по 2020 гг. ИВГИ им. Е.М. Мелетинского организовал выпуск 8 журналов “Вестник РГГУ”:

  1. № 6 (15) за 2016 год. В журнале собраны статьи на самые различные темы: библейские и парабиблейские исследования, история культуры, литература Средних веков и Возрождения, методология гуманитарного знания.
  2. № 4 (25) за  2017 год. В настоящем выпуске публикуются материалы конференции «Ольга Михайловна Фрейденберг в науке, литературе, истории», посвященные теории литературы и сюжетам биографическим или историко-научным. Кроме того, – несколько избранных писем О.М. Фрейденберг родным и друзьям, за исключением письма Борису Пастернаку, никогда не публиковавшиеся.
  3. № 3-1 (36) за 2018 год. В этот номер журнала вошли материалы конференции «Ольга Михайловна Фрейденберг в науке, литературе, истории», связанные с изучением мифологии и античной литературы, а также неопубликованная работа О.М. Фрейденберг «Происхождение описания».
  4. № 3-2 (36) за 2018 год. Журнал посвящен традиции и инновациям в Средние века. Публикации по материалам Гаспаровских чтений 2016–2018 гг.; их темой впервые стали культура и литература Средних веков, изучение которых входило в сферу научных интересов М.Л. Гаспарова.
  5. № 1 за 2019 год. Даниловские чтения: Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура. Сборник 2, часть 1.
  6. № 1-2 за 2019 год. Даниловские чтения: Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура. Сборник 2, часть 2.
  7. № 10 за 2019 год. Даниловские чтения: Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура. Сборник 3.
  8. № 1 за 2020 год. Находится в производстве в издательстве РГГУ. Журнал посвящен памяти крупнейшего отечественного филолога-скандинависта, автора многочисленных исследований и переводов Е.А. Гуревич. В сборнике приняли участие ведущие ученые: мифологи, историки, лингвисты, литературоведы.

В 2020 году ведется подготовка двух номеров: по материалам Даниловских и Мелетинских чтений. Сдача в производство планируется в июне и ноябре 2020 года соответственно.

Работа с архивом О.М. Фрейденберг

В рамках программы «История антиковедения» Н.Ю. Костенко ведется изучение сохранившегося в архиве наследия выдающегося отечественного филолога-классика О. М. Фрейденберг с целью подготовки к публикации ее научных работ, переписки, мемуаров и др. материалов, что включает в себя также написание предисловия и составление комментариев. Таким образом в научный оборот будут введены ранее не опубликованные работы Фрейденберг, до сих пор (спустя без малого сто лет) сохраняющие актуальность и научную ценность. Мемуары Фрейденберг, ее переписка, а также другие материалы архива представляют огромный интерес для исследователей как источник в том числе по истории отечественного антиковедения, образования и т. п., а также по истории блокады Ленинграда и других значительных событий в отечественной истории первой половины XX века.

Для расширения доступа к материалам архива, не находящегося на государственном хранения, еще в 2008 г. была начата их оцифровка, электронные копии и их расшифровка выкладываются на сайт «Электронный архив О.М. Фрейденберг». В настоящее время вся эта работа в основном ведется Н.Ю. Костенко.

Реализованный на сайте механизм обратной связи не только позволяет исследователям делать запросы, но и помогает пополнять архив новыми документами. Так, в 2013 г. через сайт обратилась И.М. Лившиц, дочь брата гимназической подруги Фрейденберг М.С. Лившица, среди бумаг которого сохранилось более 70 писем Фрейденберг. Они были переданы на хранение в архив О.М. Фрейденберг, оцифрованы и частично опубликованы. Осенью 2019 г. Н.Ю. Костенко по запросу сотрудника Челябинского университета А.М. Скворцова подобрала материалы из мемуаров Фрейденберг и ее архива, которые он использовал в своем докладе на научной конференции, а затем и в статье по истории Ленинградского института философии, литературы и истории (1931—1937).

Значимые доклады