РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Роль искусственного интеллекта в гуманитарном знании обсудили на Историческом факультете


Роль искусственного интеллекта в гуманитарном знании обсудили на Историческом факультете
12.04.2025

Роль искусственного интеллекта в гуманитарном знании обсудили на Историческом факультете

10 апреля состоялся Межвузовский круглый стол «Историк будущего: искусственный интеллект - новый поворот в исторической науке?», в работе которого приняли участие эксперты из различных областей гуманитарного исторического знания и специалисты в области развития цифровых технологий.

Актуальность проведения Круглого стола обусловлена тем, что в современном мире технологии искусственного интеллекта стремительно меняют исследовательские практики во многих научных дисциплинах. Историческая наука не является исключением: от обработки больших массивов исторических данных до создания цифровых реконструкций прошлого - искусственный интеллект открывает новые возможности для исторических исследований.

В работе круглого стола состоялось активная дискуссия по следующим проблемам:

  • Модель компетенций будущего выпускника-историка;
  • Этические аспекты применения искусственного интеллекта в работе с научными исследованиями;
  • Новые формы исторической реконструкции и визуализации с помощью искусственного интеллекта;
  • Перспективы трансформации профессии историка в эпоху цифровизации;
  • Возможности и ограничения искусственного интеллекта в науке.

В ходе заседания выступления были посвящены таким актуальным вопросам как «Искусственный интеллект как новый инструмент в руках историка» (Л.Н. Варламова, к.и.н., доцент каф. Истории государственных учреждений и общественных организаций Исторического факультета, эксперт Международной организации по стандартизации (ИСО), «Как искусственный интеллект меняет компетенции студента-историка» (А.Е. Митряков, к.и.н., доцент каф. истории Удмуртии, археологии и этнологии УдГУ) «Внедрение концепции цифрового двойника в классификацию цифровых реконструкций исторических личностей» (Л.К. Каримова, к.и.н., доцент, зав. каф. регионоведения и цифровой гуманитаристики КФУ), «Цифровая история в РГГУ: концепция, подходы, образовательные практики» (С.С. Новосельский, к.и.н., доц. каф. Истории и теории исторической науки Исторического факультета), «Советское научное сообщество в оптике цифровизации: от источников к базам данных» (Е.А. Долгова, д.и.н., директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ), “Цифровое бессмертие, исторический портал и нейросеть. Проекты ИАИ и ИИНТБ" (А.Ю. Журавлев, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой фундаментальной и прикладной математики РГГУ), Нейросетевые технологии и исторические источники: практические результаты анализа рукописи и исследовательские решения по получению метаданных на примере дневника Ф.П.Литке (А.К. Лаптев, к.и.н., научный сотрудник факультета Гуманитарных наук, НИУ ВШЭ), «Опыт применения искусственного интеллекта в школе» (Т.В. Филиппова, зам. директора института гуманитарных наук и языковых коммуникаций, доц. кафедры отечественной и всеобщей истории, Псковский государственный университет).

В дискуссии приняли участие д.и.н., проф. А.Б. Безбородов, к.и.н., доц. П.Н. Лебедев, к.и.н., доц. Т.Ю. Луцина, к.и.н., доц. И.П. Азерникова, а также, аспиранты и студенты Исторического факультета. 

Особо стоит отметить интерес к круглому столу со стороны участников ежегодного Национального форума преподавателей истории, соорганизатором которого традиционно выступает Исторический факультет. 

Доклады и следующая за ними дискуссия позволила составить ряд рекомендаций к модели компетенций выпускника-историка будущего.

С программой круглого стола можно ознакомиться по ссылке. 


Роль искусственного интеллекта в гуманитарном знании обсудили на Историческом факультете
Роль искусственного интеллекта в гуманитарном знании обсудили на Историческом факультете
Роль искусственного интеллекта в гуманитарном знании обсудили на Историческом факультете
Роль искусственного интеллекта в гуманитарном знании обсудили на Историческом факультете

Текст: И.П. Азерникова
Фото: Д. Федулова

Поделиться новостью в Телеграм!
Исторический факультет
читайте также
15 декабря 2025
От Великого Новгорода до Тверской области: студенты РГГУ подвели итоги археологического сезона

12 декабря 2025 года на историческом факультете РГГУ состоялся II Межвузовский научно-практический круглый стол «Археологическая практика-2025: итоги и открытия». Студенты и руководители экспедиций представили результаты полевого сезона и обсудили перспективы развития практики. В этом году студенты проходили практику в Новгородской археологической экспедиции и в Раннесредневековой экспедиции Государственного исторического музея.

09 декабря 2025
«Мы передаём огонь будущим поколениям»: в РГГУ стартовал III Молодёжный форум Славянских университетов

В Российском государственном гуманитарном университете представители Славянских вузов — БРУ, КРСУ, РАУ, РТСУ — обсудили, как сохранить священную память о Победе в Великой Отечественной войне и передать её молодёжи как основу для построения будущего.

05 декабря 2025
На историческом факультете ИАИ РГГУ подвели итоги конкурса «Историк-благоустроитель»

5 декабря 2025 года на историческом факультете ИАИ РГГУ прошёл ежегодный конкурс студенческих проектов «Историк-благоустроитель». Мероприятие, организованное совместно с профессорско-преподавательским составом и Студенческим научным обществом «История российского чиновничества», объединило будущих историков, готовых применять свои знания на практике.

27 ноября 2025
Виртуальный музей: студент РГГУ воссоздаёт Россию в Minecraft

Студент Исторического факультета ИАИ РГГУ Николай Стоцкий использует современные цифровые технологии для популяризации архитектурного наследия России. С помощью виртуального моделирования в Minecraft он создаёт точные копии памятников архитектуры. О том, как этот подход привлекает внимание молодёжи к сохранению культурного наследия и выстраивает диалог между академической средой и обществом — в нашем интервью.

21 ноября 2025
Калининград: студенты создали уникальный проект о ратных подвигах молодежи в ВОВ на IV Исторической медиашколе

В Калининграде завершилась IV Историческая медиашкола, в рамках которой лучшим был признан проект под названием «Ратные подвиги в Великой Отечественной войне». Участники исследовали малоизвестные истории героев и их вклад в Победу для сохранения памяти о подвиге своих предков для будущих поколений.

21 ноября 2025
Историческая медиашкола – 2025: как РГГУ превращает прошлое в цифровые проекты

19 ноября 2025 года в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта начала работу IV Историческая медиашкола. Одним из ключевых организаторов этого масштабного проекта выступил Российский государственный гуманитарный университет.

19 ноября 2025
Память поколений о Великой Отечественной войне — в Калининграде стартовала IV Историческая медиашкола

В Балтийском федеральном университете имени И. Канта с 19 по 22 ноября проходит IV Историческая медиашкола, организованная при поддержке Минобрнауки России, Российского исторического общества и Российского государственного гуманитарного университета. 

19 ноября 2025
Елена Барышева и Светлана Коначёва удостоены престижной премии на VIII профессорском форуме

Деканы исторического и философского факультетов РГГУ Елена Барышева и Светлана Коначёва стали лауреатами общенациональной премии Российского профессорского собрания на VIII профессорском форуме «Наука и образование: стратегии развития».

13 ноября 2025
Союз на века: РГГУ и РАУ создают единое научное пространство

В Российско-Армянском (Славянском) университете открылся I Международный научно-экспертный форум имени Б. Б. Пиотровского «Армения и Россия: союзничество, укоренённое в истории и устремлённое в будущее», организованный при участии РГГУ.

11 ноября 2025
Историческая медиашкола-2025: объединяем историю и цифровые технологии

С 19 по 22 ноября 2025 года в Калининграде пройдёт Историческая медиашкола для студентов и молодых исследователей. Мероприятие направлено на популяризацию исторического знания среди молодёжи, продвижение информационных исторических проектов.