10 апреля состоялся Межвузовский круглый стол «Историк будущего: искусственный интеллект - новый поворот в исторической науке?», в работе которого приняли участие эксперты из различных областей гуманитарного исторического знания и специалисты в области развития цифровых технологий.
Актуальность проведения Круглого стола обусловлена тем, что в современном мире технологии искусственного интеллекта стремительно меняют исследовательские практики во многих научных дисциплинах. Историческая наука не является исключением: от обработки больших массивов исторических данных до создания цифровых реконструкций прошлого - искусственный интеллект открывает новые возможности для исторических исследований.
В работе круглого стола состоялось активная дискуссия по следующим проблемам:
В ходе заседания выступления были посвящены таким актуальным вопросам как «Искусственный интеллект как новый инструмент в руках историка» (Л.Н. Варламова, к.и.н., доцент каф. Истории государственных учреждений и общественных организаций Исторического факультета, эксперт Международной организации по стандартизации (ИСО), «Как искусственный интеллект меняет компетенции студента-историка» (А.Е. Митряков, к.и.н., доцент каф. истории Удмуртии, археологии и этнологии УдГУ) «Внедрение концепции цифрового двойника в классификацию цифровых реконструкций исторических личностей» (Л.К. Каримова, к.и.н., доцент, зав. каф. регионоведения и цифровой гуманитаристики КФУ), «Цифровая история в РГГУ: концепция, подходы, образовательные практики» (С.С. Новосельский, к.и.н., доц. каф. Истории и теории исторической науки Исторического факультета), «Советское научное сообщество в оптике цифровизации: от источников к базам данных» (Е.А. Долгова, д.и.н., директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ), “Цифровое бессмертие, исторический портал и нейросеть. Проекты ИАИ и ИИНТБ" (А.Ю. Журавлев, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой фундаментальной и прикладной математики РГГУ), Нейросетевые технологии и исторические источники: практические результаты анализа рукописи и исследовательские решения по получению метаданных на примере дневника Ф.П.Литке (А.К. Лаптев, к.и.н., научный сотрудник факультета Гуманитарных наук, НИУ ВШЭ), «Опыт применения искусственного интеллекта в школе» (Т.В. Филиппова, зам. директора института гуманитарных наук и языковых коммуникаций, доц. кафедры отечественной и всеобщей истории, Псковский государственный университет).
В дискуссии приняли участие д.и.н., проф. А.Б. Безбородов, к.и.н., доц. П.Н. Лебедев, к.и.н., доц. Т.Ю. Луцина, к.и.н., доц. И.П. Азерникова, а также, аспиранты и студенты Исторического факультета.
Особо стоит отметить интерес к круглому столу со стороны участников ежегодного Национального форума преподавателей истории, соорганизатором которого традиционно выступает Исторический факультет.
Доклады и следующая за ними дискуссия позволила составить ряд рекомендаций к модели компетенций выпускника-историка будущего.
С программой круглого стола можно ознакомиться по ссылке.
Текст: И.П. Азерникова
Фото: Д. Федулова
12 декабря 2025 года на историческом факультете РГГУ состоялся II Межвузовский научно-практический круглый стол «Археологическая практика-2025: итоги и открытия». Студенты и руководители экспедиций представили результаты полевого сезона и обсудили перспективы развития практики. В этом году студенты проходили практику в Новгородской археологической экспедиции и в Раннесредневековой экспедиции Государственного исторического музея.
В Российском государственном гуманитарном университете представители Славянских вузов — БРУ, КРСУ, РАУ, РТСУ — обсудили, как сохранить священную память о Победе в Великой Отечественной войне и передать её молодёжи как основу для построения будущего.
5 декабря 2025 года на историческом факультете ИАИ РГГУ прошёл ежегодный конкурс студенческих проектов «Историк-благоустроитель». Мероприятие, организованное совместно с профессорско-преподавательским составом и Студенческим научным обществом «История российского чиновничества», объединило будущих историков, готовых применять свои знания на практике.
Студент Исторического факультета ИАИ РГГУ Николай Стоцкий использует современные цифровые технологии для популяризации архитектурного наследия России. С помощью виртуального моделирования в Minecraft он создаёт точные копии памятников архитектуры. О том, как этот подход привлекает внимание молодёжи к сохранению культурного наследия и выстраивает диалог между академической средой и обществом — в нашем интервью.
В Калининграде завершилась IV Историческая медиашкола, в рамках которой лучшим был признан проект под названием «Ратные подвиги в Великой Отечественной войне». Участники исследовали малоизвестные истории героев и их вклад в Победу для сохранения памяти о подвиге своих предков для будущих поколений.
19 ноября 2025 года в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта начала работу IV Историческая медиашкола. Одним из ключевых организаторов этого масштабного проекта выступил Российский государственный гуманитарный университет.
В Балтийском федеральном университете имени И. Канта с 19 по 22 ноября проходит IV Историческая медиашкола, организованная при поддержке Минобрнауки России, Российского исторического общества и Российского государственного гуманитарного университета.
Деканы исторического и философского факультетов РГГУ Елена Барышева и Светлана Коначёва стали лауреатами общенациональной премии Российского профессорского собрания на VIII профессорском форуме «Наука и образование: стратегии развития».
В Российско-Армянском (Славянском) университете открылся I Международный научно-экспертный форум имени Б. Б. Пиотровского «Армения и Россия: союзничество, укоренённое в истории и устремлённое в будущее», организованный при участии РГГУ.
С 19 по 22 ноября 2025 года в Калининграде пройдёт Историческая медиашкола для студентов и молодых исследователей. Мероприятие направлено на популяризацию исторического знания среди молодёжи, продвижение информационных исторических проектов.