РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


 Елена Барышева: «Обращение к историческому прошлому становится особенно актуальным»

Елена Барышева: «Обращение к историческому прошлому становится особенно актуальным»

Опубликовано: 30.11.2020 |  Обновлено: 30.11.2020 15:05:29 |  Просмотров: 420

Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории и теории исторической науки Историко-архивного института Елена Барышева рассказала об историческом образовании и работе исторического факультета ИАИ РГГУ.

— Репутационный рейтинг исторических факультетов в России всегда был очень высок. Чем объясняете такой стабильный интерес к историческому образованию?

— Думаю, что это связано с тем, что историческое образование — это классическое образование в гуманитарной сфере. Большинство современных гуманитарных специальностей выросло из исторической науки. Сегодня обращение к историческому прошлому становится особенно актуальным.

Современная история — наука социально ответственная: историк всегда находится в постоянном диалоге с обществом. Обучаясь истории, студенты получают навыки аналитической работы, столь необходимые для их будущей профессиональной деятельности.

— Как исторический факультет ИАИ РГГУ чувствует себя в первый год работы? С какими вызовами вы столкнулись и какие перспективы развития видите в будущем? 

— Год создания исторического факультета ИАИ РГГУ совпал с целым рядом знаковых событий. В первую очередь, это 75-летний юбилей Великой Победы. Поэтому уже в первые дни и преподавательский коллектив, и студенты факультета были  вовлечены в череду общественных и научных мероприятий, связанных с этой знаменательной датой: это и участие в форуме «Моя страна. Моя история. Моя Победа», в рамках которого состоялась встреча с министром науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Фальковым, и открытие выставки «Память поколений» в Историческом парке «Россия — Моя история», и целый ряд научных конференций и круглых столов.

Второй отмечаемой юбилейной датой стало 90-летие Историко-архивного института, альма-матер многих поколений российских историков. К этой дате приурочены научные мероприятия Историко-архивного института, в том числе и нашего факультета.

Конечно, эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы в нашу работу, но тем не менее не смогла помешать ей. Студенты продолжают учиться, участвовать в научных студенческих конференциях, продолжает свою работу и Клуб молодых историков.

Планы на этот год у нас, как всегда, чрезвычайно обширные: это и создание новых магистерских программ, и обновление и актуализация бакалавриата по направлениям «История» и «Публичная политика и социальные науки».

Для наших студентов очень важно иметь представление о своей будущей профессии. С этой целью мы продолжим знакомить их на мастер-классах с профессиональными историками и представителями государственной власти.

Надеемся, что коронавирус скоро уйдет в прошлое, и студенты смогут себя проявить и в творческой деятельности.

У преподавателей факультета тоже много замыслов и идей. Среди них проведение новых научных конференций, издание коллективных монографий и сборников научных трудов.

— Расскажите, пожалуйста, для абитуриентов и еще неопределившихся с направлением студентов про профилизацию исторического направления подготовки на факультете? Как этот подход работает на практике?

— На нашем факультете реализуется целый ряд уникальных профилей:

  • Профиль «История» позволяет раскрыть самые разные интересы студентов в области современного исторического знания: от древней истории до новейших теоретических проблем исторической науки.
  • Название профиля «История современной России» говорит само за себя. Здесь углубленно изучаются процессы, происходившие в России, начиная с периода Перестройки.
  • «Историческое краеведение и региональная история» готовит специалистов-историков, не только знающих историю российских регионов, но и владеющих навыками экскурсионной деятельности.
  • Профиль «Компаративистика: история,  литература, культура России и страны специализации» позволяет студентам расширить свои знания о культурной компоненте истории России и Европы в сравнительном аспекте.
  • Направление «Публичная политика и социальные науки» органично связано с историческим дискурсом. Мы готовим профессионалов, умеющих разбираться в общественно-политических процессах, способных принимать участие в выработке стратегии государственного развития.

— Повлиял ли дистанционный формат приемной кампании на набор абитуриентов в 2020 году?

— Конечно, повлиял, но я бы не сказала, что в негативном плане. Абитуриенты из разных уголков страны звонили, обращались с вопросами по электронной почте, и это облегчало наше взаимодействие с ними. И тот факт, что документы они также могли подавать онлайн, безусловно, тоже способствовал увеличению количества поданных заявлений. А за количеством следует и качество: повысился проходной балл. А значит, мы смогли принять самых лучших и талантливых ребят.

— Опишите портрет абитуриента наших дней? Какой он? Чем отличается?

— Современный абитуриент стал увереннее в себе. Он знает, чего он хочет и куда поступает. Его невозможно обмануть обещаниями и красивыми словами. Он заранее знает, какие дисциплины хочет изучать. Он целеустремлен, у него порой уже есть научные интересы и представления о своей будущей карьере.

— Какие просветительские программы в области профильного образования и воспитания реализуются в рамках деятельности факультета? На какую аудиторию они будут рассчитаны?

— Наш факультет активно и плодотворно сотрудничает с Российским историческим обществом. 5 сентября 2020 г. было подписано соглашение с Историческим парком «Россия – Моя история». Взаимодействие с этими организациями просто обязывает наш факультет активно участвовать в предлагаемых ими мероприятиях и инициировать самим собственные просветительские проекты. В частности, факультетом разработан и сегодня активно реализуется проект «Историческая память», рассчитанный на широкую аудиторию.

—Расскажите про работу факультета по направлению отечественной Digital History, как технологии помогают вам в научной деятельности? Какие технологии задействованы в данном вопросе и что можно сказать о ситуации в 2020-м году и планах на 2021 год?

— Стремительно расширяющееся интернет-пространство, регулярно пополняемое историческим контентом разного качества, требует подготовки экспертов-аналитиков высочайшего уровня, способных не только чутко отслеживать интеллектуальные сдвиги в понимании обществом своего прошлого и вытекающего из него настоящего, но и предлагать пути преодоления намеренных искажений и фальсификаций исторических фактов, формировать здоровое и неконфликтное отношение к прошлому своей родины, содействовать патриотическому восприятию ключевых событий и фактов мировой истории. На сегодняшний день интернет — это пространство, в котором очень не хватает историка-профессионала. При очевидном запросе на историческую информацию и популярности многих сюжетов, связанных с прошлым, дать экспертную оценку историческим материалам, представленным в интернете, подчас просто некому. Научное знание о прошлом станет общедоступным лишь в том случае, если ученым удастся «перехватить инициативу» в Сети у дилетантов. Поэтому приоритетным направлением отечественной Digital History должна стать работа по созданию научных исторических ресурсов в интернете, особенно – в социальных медиа и блогосфере.

— Какие студенческие проекты сейчас реализуются на факультете?

Студенческо-аспирантский коллектив кафедры истории и теории исторической науки Истфака ИАИ получил грантовую поддержку своего научного проекта «Историческая наука в схоларном измерении» в рамках Программы поддержки научно-образовательных проектов РГГУ (конкурс «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ» 2020 года). Руководитель проекта – кандидат исторических наук, доцент Павел Алипов. В рамках проекта уже состоялись два научных круглых стола на тему «Актуальные проблемы исторической экспертизы современных социокультурных процессов», посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, и международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Историческая наука завтрашнего дня».


В РГГУ обсудили проблемы исторической экспертизы современных социокультурных процессов


— Какие гранты по научно-исследовательской деятельности, на ваш взгляд, наиболее востребованы сейчас в исторической науке в России и за рубежом?

Коллеги, которые участвуют в разнообразных грантовых программах, отмечают, что основные фонды (РНФ и РФФИ), финансирующие гуманитарные исследования (в т.ч. по историческим наукам), особое внимание уделяют интернационализации российской науки как в виде публикаций в изданиях, отраженных в международных базах Scopus и Web of Science, так и в тематике. Наиболее востребованы проекты, в которых применяется современный теоретико-методологический инструментарий, а проблемы социально-политической, культурной и т.д. истории отечественной истории рассматриваются на общеевропейском (общемировом) фоне. Особенно актуальны и востребованы сравнительно-исторические исследования проекты, посвященные «сквозным темам», процессам, охватывающим несколько исторических периодов.

— Востребована ли сейчас среди молодого поколения профессия учителя истории? 

Конечно, востребована. Многих наших выпускников после прохождения педагогической практики сразу же приглашают на преподавательскую работу в школы. Потребность в квалифицированных исторических кадрах в учреждениях среднего образования сейчас высока, как никогда.

— В изучении каждой науки важна фактологическая база и внимательность. Умеет ли нынешняя молодежь, а именно студенты истфака, все слышать, видеть, понимать?

Мне кажется, что применительно к профессии историка важно говорить не только об умении видеть и слышать, но и о навыках профессионально искать и находить исторические источники, уметь анализировать факты, в них изложенные. Научить их этому как раз наша задача.

— Помните ли вы свою первую лекцию на факультете? О чем она была? Какие эмоции у вас были?

Свою первую лекцию я прочитала в конце 1990-х годов. Она была посвящена истории России первой половины XIX в. Было очень волнительно, хотя к тому времени я уже вела семинарские занятия.

— Чему вы учитесь у своих студентов?

Прежде всего, оптимизму.


Читайте также

Иллюстрация: Александра Малышева

90 лет историко-архивному институту