17 декабря 2018 года в РГГУ состоялся межвузовский круглый стол «Преподавание иностранных языков в контексте коммуникативной культуросферы». Идея по организации круглого стола и концептуальная разработка принадлежат заведующей кафедрой иностранных языков РГГУ А.Г. Катаевой и доценту кафедры иностранных языков РГГУ И.И. Воронцовой.
В работе круглого стола приняли участие представители кафедры иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ, кафедры русского языка РГГУ, кафедры романской филологии РГГУ, кафедры истории зарубежной философии РГГУ и Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
В процессе работы круглого стола и в ходе дискуссии обсуждались вопросы, связанные с современными подходами в преподавании иностранных языков, использованием новых информационных технологий в учебном процессе; провозглашалась ориентация педагогических систем на непрерывное образование, «через всю жизнь».
В центре внимания научного события оказались ключевые сюжеты начала XXI века: тенденции современного образовательного процесса; коммуникативно-культурологический метод преподавания иностранного языка в неязыковом вузе; языки в контексте цифрового университета.
Во многих выступлениях отмечалось, что переосмысление и трансформация традиционной системы образования видится одним из важнейших вопросов современности. В этом фокусе рассматривались и индивидуализация образования, и роль преподавателя в университете. Естественным развитием этих тем стал анализ психологической готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности и самих условий формирования профессиональной мобильности личности.
Размышления о методах преподавания иностранного языка в неязыковом вузе затронули национальные риторические традиции (как основу дидактики текста), культурно-исторические маркеры учебного текста и методические основы обучения переводу.
Практические примеры, приводимые преподавателями из английского, немецкого, французского, испанского и русского языков, позволили представить яркую полифоническую палитру и акцентировать особую значимость владения языком как средством кросскультурного общения.
В ряде презентаций отмечалось, что Digital Hymanites превращается в неотъемлемую часть современной культуры обучения иностранным языкам, а эвристический потенциал IT-технологий формирует новое отношение к образованию, позволяя сфокусировать обучение на обучаемом.
Актуально прозвучали темы искусственных и естественных языков; представление наглядности как визуализации и демонстрация новой образовательной онлайн-площадки «Цифровой университет», созданной для оптимизации внутривузовской и межвузовской коммуникации. Множество комментариев вызвала попытка анализа состояния смешанного обучения в российском образовательном пространстве и перспективы внедрения ее в высшую школу в свете развития онлайн образования.
Результаты научных исследований преподавателей будут внедрены в учебный процесс и отражены в публикациях научных статей и учебно-методических работах.