РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Настольный теннис РЕВЮ: Настольный теннис в РГГУ
08.02.2011

Настольный теннис РЕВЮ: Настольный теннис в РГГУ

В прошлом номере журнала мы рассказали о том, как проходил чемпионат Европы среди студентов. После этого возникла идея подробно рассказать о командах, которые в нём участвовали. Первой из таких команд в поле нашего зрения попала команда РГГУ.


08.02.2011

Настольный теннис РЕВЮ: Настольный теннис в РГГУ

В прошлом номере журнала мы рассказали о том, как проходил чемпионат Европы среди студентов. После этого возникла идея подробно рассказать о командах, которые в нём участвовали. По крайней мере, о таких коллективах, которые из года в год добиваются во внутрироссийском чемпионате значительных успехов. Первой из таких команд в поле нашего зрения попала команда Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Мы побеседовали с её основателем и тренером Алексеем Аркатовым. Он единственный специалист, который смог создать и поддержать достаточно сильные команды в двух разных вузах. Необходимость в такой статье диктуется и тем, что в составе студенческих команд-лидеров играет много игроков, представляющих нашу страну на самых разных международных соревнованиях.

Тренер двух команд

Алексей Валентинович Аркатов родился в Москве. Получил два высших образования: инженера-энергетика в МЭИ (Московского энергетического института) и тренера-преподавателя в МГАФКе (Академии физкультуры). В 1982–1993 гг. работал на кафедре физвоспитания МЭИ, в 1985–1988 гг. – старший тренер МГС ДСО «Буревестник», в 1989—1993 гг. – председатель правления спортивного клуба МЭИ. С нуля создал там команду игроков по настольному теннису. Пять раз его команда в составе Высшей лиги

занимала 1-е место на чемпионате Москвы среди студентов. В период 1985–1993 гг. команды МЭИ и РГАФКа можно было считать сильнейшими среди молодёжных коллективов России. Дважды команда МЭИ играла в финалах Всесоюзных универсиад. Несколько лет теннисисты-энергетики под руководством Алексея Валентиновича становились чемпионами Москвы. В 2002 г. Аркатов перешёл на работу в РГГУ.

В настоящий момент он доцент кафедры физвоспитания РГГУ. В этом известном вузе страны Алексею Валентиновичу вновь за короткий срок удалось создать две (!) крепких команды, состоящих из хорошо подготовленных игроков. Женская команда гуманитариев стала чемпионкой Европы (2010), чемпионкой России (2010), обладателем Кубка России среди студентов (2009), чемпионкой Москвы (2010). Мужская команда стала серебряным призёром чемпионата России, обладателем Кубка России, чемпионом Москвы, заняла 4-е место на чемпионате Европы среди студентов. В 2009 г. из десяти теннисистов, представлявших Россию на юношеском чемпионате Европы, трое были студентами РГГУ (Тарас Мерзликин, Сергей Мартюков, Анастасия Голубева).

НТ Ревю: Алексей Валентинович, расскажите, пожалуйста, о том, как вам удалось создать команды, быстро вошедшие в число лидеров в России. Далеко не всем тренерам удаётся на новом месте вторично создать сильную команду. Как вам это удалось? Ведь речь идёт о таком типе вуза, после упоминания которого у значительной части публики возникает образ некоего студента-ботаника – тщедушного всезнайки в очках, говорящего тихим голосом. Какой там спорт – ему бы из библиотеки до дома добрести!

Алексей Аркатов: Поначалу далеко не всё у меня получалось. Как и любому другому специалисту, пришедшему на новое место работы, мне пришлось выстраивать взаимоотношения с коллегами, находить понимание у руководства, искать поддержки, находить компромиссы, убеждать или на чём-то настаивать. Спорт не был заметной частью вузовской жизни. Когда я собрал первые небольшие команды, нам пришлось играть в самых низших группах московского студенческого чемпионата. Не было хорошего оборудования и инвентаря, не было почти ничего. Кафедра физвоспитания (заведующая кафедрой Н.А. Захарова) отнеслась к ситуации с пониманием, и были закуплены новые теннисные столы. Несмотря ни на что из года в год мы терпеливо поднимались из низших групп чемпионата в высшие. Многое держалось на энтузиазме. Со временем руководство осо знало важность не только поддержания физической культуры среди учащихся и сотрудников, но и привлекательность для университета успехов его студентов и аспирантов в спорте. Тем самым вуз улучшает своё реноме среди прочих учебных заведений.

— Можно сравнить возрастающий интерес к большому спорту у руководителей вузов с тем интересом, который проявляет в последнее время руководство крупных российских компаний? Приведу пример «Газпрома», «УГМК», «Роснефти», «МОЭК».

— Наверное, в подобном сравнении есть определённая логика. Действительно, поддержка большого спорта, не только физкультуры или фитнеса, позволяет фирме или вузу выглядеть более современными и привлекательными в глазах общественности. Серьёзными и постоянными партнёрами такие компании начинают выглядеть в сознании потенциальных клиентов, а в случае вузов – абитуриентов. Не надо также забывать, что спорт – не только полезное и приятное времяпрепровождение, но и укрепление воли и характера того, кто им занимается. Спортивные состязания также формируют в человеке чувство ответственности и оправданную, можно сказать, здоровую инициативность. Кроме того, разве не родственны ощущения конкуренции и соревновательности в спорте и в бизнесе? Не эти ли качества сотрудника фирмы или выпускника вуза сейчас так важны?

— Многих, кто входит в состав женской и мужской команд РГГУ, знают по всей стране. Более того, ваш вуз – единственный в России, в котором гармонично развиваются и мужская и женская команды. Например, в Петербургском или Оренбургском университетах есть сильные мужские команды, в Московском институте транспорта – сильная женская команда. А у вас и то и другое.

— Не знаю, как в других вузах, а РГГУ – это университет 21-го века. В нашем университете можно найти все современные специальности, которые пользуются популярностью у абитуриентов. Среди престижных специальностей – политология, РR, журналистика, социология, лингвистика и другие. Весьма востребованы специальности на факультете информатики и защиты информации. Большой популярностью сейчас пользуется специальности «международные отношения», «история», «философия», «перевод и переводоведение». Очень много поступающих идут на факультеты экономики, управления и права. Такой большой выбор гуманитарных и технических специальностей привлекает в РГГУ и девушек, и ребят. В 2010 г. РГГУ занял 1-е место среди всех государственных вузов России по количеству желающих поступить на одно бюджетное место. И это не случайно. Ведь в РГГУ можно получать не только качественное образование, но и проходить стажировку или практику за рубежом, изучать иностранный язык на его родине. Поэтому в РГГУ стремятся поступить как юноши, так и девушки. Вот почему у нас собрались две сильнейшие сборные, игроков в которых уже знают наши специалисты и знатоки настольного тенниса. В мужскую команду сезона 2010–2011 входят аспиранты Михаил Гладышев, Дмитрий Попов, Андрей Байбулдин, Алексей Уланов, Семён Шевченко, студенты Тарас Мерзликин, Сергей Мартюков, Денис Гришенин. В женской команде играют аспирантки Татьяна Михайлова, Ольга Шишмарёва, студентки Анастасия Голубева, Екатерина Рыльская, Ольга Мохначёва, Александра Карасёва, Анастасия Ветохина, Мария Черенкова. РГГУ оказался единственным из вузов, который на чемпионате Европы 2010 г. был представлен двумя командами.

— Хотелось бы понять, что позволило вашей женской сборной победить на чемпионате Европы среди студентов? Среди иностранных команд там были и достойные соперники.

— Вы, наверное, имеете в виду женскую сборную Польши. Там действительно собрался мощный кулак игроков. Мне показалось, что полячки после полуфинальной игры очень устали. Как никак им противостояли одни из сильнейших теннисисток России: Анастасия Воронова и Антонина Савельева, игравшие за Казанский университет. В драматичной борьбе, когда уже всем казалось, что Казанский университет победил, польские теннисистки сумели собраться и переломить исход встречи. Полячки – двукратные чемпионки Европы, за которых играли китайские спортсмены, – выиграли, но вышли на матч с нами уже изрядно измотанными. Наши девушки на этих соревнованиях как никогда были очень сплочены, проявляли высокий командный дух. С самого начала чемпионата Европы в команде РГГУ сложилась на редкость здоровая и доброжелательная обстановка, а желание победить исходило от каждой спортсменки и настраивало только на победный исход решающих игр. Девочки очень хотели победить и сделали это.

В итоге женская сборная РГГУ – чемпион Европы. Победного настроя хватило и на личные соревнования. Сергей Мартюков и Тарас Мерзликин завоевали золото в паре. В одиночных соревнованиях Мерзликин завоевал серебро, а Татьяна Михайлова – бронзу. В смешанных парах Мерзликин и Михайлова стали бронзовыми призёрами. Всего с чемпионата Европы теннисисты РГГУ привезли две золотых, одну серебряную и две бронзовых медали. Этот успех стал логическим итогом всех побед теннисистов РГГУ в 2010г. Превзойти или повторить такой результат будет тяжело, но стремиться надо.

— Насколько загружены студенты-теннисисты в соревнованиях?

— В отличие от большинства видов спорта студенческий настольный теннис сумел сохраниться в тяжёлых 90-х годах, поэтому на сегодняшний день мы имеем полноценный, грамотно спланированный студенческий календарь соревнований. Во-первых, в России действует Студенческая лига настольного тенниса (президент В.Н. Буянов), которая проводит студенческий лично-командный чемпионат России (2 тура) по настольному теннису. По его итогам две сильнейшие мужские и женские команды получают право участвовать в чемпионате Европы среди студентов. А по итогам личных соревнований формируется студенческая сборная команда России, представляющая нашу страну на Всемирных универсиадах. Также Лига проводит Кубок России среди студентов. Привлекательность студенческих соревнований с каждым годом всё возрастает. На уровне Москвы студенты-теннисисты участвуют в Московских студенческих играх, которые проводит МГСО «Буревестник». Помимо студенческих соревнований почти все теннисисты РГГУ участвуют в клубном чемпионате России. Многие из них (М. Гладышев, Т. Михайлова, Т.Мерзликин, С. Мартюков, А. Голубева, Е.Рыльская, Д. Гришенин) входили и входят в состав сборных команд России на чемпионатах Европы, мира, Про-туров. Большинство игроков РГГУ участвует в национальном чемпионате России, спартакиадах России среди молодёжи и учащихся. Поэтому график выступлений

на соревнованиях ведущих теннисистов РГГУ очень и очень плотный.

— Какое место стал занимать настольный теннис среди других видов спорта в РГГУ?

— Секция и команды настольного тенниса в последние годы стали весьма заметными в ряду других спортивных направлений в нашем университете. А их у нас немало. Это волейбол, мини-футбол, регби, черлидинг, плавание, шахматы, баскетбол, лёгкая атлетика. Кафедра физвоспитания, Управление по работе со студентами (И. Болквадзе, М. Балашов) и профком студентов РГГУ (А. Заречнев) проводят большую работу по развитию спортивно-массовых и культурных мероприятий в РГГУ.

Настольный теннис – единственный вид спорта в РГГУ, обе команды которого играют в Высшей лиге первенства вузов Москвы, являются его чемпионами, участвуют в чемпионате России, Кубке России и чемпионате Европы. В 2009 г. женская и мужская команды РГГУ по настольному теннису выиграли в Международной студенческой универсиаде в Констанце (Германия). Помимо сборных команд мне также приходится проводить занятия в секции настольного тенниса. В ней занимается около 60-ти студентов-любителей. В РГГУ проводятся как личные, так и командные соревнования по настольному теннису.

— Есть разница между студентами технического и гуманитарного вузов? С кем легче или проще работать? Если такая разница есть, то накладывает ли она заметный отпечаток на общение?

 - На первых курсах студенты вообще мало отличаются друг от друга. Но ближе к выпуску отличие гуманитариев и технарей становится заметным. Для меня нет сложности в общении ни с технарями, ни с гуманитариями. Студенты-гуманитарии более раскованные, самодостаточные. Эти качества можно считать как положительными, так и немного усложняющими работу. Студенты из технических вузов иногда кажутся более дисциплинированными, собранными. Со студентами-гуманитариями отношения складываются более паритетные: нет той авторитарной ступени, которую воспитаннику преодолеть ни в коем случае нельзя. И напротив, со студентами-технарями порой авторитарные отношения выглядят куда более естественными, чем с гуманитариями. При этом я сразу оговорюсь, что такие оценки весьма условны и схематичны. Но если всё же так рассуждать, то оценки «хуже» или «лучше» здесь неприменимы. Потому что достижению нужного спортивного результата могут способствовать как прохладно-авторитарные отношения, так и задушевно-паритетные.

— Есть разница между советскими и современными студентами?

— Есть, конечно. Сейчас ребята более самостоятельные в решениях, более требовательные и искушённые во многих вопросах. Сейчас другие реалии: в советское время мы не имели возможности свободно ездить за границу, после окончания вуза всё было предопределено. Если в мою молодость играли, образно говоря, за бутерброд с килькой, то сейчас у молодежи совсем другие перспективы. С другой стороны, в наше время было больше романтики и меньше прагматизма.

— И всё же серьёзные занятия спортом могут осложнить отношения с учёбой и уж тем более с академической наукой, которая, как известно, дама ревнивая.

 — В РГГУ концепция учебного процесса, положенная в основу создания новой модели гуманитарного образования, базируется на демократизации учебного процесса, открытости, подвижности учебных планов, индивидуализации обучения. Поэтому спортсменам предоставляется индивидуальный график обучения, благодаря которому

они могут успешно сочетать учёбу и спорт. К примеру, Екатерина Рыльская и Анастасия Голубева учатся почти на все пятёрки.

 — К кому бы вы себя причислили: к тренерам-методистам (практикам) или к тренерам-организаторам (менеджерам)?

— Современный тренер должен сочетать в себе качества как специалиста, так и сильного менеджера, быть на ты с компьютером, владеть новейшими современными технологиями в области РR и многое другое. Не существует каких-то точных оценок в определении

эффективности работы тренера. Такая оценка включает в себя много составляющих: уровень педагогической состоятельности, знаний в области психологии, технике и тактике игры, ОФП, наличия позитивного мышления, организаторских и положительных личностных качеств тренера. Поэтому единственным критерием оценки работы тренера остаётся его результат. А за счёт чего он достигается – это у каждого тренера индивидуально. Большинство наших ребят в университете, по крайней мере, тех, кто уже что-то представляет из себя как спортсмен и получил соответствующие спортивные звания, технически подготовлены хорошо или очень хорошо. Мне нет необходимости

обучать их чему-то базовому и крайне необходимому в теннисе. С другой стороны, в секции настольного тенниса мне приходится обучать играть в теннис тех студентов, которые раньше не играли или играли ничтожно мало. Так что мне приходится сочетать административно-регулирующую роль с опытными теннисистами и педагогически-обучающую с новичками.

 — Вы говорите: вам не приходится обучать базовому опытных теннисистов. Наверное, это вызывает раздражение у тех тренеров, которые первоначально готовят таких спортсменов. Многие, наверное, видят успех ваших сборных в том, что спортсмены в них изначально высокого уровня.

 — Со всеми тренерами, чьи воспитанники поступают и учатся в РГГУ у меня очень доброжелательные отношения. Мы постоянно поддерживаем друг с другом контакты и прикладываем общие усилия для роста каждого спортсмена. Большинство теннисистов

в РГГУ работают и с личными тренерами, и со мной. И лишь некоторые из спортсменов в зависимости от места жительства тренируются или с личными тренерами, или в РГГУ. Впрочем, такой расклад весьма условен. Неважно, кто из тренеров вносит наибольший вклад, важен конечный результат. Моя задача – поддержать вчерашнего выпускника спортивной школы по дороге в большой спорт. А разве эта задача казалась кому-то лёгкой? Кроме того, что у нас априори играют достаточно сильные теннисисты, есть и другое, что позволило быстро встать на ноги и серьёзно заявить о себе нашим сборным.

 — Что же? Ваши соперники – так- же вузы с богатыми традициями и весьма авторитетные в отечественной высшей школе.

 — Сама марка РГГУ привлекает к нам инициативную и социально активную молодёжь. Однако в этом вопросе важнейшую роль играет поддержка руководства. В этой связи я не могу не поблагодарить ректора РГГУ Ефима Иосифовича Пивовара и Первого проректора– проректора по учебной работе Валерия Владимировича Минаева. Если тренер ощущает поддержку на всех ключевых административных уровнях, то работается ему намного легче и продуктивнее.

 — В чём конкретно выражается поддержка руководства вуза ваших сборных команд?

 — В материальном обеспечении, в предоставлении двух залов для тренировок (на Кировоградской улице), профессионального оборудования и инвентаря, в готовности учитывать соревновательный график теннисистов. У нас 10 столов DHS, робот, бортики Tibhar, судейские счётчики; есть раздевалка, тренажёрный зал, работает душевая. Насколько я знаю, РГГУ – единственный вуз страны, который предлагает своим студентам и аспирантам летние сборы на Чёрном море, в Анапе. Причём теннисисты при-

езжают не на захудалую турбазу, а в современный спорткомплекс «Витязь», находящийся на балансе «Газпрома» (его открывали Д. А. Медведев, А. Б. Миллер, А. Н. Ткачёв). Теннисисты располагаются в 2-местных номерах, играют в просторном и светлом спортзале. В комплексе также есть великолепный тренажёрный зал. Все залы и жилые помещения кондиционированы.

 — Но ведь представители руководства, за исключением завкафедрой физвоспитания, — люди далёкие от спорта. Преподаватели других учебных дисциплин и представители кафедр наверняка должны быть осведомлены о ваших интересах и проблемах, чтобы с пониманием относиться, например, к отсутствию студентов на некоторых занятиях.

 — Вот поэтому мне не раз приходилось встречаться с руководством РГГУ, не бояться поднимать сложные вопросы. Кроме того, я неоднократно выступал на учёных советах и пытался доступным языком рассказать о необходимости и пользе спорта.

 — Какие ваши слова покорили профессоров и доцентов с академических кафедр? Чем вы их так очаровали?

 — Очаровывают девушек в баре. А я просто выполняю большой объем работы, который подтверждается результатами, которые известны всему университету. Поэтому большинство относится с пониманием к моей работе и ценит мой труд.

 — Ко мне хорошие мысли приходят во время длительной пешей прогулки или пробежки. Отдышался после кросса и вдруг понимаешь, что давняя проблема, болтавшаяся в сознании, как недоеденное яблоко, огрызок, вдруг имеет простое решение.

 — Вот именно. После тренировки сознание человека успокаивается, оно становится менее хаотичным. Мысли словно проседают и легко раскладываются по полочкам. Кроме того, у человека утихает волнение и снижается излишняя рефлексия. Люди становятся менее капризными и придирчивыми к себе и окружающим. С ними можно работать – они адекватны и открыты к общению, с ними можно рассуждать, решать новые сложные задачи. А если студенты занимаются настольным теннисом, предполагающим умение принимать верные решения в кратчайший срок, то это вдвойне здорово.

 — Почему же? То же дзюдо требует от спортсмена обострённого внимания и молниеносной реакции. Там так же в работу включено всё тело: от ушей (слышно дыхание соперника и оценивается его дальнейшая готовность сопротивляться) до кончиков пальцев, которые в захвате улавливают малейшие движения соперника.

 — Потому что настольный теннис улучшает внимание в совокупности с остротой зрения (которое, кстати, так нужно поддержать при интенсивном чтении множества специальной литературы!) и комбинаторным мышлением. Под последним я подразумеваю умение игрока в кратчайший срок определить вращение и скорость мяча, свою позицию и соперника. И время на принятие решения там, я думаю, поменьше, чем в борьбе. Настольный теннис также тренирует умение прогнозировать, ибо игроку необходим

навык обработки первичных данных о действиях и характере соперника. Есть и физиологические основания в занятии спортом. Речь идёт об интенсификации биохимических процессов в мозге. Физическая работа и утомление способно расслабить и в то же время напитать кислородом и необходимыми веществами области мозга, ответственные за закрепление новой информации (формирование новых нейронных связей) и логические операции.

 — В дополнение к вашим словам, Алексей Валентинович, отметим, что с 2010 г. настольный теннис включён в число 11-ти видов спорта, признанных правительством и Олимпийским комитетом России приоритетными в их поддержке и развитии. Кроме того, планируется ввести настольный теннис в школьную программу по физкультуре.

 — Думаю, что уже эти данные должны привлечь внимание к настольному теннису всех, кто заботится о своём здоровье, желает быть успешными в жизни, а также улучшить реноме своих компаний и учебных заведений. Мне кажется, что руководство РГГУ в этом направлении идёт одним из первых в числе других крупнейших вузов страны.