Кафедра социальной психологии в Институте психологии имени Л.С. Выготского РГГУ создана в 2002 году доктором психологических наук, профессором Робертом Львовичем Кричевским (1936 – 2005), который стал ее первым заведующим.
Приоритетная научная тема исследований кафедры социальной психологии (совместно с кафедрой психологии личности Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ) – «Личность, культура и общество в ситуации неопределенности».
Научно-исследовательские и образовательные проекты, реализуемые сотрудниками и преподавателями кафедры, продолжают и развивают традиции научной школы социальной психологии, основанной доктором философских наук, профессором, академиком РАО Галиной Михайловной Андреевой (1924 – 2014).
Научно-исследовательская и педагогическая работа ведется по следующим направлениям:
психология повседневности, массовой культуры и современного искусства;
психология менеджмента в условиях организационных изменений;
психология социальных коммуникаций и новых медиа;
психология маркетинга и потребительского поведения;
социальная психология моды как формы коллективного поведения;
практическая психология общения, разрешения конфликтов и переговоров.
Профессорско-преподавательский состав кафедры включает в себя признанных в России и за рубежом специалистов в сфере психологии и смежных дисциплин.
Кафедра социальной психологии реализует следующие направления подготовки:
37.05.02 «Психология служебной деятельности: психология менеджмента и организационное консультирование» (специалитет),
37.03.02 «Конфликтология: управление конфликтами» (бакалавриат),
37.04.01 «Психология: психология бизнеса и рекламы» (магистратура),
принимает участие в других программах специалитета, бакалавриата и магистратуры Института психологии имени Л.С. Выготского,
а также обеспечивает преподавание базовых и специальных курсов по психологии для различных институтов и факультетов РГГУ.
Психология и социальный контекст
Социальная психология
Этнопсихология
Организационная психология
Психология общения
Психология конфликта
Психология социального познания
Нарративный подход к исследованию личности
Профессиональная этика
Качественные методы в психологии
Социально-психологический тренинг и др.
Примерные темы выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по направлению «Психология служебной деятельности» (специалитет)
1. Теория и методология исследования социальных идентичностей, социальных представлений и коллективных переживаний в транзитивном обществе.
2. Социально-психологические аспекты исследования цифровых медиа и маркетинговых коммуникаций (рекламы, брендинга, PR).
3. Психологические аспекты повседневного экономического поведения.
4. Психология моды как формы коллективного поведения. Феноменология и психологические механизмы демонстративного (престижного) потребления.
5. Психологические технологии конструирования персонального имиджа и стиля, личного и корпоративного бренда. Психология репутации и харизмы.
6. Психология карьеры и карьерных ориентаций, карьерного консультирования и профессионального саморазвития личности.
7. Психологические основы эффективных коммуникаций, деловых переговоров и разрешения социальных конфликтов.
8. Психология лидерства и управления организационными проектами.
9. Психология организационного поведения, психологические технологии развития организационной культуры и командообразования.
10. Психология риска и принятия решений в бизнесе.
11. Психологические методы в маркетинге и менеджменте.
12. Теория и практика социально-психологического тренинга.
13. Психологические аспекты коучинга и другие.
Примерные темы выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по направлению «Конфликтология» (бакалавриат)
1. Теория и методология исследования конфликтов в современной психологии: психодинамические, ситуационные, когнитивные и конструкционистские подходы.
2. Виды конфликтов и методы их изучения. Психологические аспекты межличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
3. Психологические функции конфликтов в повседневной жизни. Проблема соотношения деструктивных и конструктивных функций конфликта.
4. Образ социального конфликта в обыденном сознании. Факторы восприятия и определения ситуации как конфликтной. Лингвистический анализ конфликта.
5. Психологическая специфика экономических, политических, межконфессиональных и межэтнических конфликтов.
6. Социальные представления о трудноразрешимых конфликтах в современном глобальном мире. Коллективные эмоции и переживания в социальных конфликтах.
7. Психологические причины конфликтов. Индивидуально-личностные, ситуационные и макросоциальные факторы возникновения конфликтов.
8. Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации. Позиционирование участников конфликта. Оценка эффективности стратегий поведения в конфликте.
9. Сценарии развития конфликтной ситуации. Методы и стратегии управления конфликтами (конфликт-менеджмент). Модели эскалации конфликта.
10. Психология переговоров. Медиация, модерация и фасилитация. Психологические технологии урегулирования и разрешения конфликтов.
Байер Ирина Викторовна
1. Коучинговые и тренинговые технологии развития персонала.
2. Проблемы мотивации и стимулирования персонала.
3. Предотвращение и разрешение организационных конфликтов.
4. Компетентностный подход в оценке и развитии персонала.
5. Оценка персонала и ее связь с эффективностью деятельности.
6. Организационный и профессиональный стресс.
7. Проблема диссимуляции стресса.
8. Стресс факторы при работе в особых условиях.
Ванданова Эльвира Леонидовна
1. Психология межличностных и организационных конфликтов.
2. Конфликтная ситуация в контексте социальной девиации.
3. Копинг-стратегии в конфликтной ситуации.
4. Феноменология и механизмы стигматизации в конфликте.
5. Социально-психологическая адаптация к стрессовой ситуации.
6. Механизмы формирования этнической идентичности.
7. Этнопсихологические аспекты совладающего поведения.
8. Социальные и этнические стереотипы современной молодежи.
9. Социально-психологические проблемы миграции в России.
10. Социально-психологический анализ эмиграционных установок.
Красная Мария Андреевна
1. Гражданская и политическая социализация в транзитивном обществе.
2. Организационная культура как фактор личностного и профессионального развития.
3. Психологический анализ деятельности малой группы в условиях изоляции.
Петрушихина Елена Борисовна
1. Личностные предпосылки эффективности руководства.
2. Представления о лидерстве в различных социальных группах.
3. Интеллект руководителя и эффективность управленческой деятельности.
4. Эмоциональный интеллект руководителя.
5. Личностные факторы конструктивного поведения в организации.
6. Факторы социально-психологического климата в организации.
7. Гендерные аспекты психологии лидерства и руководства.
8. Личностные и организационные факторы удовлетворенности работой.
9. Взаимосвязь социальных верований и социальных установок.
10. Мотивация труда и психологические контракты в российских организациях.
Солодникова Ирина Витальевна
1. Социальная психология личности.
2. Психология потребительского поведения.
3. Социально-психологические факторы формирования зрелой личности.
Федотова Светлана Владимировна
1. Психология невербальной коммуникации.
2. Невербальное поведение как фактор построения образа человека.
3. Психология обмана и профайлинга.
4. Социально-психологические аспекты восприятия статуса человека в обществе.
Хорошилов Дмитрий Александрович
1. Психологический анализ восприятия и переживания социальных изменений.
2. Социальная психология повседневности и обыденного сознания.
3. Эстетическая парадигма в социальной психологии повседневности.
4. Социальная психология моды как формы коллективного поведения.
5. Качественная методология и методы исследования в социальной психологии.
6. Проективные методики и техники в социально-психологических исследованиях.
7. Методы визуальных исследований в современной психологии.