РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Театральная гостиная. Студенты-психол...


Театральная гостиная. Студенты-психологи посетили и обсудили спектакль «Человек, который принял жену за шляпу»
22.12.2022

Театральная гостиная. Студенты-психологи посетили и обсудили спектакль «Человек, который принял жену за шляпу»


Театр Маяковского первым в России инсценировал книгу всемирно известного американского нейропсихолога и писателя Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу», чтобы рассказать о людях, пытающихся побороть разнообразные парадоксальные отклонения. Произведение Оливера Сакса основано на историях его пациентов и тем интересно для «заостренного» и «вооруженного» взгляда психологов.  Среди героев этих историй: мужчина, который различает других исключительно по запаху, парень с синдромом Туретта, затихающим только в тот момент, когда он начинает отбивать бешеный ритм на барабанах, старушка, в чьей голове ни на секунду не затихает музыка. Создатели спектакля с помощью медиатехнологий, экзотических музыкальных инструментов и деликатного юмора заглядывают в скрытые закоулки человеческой души, исследуют отклонение как откровение, изменения в работе мозга – как открытие неведомых в обычной жизни путей.

Студенты-психологи не только посетили спектакль, но и обсудили его в рамках мероприятия "Театральная гостиная". Вот как о нем рассказывает организатор мероприятия канд. псих. наук, доцент кафедры психологии и педагогики образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Бахадова Елена Викторовна:

"Мы обсудили этот великолепный спектакль из 12 рассказов О.Сакса, где рассматривался треугольник «человек, недуг и способ его преодоления» то, как связаны мозг и сознание, сознание и душа человека. Сами по себе рассказы Оливера Сакса простые, без излишнего философствования, они описывают практику врача - невролога, талантливого врача, проникающего в непростые глубины человеческого мозга. Но что примечательного было в этот раз: в спектакле было не 3 или 4 рассказа, поведанных основательно и добротно, а целых 12, коротко, но не поверхностно, за основу бралась сердцевина противоречия и рассматривалась в треугольнике: человек, недуг и способ его преодоления самим человеком. В самом начале прозвучали строки О. Сакса. О том, что "мы мало знаем и может быть и никогда не узнаем до конца, как связаны мозг и сознание, сознание и душа человека". Так вот это был разговор о душе: человек очень часто выбирает болезнь, ради жизни души, и этот выбор можно уважать. Или болезнь выбирает человека, и в ней важно разглядеть человека, его душу. Рассказ об «исцеляющем опыте жизни», об умении посмотреть на ситуацию диалектически: «слева» и «справа», о мужестве как в борьбе оставаться человеком. В спектакле актёры играли по несколько ролей, так как отрывков много, и они были небольшими. У актеров были роли не яркие, сопровождающие подсвечивающие главные роли, и следом блистающие, невероятные: казалось на перевоплощение нет и 5 минут, но какое изменение, какое волшебство! Казалось, что играет огромная трупа актёров, но нет, это было чудо перевоплощения! Задачу, поставленную нам актерами - увидеть сквозь болезнь душу человека - мы решили!".