РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Ментальное здоровье и мода станут предметом обсуждения на научном семинаре

Ментальное здоровье и мода станут предметом обсуждения на научном семинаре

Опубликовано: 22.11.2021 |  Обновлено:  |  Просмотров: 14

На ближайшем заседании научно-исследовательского семинара «Мода и цифровые медиа: стратегии взаимодействия» 24 ноября 2021 (16.30 – 18.30; Zoom) Ольга Гурова (кандидат культурологии, научный сотрудник университета прикладных наук Лауреа, Финляндия) выступит с докладом

«Ментальное здоровье – это не про моду»: что скандалы в моде рассказывают нам об отношении к ментальному здоровью в современном обществе

 Для того, чтобы присоединиться к заседанию, необходимо написать ведущей семинара Ксении Ельцовой (ksenia.eltsova@gmail.com)

 Этот доклад – часть новой книги «Скандалы в моде: социальные медиа, идентичности и глобализация в XXI в.», над которой сейчас вместе работают Ольга Гурова и Анноймари Вянскя (профессор университета Аалто, Финляндия). Книга исследует связь политик идентичности со скандалами в индустрии моды в 2010 – 2020 гг. Скандалы, обсуждаемые в книге, связаны, например, с различиями в расе, гендере и сексуальности и требованиями их признания. Такие скандалы происходят практически каждую неделю и могут ограничиватьмя локальным контекстом или выходить на глобальный уровень.

 В контексте российской индустрии моды можно вспомнить скандал с Ульяной Сергеенко и Мирославой Думой, которые в западном дискурсе были обвинены в расизме, или скандал с компанией Reebok и Залиной Маршенкуловой, когда феминистская рекламная кампания встретила отпор части российской аудитории. Однако в данном докладе автор коснется менее очевидной темы: речь пойдет о том, что ментальное здоровье и связанные с ним идентичности также могут попасть в центр скандала. Доклад не является систематическим анализом связанных с ментальным здоровьем скандалов, как в случае с остальными главами книги. Ольга Гурова предлагает обсудить несколько кейсов и подумать над вопросами о том, что такие скандалы могут сказать нам об индустрии моды и об обществе? Почему бренды используют тему ментального здоровья?


   


Доклад будет опираться на два ключевых кейса:

1.     В феврале 2019 г. на показе британского бренда Burberry на подиуме. Лондонской недели моды была представлена толстовка с завязками в виде петли на шее. Модель Лиз Кеннеди, которая присутствовала на показе, но не демонстрировала этот дизайн, написала в своем Instagram, что в этом образе нет ничего модного. Она сказала, что пыталась поговорить с кем-то, ответственным за шоу, но ей сказали, «держать свои проблемы при себе». Кеннеди посчитала иначе и написала в пост в Instagram, который получил более 10 000 лайков (liz.kennedy_ 2018, https://bit.ly/2YJ0geW.).

2.     В сентябре 2019 г. на Неделе моды в Милане во время показа Gucci одна из моделей – небинарный/ая художни-ца/к и музыкант/ка Аиша Тан Джонс прошла по подиуму, подняв руки. На ее ладонях можно было прочитать надпись: «Ментальное здоровье – это не про моду». В Instagram модель пояснил/а, что протестует против стигмы в отношении психического здоровья, которая не должна существовать. Люди с проблемами психического здоровья подвергаются стигматизации на рабочем месте и в повседневной жизни. В то же время, многие люди до сих пор не считают проблемы психического здоровья «настоящими болезнями». По словам Аиши Тан Джонс, использовать эту тему для продажи одежды в современном капиталистическом обществе вульгарно, лишено воображения и оскорбительно для людей, затронутых этими проблемами. Протест модели был связан с тем, что Gucci использовали в своей коллекции дизайн, напоминающий смирительную рубашку. Ее пост получил более 20 000 лайков (ayeshatanjones 2019, https://bit.ly/3E5jRWD).

Программа семинара "Мода и цифровые технологии: стратегии взаимодействия"