российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   Х   Хрипкова Елена Авенировна

Хрипкова Елена Авенировна

Кафедра/Центр

Кафедра теории и истории искусства

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат искусствоведения (2012)

Биографические сведения

В РГГУ с 2010 года.

Научно-педагогическая деятельность

    Ведет курсы:
  • «Искусство Западной Европы в Средние века»;
  • «История зарубежного искусства: Древний мир и Средние века»;
  • «Анализ памятников объемно-пространственного искусства»;
  • «Монументальная живопись романской эпохи»;
  • «Иконографические и иконологические аспекты интерпретации образного языка западноевропейского искусства в XV-XVII веках.Часть 1. Иконографические и иконологические аспекты интерпретации религиозных сюжетов в европейском искусстве XV-XVII вв. для магистратуры по направлению 50.04.03 История искусства («История зарубежного искусства XV-нач. XX вв: контексты и интерпретации»);
  • Мифологические и библейские темы и сюжеты в искусстве.

Область научных интересов и сфера научной деятельности

Специалист в области искусства западноевропейского Средневековья.

Направления научной деятельности: христианская иконография, искусство раннего и раннего Средневековья христианства, вопросы становления романского и готического стилей во Франции, проблемы и средства визуализации концепций и смыслов христианской доктрины в иконографических программах западноевропейских памятников, соотношения визуального и вербального в искусстве Средневековья, монументальная живопись дороманской и романской эпохи во Франции, Испании, Италии, Германии, Швейцарии.

Публикации

    Автор более 30 научных публикаций.
  1. Хрипкова Е.А. Базилика Сен-Дени аббата Сугерия: Монография.- М.:Изд-во ДПК- Пресс, 2013. 356 с.
  2. Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность.:[ Сб. науч.трудов по материалам международной конференции]/ Отв. ред. Хрипкова Е.А. – М: Издательство РГГУ. – 2017., 313 с.
  3. Хрипкова Е.А. Ораторий аббата Теодульфа в Жерминьи –де –Пре: вопросы сохранности и интерпретации иконографической программы // Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность.:[ Сб. науч.трудов по материалам международной конференции]/ Отв. ред.Хрипкова Е.А. – М: Издательство РГГУ. – 2017, с. 32-49.
  4. Хрипкова Е.А. — Cимволизм и структура композиции «Majestas Domini» в западноевропейских храмовых программах XI-XII веков. // Культура и искусство. – 2017. – № 9. – С. 1 - 13. DOI: 10.7256/2454-0625.2017.9.24372 URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24372 (ВАК), (РИНЦ)
  5. Khripkova E. Representation of the image of the Lord in the mosaic of abbot Theodulf at Germigny-des-Prés // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. — 2017. - № 4. - С.47-55. DOI: 10.25136/1339-3057.2017.4.25015. URL: http://e-notabene.ru/psen/article_25015.html
  6. Хрипкова Е.А. Литургический аспект композиции «ГОСПОДЬ ВО СЛАВЕ» или «MAJESTAS DOMINI» в монументальных иконографических программах романской эпохи. // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 1. С. 95-107.
  7. Хрипкова Е.А. «Синтетические» композиции в романском искусстве и первая готическая программа аббата Сугерия // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 2. С. 128-139.
  8. Хрипкова Е.А. Иконографическая программа витражей хора Сугерия , DE ADMINISTRATIONE и идея консолидации Востока и Запада в проекте базилики Сен-Дени XII века // Вопросы всеобщей истории архитектуры Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства. Москва-Санкт-Петербург, 2015. С. 30-61.
  9. Хрипкова Е.А. Символические функции витражных композиций в сакральном пространстве первого готического хора аббата Сугерия. // Стекло в архитектуре. Архитектура в стекле. Сборник докладов научно-практической конференции. Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова", Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв.; под редакцией Ю. В. Спиридоновой; составители: Е. И. Бекетова, Н. В. Никитина. 2014. С. 14-24.
  10. Хрипкова Е.А. Иконографическая программа базилики Сен-Дени XII века как свидетельство духовной жизни эпохи // Произведение искусства как документ эпохи: время, язык, образ. Материалы Международной научно-практической конференции. НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. 2014. С. 214-224.
  11. Хрипкова Е.А. Символическая репрезентация евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII века // Страницы: богословие, культура, образование. 2014. № 4 (18). С. 602-619.
  12. Хрипкова Е.А. «Saphirorum materia», типологические витражи аббата Сугерия и его труд «De Administratione». [Электронный ресурс] // Артикульт (Art&Cul). – М.: РГГУ, 2013. №10 – С.. 75- - 90 URL: http:// http://articult.rsuh.ru/binary/2629739_18.1382995192.05207.pdf. (дата обращения:29.10.2013).
  13. Хрипкова Е.А. Визуализация темы евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII века // Вестник Кемеровского государственного университета, 2013, вып. №1 (53) , с. 66-72.
  14. Хрипкова Е.А. Визуализация догматических концепций в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII века. [Электронный ресурс] // Артикульт (Art&Cul). – М.: РГГУ, 2011. №1. – С.1 - 14. URL: http://articult.rsuh.ru/article.html?id=1555133.(дата обращения:10.02.2012).
  15. Хрипкова Е.А. Слово и Образ: Опыт реконструкции иконографической программы западного фасада базилики Сен-Дени// Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2009. № 15. С. 179-190.
  16. Хрипкова Е.А. Особенности визуализации текстов Священного Писания в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени. // Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве: материалы международной научно-практической конференции Государственного музея истории религии (ГМИР). Санкт-Петербург, апрель, 2009. / Государственный музей истории религии ; [под общ. ред. Б. Аракчеева]. – СПб.:Акционер и К, 2009. – (Труды Государственного музея истории религии. вып.9. С.167-173.). (0,5 п.л.)
  17. Хрипкова Е.А. Вопросы интерпретации и роли изображения в культуре западноевропейского Средневековья // Труды Объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию. 2008. Т. 2007. С. 138-144.
  18. Хрипкова Е.А. Общие вопросы изучения готического стиля. Часть 1. Географический ареал, временные рамки, периодизация готического стиля и методы его изучения. [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «Русарх», 2008. URL:http://rusarch.ru/khripkova3.htm (дата обращения: 10.02.2012), Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО/ http://www.portal-slovo.ru/art/35840.php. (2007г.) (1,4 п.л.)
  19. Хрипкова Е.А. Общие вопросы изучения готического стиля. Часть 2. Появление понятия "готика", эволюция отношения к готическому искусству, начало его изучения и направления современных исследований [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «Русарх», 2008. URL:http://www.rusarch.ru/khripkova1.htm (дата обращения: 10.02.2012). (1 п.л.)
  20. Хрипкова Е.А. Базилика Сен-Дени. [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «Русарх», 2011. URL:http://rusarch.ru/khripkova5.htm (дата обращения: 10.02.2012). (1,1 п.л.).
  21. Хрипкова Е.А. Рождение готического стиля в Сен-Дени. Часть 1. Аббат Сугерий и его эпоха. Философско-исторический контекст. Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО/http://www.portal-slovo.ru/art/35842.php (2007 г.)
  22. Хрипкова Е.А. Рождение готического стиля в Сен-Дени. Часть 2. Аббат Сугерий и его эпоха. Философско-исторический контекст. Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО http://www.portal-slovo.ru/art/35843.php (2007)

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Член Ассоциации историков искусства (АИС)


Обновлено: 30.01.2019 17:10:08
Версия для печати