РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



На факультете культурологии состоялся круглый стол, посвященный юбилею сериала «Доктор Кто»
27.11.2023

На факультете культурологии состоялся круглый стол, посвященный юбилею сериала «Доктор Кто»

23 ноября 2023 г. на факультете культурологии прошел круглый стол «“Доктору Кто” 60 лет: культовый фантастический телесериал как культурный феномен»


Круглый стол, организованный факультетом культурологии, был посвящен культовому британскому телесериалу «Доктор Кто», который в 2023 году отмечает свое 60-летие. В рамках круглого стола обсуждались причины популярности «Доктора Кто», его внутренняя мифология, его отношения с общепринятой системой жанров, образ главное героя сериала – Доктора, различные периоды-«эпохи» в его истории, его реакцию на злободневные проблемы, волновавшие его зрителей в прошлом и волнующие сейчас, его влияние на телевидение и кинематограф последней трети XX века и первых двух десятилетий XXI-го и многое другое. Имея долгую историю, сериал породил и большое количество спин-оффов, которые тоже были затронуты в ходе разговора.

Круглый стол собрал поклонников сериала, среди которых были как опытные исследователи, так студенты бакалавриата из разных университетов и городов России.

Открывался круг стол докладом Александры Тарасовой (ф-т культурологии РГГУ) о первом появлении в телесериале Далеков – главных антагонистах Доктора. В докладе затрагивались особенности визуальной и нарративной репрезентации архизлодеев и значение этих персонажей для вселенной сериала. Доклад Ксении Романенко (Институт образования и ФГН НИУ ВШЭ) был посвящен в целом жанру хронофантастики, а на материале «Доктора Кто» рассматривалась проблема ответственности за время и историю, а также разные варианты взаимодействия со временем в разных сериях. Мария Штейнман (Институт медиа НИУ ВШЭ) на материале первых пяти сезонов «нью-скула» (2005-2010) показала, какие социокультурные темы и архетипы затрагивались в сериале, как они были связаны с контекстом времени выхода сериала, как в сериале проявляются размышления о новых технологиях XXI века, с одной стороны, и о британском культурном каноне, с другой. Евгений Кремнёв (Иркутский государственный университет) в своем докладе ««Скажи мне, я хороший человек?»: Доктор – протагонист или скрытый антагонист?” обратил внимание на амбивалентность образа Доктора и на то, что этот вопрос со временем становится всё более и более артикулирующимся (здесь, в особенности, были разобраны сцены из «эпохи» 12-го Доктора).

После перерыва вопросы, поставленные докладчиками первого блока, были продолжены и развиты в последующих докладах. В докладе Ксении Аблакатовой (ф-т дизайна и моды Института бизнеса и дизайна) была проблематизирована категория человечности – то, как человечность представлена в «Докторе Кто», какие характеристиками она наделяется и что ей противопоставлено в лице других инопланетных рас. Александр Лабазин (Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королёва) проанализировал образы спутниц Доктора в период 1963-1989 гг. и выделил несколько основных ролей или типажей: спутница-внучка, романтическая спутница, профессионал и другие. Доклад Александры Мантейфель (ф-т культурологии РГГУ) был посвящен спин-оффу «Доктора Кто» - сериалу «Охотники за чужими». В докладе были рассмотрены образы «чужих» (инопланетян, монстров), которые, по мнению докладчицы, всегда в этом сериале маркированы отрицательно, хотя в самом «Докторе Кто» мы находим более сложные и проблемные репрезентации «чужих». В докладе Веры Волынкиной (МФТИ) были затронуты более практические вопросы, а именно то, как сериал можно использовать в образовательных целях, как можно на основе его сюжетов формулировать креативные задачи для студентов-инженеров.

По итогам круглого стола было решено продолжать научные дискуссии о «Докторе Кто» в будущем, так как сериал содержит неисчерпаемое количество культурных тем и имеет трансмедийные проекты, также заслуживающие внимания.

Текст: Виктория Плужник
Фото: Виктория Плужник