РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В Гуманитарном колледже прошла премьера спектакля "Цветы Серебряного века"
26.04.2023

В Гуманитарном колледже прошла премьера спектакля "Цветы Серебряного века"

26 апреля в Центральной аудитории РГГУ прошел вечер, посвященный Серебряному веку. В нем принимали участие студенты 1 и 2 курсов, ставшие на один вечер настоящими актёрами. Зрители получили возможность ненадолго вернуться в прошлое - в 1913 год - и заглянуть в одно из самых известных литературных кафе Петербурга «Бродячая собака». За свой недолгий век «Бродячая собака» стала легендой северной столицы. В далеком 1913-м году она была единственным островком в ночном городе, где литературная и артистическая молодёжь чувствовала себя, как дома. 


Прологом мероприятия стала демонстрация фильма об удивительной эпохе рубежа веков. А дальше началась сказка…

...И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

А.А. Ахматова

В этот вечер Серебряный век ожил в старинных университетских стенах. Вечный спор, который так и не был решен, возник снова: бесцеремонные футуристы настаивали на необходимости нового искусства, насмехаясь над символистами и акмеистами, в то время как последние пытались отстоять право на «свою» поэзию, которая должна «греть, заражать и волновать».


Юные артисты смогли окунуть зрителей не только в поэзию прошлого, но и на миг погрузить в атмосферу того времени, когда символисты, акмеисты, футуристы и обычные поэты спорили о том, чья же поэзия лучше.

Судьба каждого поэта Серебряного века достойна не одной книги, Чувства, эмоции, переживания этих людей, которые жили и творили в непростое для нашей страны время, отразились в их творчестве. Символисты: Валерий Брюсов в исполнении Дмитрия Орлова, Зинаида Гиппиус - Виктория Рябуха, Константин Бальмонт - Федор Ковалев -горячо спорили с представителями акмеизма (Николай Гумилёв – Егор Зинченко, Анна Ахматова – Елизавета Марюшкина, Осип Мандельштам – Георгий Киреев) о том, что такое поэзия и какой она должна быть.


Интеллигентный спор нарушили дерзкие футуристы (Велимир Хлебников – Валерий Дериглазов, Давид Бурлюк – Михаил Рушайло) во главе с Владимиром Маяковским в исполнении Максима Макаренко.

Призывом прозвучали отчаянные строки:

…Солнце! Отец мой!
Сжалься хоть ты и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.
Это душа моя клочьями порванной тучи
в выжженном небе на ржавом кресте колокольни!

Время! Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!

Конечно, этот вечер не мог обойтись без еще одного «голоса» эпохи — Сергея Есенина (Артем Дивилов). Спор между ним и Маяковским, начавшийся как шутка, становится исповедью обоих поэтов.


Участники спектакля плавно переходили от судьбы одного поэта к другому. Полумрак, чтение стихов, музыка погрузила слушателей в эпоху Серебряного века; факты из биографий поэтов помогли передать те чувства и переживания, в минуты которых рождались «вечные» стихи.

На сцену вышла Марина Цветаева (Анастасия Буйко), жизнь которой была наполнена испытаниями, без которых, возможно, мы сегодня не читали бы ее пронзительные строки, а номер Игоря Северянина в исполнении Василия Колюбина стал украшением вечера. Утонченный, яркий и оригинальный, а временами вычурный, Северянин был особенным представителем русской поэзии начала двадцатого века. Многих отпугивал его эгоцентризм, но разве нельзя позволить поэту признаться самому себе, что он гений?


Настроение вечера изменилось с появлением Александра Блока (Иван Тропин). Вечер сменяет ночь, появляется Незнакомка (Софья Легкая):

…О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

А хмурое небо низко —
Покрыло и самый храм.
Я знаю — Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.

Последняя страница спектакля – история «последней загадки Серебряного века» - Черубины де Габриак (Анна Алябьева). Ее краткий приход в литературу, благодаря фантазии поэта, литературного критика, художника Максимилиана Волошина (Давид Аветисян), стал заключительным аккордом целой эпохи.

Прекрасно дополняли сюжет музыкальные номера: романс Александра Вертинского в исполнении Дарьи Волчуковой и романс на стихи Марины Цветаевой «У зеркала» в исполнении Влады Найденовой.


Спектакль прошел на одном дыхании. В завершение поэты выходили на сцену и произносили именно те главные слова, в которых так нуждается новое поколение. Итогом вечера стал вопрос Марины Цветаевой: «Знаете, для чего существуют поэты? Для того, чтобы не стыдно было говорить самые большие вещи».

Главной наградой за проникновенное исполнение стали аплодисменты зрителей и многократно прозвучавший вопрос, когда этот спектакль можно будет посмотреть еще раз. Хочется поблагодарить всех, кто принял участие в создании спектакля; особую благодарность выражаем автору спектакля, преподавателю литературы Орловой Ольге Анатольевне и организатору - Козловой Валентине Юрьевне.

...Век серебра не нами брошен в вечность –
Поэзии зенит.
Те письмена. Им имя - бесконечность.
В них время говорит.

Те имена Серебряного века,
Чужие и свои,
Живут в стихах о Боге-человеке
Как память о любви

Текст: Ольга Орлова
Фото: Роман Сердюков, Даниил Солдатов