РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия» кафедры иностранных языков РГГУ внедряет в учебный процесс новейшие образовательные технологии
05.05.2023

Постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия» кафедры иностранных языков РГГУ внедряет в учебный процесс новейшие образовательные технологии

Во втором семестре 2022 / 2023 учебного года состоялись три заседания постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия», который включен в официальный перечень научных мероприятий РГГУ на 2023 год. Организатором семинара является кафедра иностранных языков РГГУ

 


Заседания научного семинара состоялись 1 февраля, 3 марта и 7 апреля 2023 года. В работе семинара традиционно приняли участие члены кафедры иностранных языков, магистранты, аспиранты, а также представители Института стимулирования экономики (город Варна, Болгария). Заседания семинара проходили в очном формате, иностранные партнеры имели возможность присоединиться к работе семинара онлайн.

Проведенные заседания подтверждают, что работа научного семинара системно направлена на реализацию его задач: совершается обмен новейшими достижениями в области лингвистики, лингводидактики и методики преподавания иностранного языка в нелингвистическом гуманитарном университете; происходит  апробация результатов научных и научно-методических исследований в рамках магистрального направления научной деятельности кафедры «Лингводидактическая модель профессионально-ориентированной подготовки поликультурной личности средствами иностранного языка в нелингвистическом университете»; проводится анализ современных тенденций, связанных с индивидуализацией процесса иноязычного профессионального образования; популяризируется научно-исследовательская деятельность  в среде  магистрантов и аспирантов, что закономерно повышает их профессиональную компетентность.

На заседаниях научного семинара во 2 семестре 2022 / 2023 учебного года ставился акцент на цифровизации и новых образовательных технологиях в обучении иностранному языку. Подчеркивалось, что применяемые технологии должны соответствовать интересам и потребностям обучающихся для последующего решения актуальных профессиональных задач. В этом контексте значительный интерес представляет образовательная технология «Квест», требующая от студента применения не только целого ряда междисциплинарных компетенций, но и способности полагаться на собственные навыки самостоятельной работы, планирования возможных результатов. В методической литературе выделяют следующие типы квестов: по форме проведения – веб-квест (студенты ищyт и анализируют вeб-ресурсы и создают веб-продукт – блог, заметку, сайт); медиа-квест (фото и видео квесты); по peжиму проведения – в реальном режиме, в виртуальном режиме и комбинированный;  по сроку реализации – краткосрочные и долгосрочные квесты;  по форме pаботы – индивидуальные и групповые; по доминирующей деятельности – квест-исследование, информационный квест, творческий квест, квест-игра, ролевой квест; по структуре сюжета – линейный и нелинейный. Каждый вид квеста способствует формированию коммуникативной компетенции на определенном уровне интегративных умений.

Было также отмечено, что аутентичные видеоресурсы,  обеспечивающие взаимодействие всех четырех видов коммуникативной деятельности, представляют  дидактический материал, моделирующий общение с применением образцов живой речи носителей языка. По жанру в используемых видеоматериалах можно выделить: учебное видео, художественные, научно-популярные и документальные фильмы, телевизионные новости и телепередачи, рекламу, компьютерные программы с видеорядом для расширения словарного запаса, тренировки аудирования и выработки навыков чтения, а также для учебной проектной работы или исследования. Американскими педагогами (Р. Славин, Р. Джонсон и Д. Джонсон, Э. Аронсон) была детально разработана идеология обучения с помощью видеоресурсов. Основная идея технологии – создать условия для эффективной коллегиальной учебной деятельности в разных учебных ситуациях, что гуманистично по своей сути. При этом важно, что эффективность распространяется не только на академические успехи, но и на интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся. Рассмотрены особенности вариантов Student Team Learning (STL), Student — Teams — Achievement Divisions (STAD), Teams — Games — Tournament (TGT), Learning Together и Jigsaw.

Логическим продолжением этой линии стала тема психодидактики построения учебного процесса в сфере гуманитарного образования. Процесс обучения иностранному языку может быть построен на параметрах актуализации общения – с применением современных мультимедийных интерактивных обучающих программ. Из этого постулата выкристаллизуются определенные элементы мультимедийной дидактики, которая предполагает обучение в интерактивном режиме с помощью аудиовизуальных программ при использовании техник обратной связи. 

На заседаниях семинара изучались тактики обучения умению слушать, понимать и анализировать публичные речи носителей английского языка, воспринимать коммуникативный акт как социально и культурно обусловленную, ритуализированную форму общения, регламентированную правилами ораторской традиции. Была продемонстрирована культурная разница западноевропейской, американской и  отечественной риторических традиций.

Очевидна практическая значимость исследования о контроле как совместной деятельности преподавателя и студента в обучении языку. Эта синергетическая активность направлена на определение уровня речевых навыков понимания; речевых умений пользоваться языком как средством общения; знаний о странах изучаемого языка, об образе жизни его носителей, об их национальном менталитете, историческом наследии и современных реалиях. Эти аспекты контроля как совместной деятельности преподавателя и студентов должны подвести к осознанию того, что речевые умения отражают особенности освоения иностранного языка как практической дисциплины для осуществления межнациональной коммуникации.

Ценность работы научного семинара кафедры иностранных языков видится прежде всего в том, что результаты научных и научно-методических исследований преподавателей могут широко внедряться  в учебный процесс.

Планируется продолжение исследовательских работ. Теоретическая и практическая значимость отдельных докладов, сделанных на заседаниях семинара «Язык. Культура. Профессия», позволяет рекомендовать оформить их как статьи для дальнейшей публикации в сборнике материалов VII Международной научно-практической конференции «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного знания».

Подробная информация представлена на сайте кафедры иностранных языков по ссылке https://www.rsuh.ru/education/department-of-foreign-languages/

С удовольствием приглашаем коллег, магистрантов, аспирантов к участию в постоянно действующем научном семинаре кафедры иностранных языков!

Руководители научного семинара: А.Г. Катаева, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой иностранных языков РГГУ и И.И. Воронцова, кандидат филологических наук, доцент.

Секретарь: И. О.  Колачева, кандидат филологических наук.

Текст: Ирина Воронцова, руководитель научного семинара
Фото: Пресс-служба РГГУ