РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В Российском государственном гуманитарном университете прошло заседание Студенческого научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте», посвященное теме «Кинематограф как средство межкультурной коммуникации»
20.03.2023

В Российском государственном гуманитарном университете прошло заседание Студенческого научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте», посвященное теме «Кинематограф как средство межкультурной коммуникации»

16 марта прошло первое в весеннем семестре заседание Семинара, на котором были освещены особенности национального кинематографа разных стран и его роль в межкультурной коммуникации, состоялось в РГГУ 16 марта 2023 года


Руководители Студенческого научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте» – Наталья Юрьевна Сучугова, кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ, и Татьяна Александровна Маркелова, старший преподаватель этой же кафедры.

Предметом обсуждения в рамках данной встречи стал кинематограф как особый вид экранного творчества, в котором находят свое воплощение и живопись, и музыка, и литература, и театр. Было подчеркнуто, что, поскольку аудиовизуальная культура является ведущей в современном социуме, кинематограф выступает сейчас как средство коммуникации, в том числе и межкультурной; он воздействует и на обыденное, и на эстетическое сознание людей.

Обсуждение темы началось с анализа особенностей кинематографа в период постмодернизма. На примере фильмов 1960–1990 годов участники семинара выделили основные черты постмодернизма в кинематографе, среди которых были такие, как скептицизм, субъективизм, ирония, смешанная культурная интертекстуальность.

Особое внимание было уделено рассмотрению национального кинематографа. На примере итальянского и американского кино была сделана попытка проследить взаимовлияние и, наоборот, сохранение характерных национальных черт в фильмах современных кинорежиссеров. 

Один из докладов был посвящен особому течению в итальянском кинематографе – джалло, которое совмещает жанровые особенности хоррора, триллера и эротического кино, что, по мнению некоторых специалистов, позволяет рассматривать его как постмодернистское течение. Студенты отметили, что джалло стало значительным этапом в развитии мирового кинематографа.

В рамках заседания его участники познакомились с историей возникновения и развития кинематографа в Эстонии и его лучшими фильмами.

В результате дискуссии присутствовавшие пришли к выводу, что, несмотря на эпоху глобализации, в массовой культуре в целом и в кинематографе в частности происходит внедрение «дифферанса», «различания», и это требует детального изучения и критического осмысления.

В завершение работы семинара участники приняли решение о продолжении дискуссий, посвященных современному кинематографу и его влиянию на межкультурную коммуникацию.

Текст: Татьяна Маркелова, ст.препод. кафедры иностранных языков ФМОПиЗР; Наталья Сучугова, канд.ист.наук., доцент кафедры иностранных языков ФМОПиЗР, руководители СНО «Межкультурная коммуникация в историческом контексте»
Фото: Головина Анастасия, студентка 2 курса факультета культурологии