РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Всероссийская научно-практическая конференция «Регионоведение России»
19.12.2022

Всероссийская научно-практическая конференция «Регионоведение России»

13-14 декабря в РГГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Регионоведение России», приуроченная к Году культурного наследия народов России.


Мероприятие было проведено Учебно-научным центром «Новая Россия. История постсоветской России» исторического факультета Историко-архивного института РГГУ при поддержке фонда «История Отечества» и Российского исторического общества.

В конференции приняли участие ректор РГГУ Александр Безбородов, директор УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» и председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский, декан исторического факультета Историко-архивного института РГГУ Елена Барышева, исследователи и ученые из регионов России, студенты РГГУ направлений подготовки: «Регионоведение России», «История современной России», «Публичная политика и социальные науки».

Конференцию открыл Константин Могилевский, который обозначил основные тенденции изучения региональной истории России в школах и вузах. Он отметил: «Наша страна полиэтнична и поликонфессиональна, ее история складывается из истории наших территорий. Для любого человека чувство Родины совмещает в себе региональную и общероссийскую идентичности».

Александр Безбородов в своем приветственном слове подчеркнул, что в РГГУ с 2022 года стартовала новая образовательная программа «Регионоведение России». «Многие ученые Историко-архивного института посвятили свои труды исследованию краеведческой проблематики. РГГУ реализует вместе с Министерством науки и высшего образования РФ государственные проекты, которые касаются культуры, истории, искусства, исследования молодежных вопросов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», - сказал ректор.

На пленарном заседании выступил главный научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (РАН) Виктор Бердинских, который отдельно остановился на истории развития краеведения в России, обозначил роль научных обществ в его формировании до революции 1917 года, подчеркнул значимость создания единой системы архивов в советский период для развития отечественного регионоведения.

Директор Омского государственного историко-краеведческого музея Петр Вибе осветил проблемы современного отечественного краеведения и пути их решения, отметил различия между «краеведами-специалистами» и «краеведами-любителями», дал определение термину «краеведческое движение».

Профессор РАН Алексей Загребин посвятил свой доклад историографическому наследию регионоведения России и его научно-образовательным перспективам.

Профессор Алтайского государственного университета Петр Дашковский и доцент Казанского (Приволжского) федерального университета Луиза Каримова поделились опытом реализации образовательных и научных программ по направлению «Регионоведение России» в своих вузах.

Профессор Оренбургского государственного педагогического университета Сергей Любичанковский и методист, учитель истории и обществознания гимназии №8 города Ангарска Ольга Григорьева подняли вопросы особенностей преподавания исторического краеведения в советской школе и региональной истории в современной школе.

Заместитель директора по науке и развитию Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН Анатолий Савченко рассказал об особенностях методологических и организационных проблем регионоведения России.

После пленарного заседания работа конференции продолжилась на секциях: «Историко-культурное развитие регионов России: общие тенденции и уникальные феномены», «Регионалистика и историческое краеведение в России: история и перспективы развития». Их модераторами выступили Анатолий Савченко, Луиза Каримова, доцент Вологодского государственного университета Вероника Жукова, доцент УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» РГГУ Татьяна Луцина.

Мероприятие способствовало обсуждению проблем и способов их решений в изучении региональной истории России в школах и вузах.