РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В РГГУ обсудили особенности конкурентной политики экономически развитых стран
14.06.2022

В РГГУ обсудили особенности конкурентной политики экономически развитых стран

10 июня состоялся межвузовский круглый стол магистрантов «Конкурентная и антимонопольная политика как регулятор экономики», организованный кафедрой теоретической и прикладной экономики (ЭФ ИЭУП).


Новая экономическая реальность, в которой оказалась мировая экономика, характеризуется усилением конкурентной политики как комплекса мер, нацеленного на формирование новой институциональной среды инновационного развития и сдерживание инфляции, что сегодня демонстрируют практически все экономически развитые страны. Убедиться в этом позволило обращение к анализу особенностей современной конкурентной и антимонопольной политики разных стран.

В работе круглого стола приняли участие магистранты и преподаватели кафедры теоретической и прикладной экономики ИЭУП РГГУ, а также магистранты МГПУ.

Заседание круглого стола открыл заведующий кафедрой профессор Виталий Умнов, который отметил важность и научно-практическую значимость рассматриваемых вопросов, а также подчеркнул, что за каждым выступлением стоит кропотливая исследовательская работа, которую проделали магистранты в целях сбора, систематизации и трактовки полученного материала.

Главной целью круглого стола было обсуждение результатов анализа информации для создания портрета универсального антимонопольного ведомства современного государства, его проблемного поля, а также программы содействия конкуренции.

Модератор круглого стола доцент Ольга Дмитриева особо отметила, что широкий подход к конкурентной политике как мерам государства включает, с одной стороны, разработку и контроль за исполнением антимонопольного законодательства для обеспечения свободной конкуренции, а, с другой, - реформирование регулируемых отраслей с естественно-монопольным компонентом. Причем если антимонопольная политика носит достаточно общий и защитный характер, то меры по усилению конкуренции в различных отраслях, хотя и обладают сходными чертами, отражают технологические и институциональные, отраслевые и национальные особенности. В этой второй части меры по развитию конкуренции относятся к активным направлениям экономической политики.

Выступающие показали, что развитие конкурентной политики началось с антимонопольного законодательства, которое в большинстве стран пришлось на вторую половину ХХ в., хотя в Канаде и США первые законы (закон Шермана - «Хартия экономической свободы) были приняты еще в 1889-1890-х гг. Заложенные основы антимонопольного законодательства в дальнейшем получили значительное развитие, что было связано с созданием специальных антимонопольных ведомств.

С середины ХХ в. разрабатывались стимулы для конкуренции и механизмы их защиты как процедуры. Они закреплялись в подведомственных актах по содействию развития бизнеса. Магистранты показали, что общие компоненты конкурентной политики включают меры, нацеленные на предотвращение недобросовестной конкуренции, снижение административных ограничений для бизнеса, антикоррупционные меры, а также совершенствование судебной системы.

Среди особенностей отдельных стран выступающие выделяли исторический аспект в развитии национальных подходов к решению вопросов развития конкуренции; создание органов антимонопольной службы с обозначением вменяемых ему функций, ранг их руководителя (министра или вице-премьера); этапов принятия законодательных актов; государственных программ по конкуренции с учетом их реализации и особенностей; количество уголовных дел, ежегодно открываемых: какого рода эти дела, величины штрафов, сроки тюремных заключений и пр.


Канада: Канадское законодательство в области конкурентной политики представляет собой эффективный пример позитивного воздействия на экономику страны комплекса мер по демонополизации. Между тем в Законе о конкуренции (1986) представлено защитное начало с четко прописанным разделением на уголовную и административную ответственность, а также программа иммунитета, защищающая от уголовного преследования. Решение о его предоставлении принимает генеральный прокурор (А. Гореликов).


США: Гос. органы допускают слияние крупных компаний, только если это усиливает их конкурентоспособность на мировом рынке. Государство поддерживает олигопольную структуру рынка. Для влияния на конкурентную и антимонопольную политику государства широко используется лоббизм, который только в 2021 г. оценивается в $4 млрд (И. Пустовитов).


Германия: Стоя на позиции «социального рынка» государство старается оказывать равную помощь всем типам бизнеса. Поэтому конкурентная и антимонопольная политика Германии является достаточно сбалансированной и гибкой: с одной стороны, запрещаются картели и приводящие к доминированию одной фирмы на рынке слияния и поглощения, с другой стороны, допускаются антиконкурентные соглашения в случае, если они способствуют повышению благосостояния и удовлетворению потребностей (А. Гуркова)


Франция: Особенность конкурентного права Франции - неоднородность правового регулирования отдельных конкурентных институтов. Так, весьма тщательно ведется государственный контроль за ценами. В то же время большинство вопросов недобросовестной конкуренции не строго контролируются, исходя из общих положений Гражданского кодекса и международных нормативных актов (Е. Кузнецова).


Япония: Особенностью конкурентной и антимонопольной политики Японии, тяготеющей к модели США, является её антагонизм к устойчивым японским представлениям, согласно которым монополистические формы предприятий являются наиболее эффективными. В Японии высокий уровень монополизации экономики обусловлен жестким уровнем взаимозависимости компаний. Антимонопольный орган (Комиссия по справедливой торговле), контролируя соблюдение антимонопольного закона, может рассматривать неконкурентные аргументы при принятии решений (что свидетельствует о необходимости ослабления ограничений. Н. Полунина).


Сингапур: История развития Сингапура опирается на привлечение иностранного капитала и регулирование в основном иностранных предприятий и компаний. Отличает Сингапур от остальных стран то, что вначале зародилась конкурентная политика, т.к. она была неразрывно связана со стратегией развития экономики и государства в целом, а позднее, как следствие, возникла антимонопольная политика (М. Дружинец).


Южная Корея: Корейская экономика после окончания Второй мировой войны была долгое время связана с полным государственным регулированием, которое было промонопольным – монополиям предоставлялись приоритетное субсидирование, налоговые и другие льготы через банки, которые контролировались ими на определённых условиях. … Сегодня антимонопольное законодательство в Корее сконцентрировано на выявлении сговоров на торгах, которые запрещены, и картелей с международным участием (Е. Лилеева).


Бразилия: Антимонопольный орган SDBC в июле 2021 г. сформирован Административным советом по экономической защите (CADE) и Секретариатом по повышению производительности и защите конкуренции (SEPRAC). Он выполняет 3 основные функции: превентивную, репрессивную и воспитательную. Превентивную - анализирует слияния и другие акты экономической концентрации крупных компаний, которые ставят тем самым под угрозу свободную конкуренцию; репрессивную - расследует, а затем преследует картели и другие типы организаций, которые наносят ущерб свободной конкуренции; образовательная - воспитывает в обществе культуру свободной конкуренции (Т. Харитонова).


Подводя итоги модератор мероприятия О.А. Дмитриева подчеркнула, что круглый стол позволил продемонстрировать не только умение найти нужную информацию, обобщить ее, но и представить в компактном и логично выстроенном порядке с обозначением своей точки зрения и опорой на приведенные аргументы и факты.

В целом участники положительно оценили заседание круглого стола, подчеркнули заинтересованность, поскольку проведение подобных мероприятий позволяет расширить навыки представления результатов исследования посредством публичного обсуждения и дискуссии и выйти на обобщение информации в рамках общего проекта.