РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В РГГУ прошла III Международная научно-практическая конференция «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика»
30.04.2022

В РГГУ прошла III Международная научно-практическая конференция «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика»


В целях обмена последними достижениями в области методики преподавания иностранного языка в вузе гуманитарного профиля, лингвистики, лингвокультурологии, повышения профессиональной компетентности преподавателей и на основании Перечня научных мероприятий РГГУ на 2022 год кафедра иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения провела в дистанционном   формате 26 апреля 2022 г. III Международную научно-практическую конференцию «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика».

Программа

Тезисы

В работе конференции приняли участие преподаватели ФМОПиЗР, других факультетов РГГУ, аспиранты нашего университета, почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья.

Особое внимание на конференции было уделено преподаванию иностранного языка (ИЯ) на неязыковых факультетах. Отмечалось, что основной задачей курса ИЯ в вузе гуманитарного профиля является подготовка студентов средствами иностранного языка. Последний в процессе обучения выступает как самостоятельная дисциплина только на начальных стадиях, когда необходимо обеспечить владение студентами базовыми компетенциями. В дальнейшем иностранный язык превращается в проводник специальных знаний в реализации образовательной программы любого направления подготовки студентов.

На базовом общеобразовательном этапе важным является развитие у студентов коммуникативных способностей, приобретение обучаемыми лингвистической компетенции, необходимой и достаточной для использования иностранного языка на продвинутой стадии профессиональной подготовки. На этом продвинутом этапе обучающийся овладевает специальными знаниями, знакомится с зарубежным опытом в определенной области знания. По завершении курса обучения студенты должны научиться соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, которых придерживаются в профессиональных ситуациях носители языка.


На более высоких уровнях обучения – в магистратуре и аспирантуре – иностранный язык превращается в конгломерат/парадигму специальных знаний. Он интегрирует знания различных дисциплин, а на основе иноязычного текста по направлению подготовки происходит формирование и развитие социальных, информационных, профессионально-коммуникативных и академических умений. Эта функция языка была ярко продемонстрирована в выступлениях аспирантов РГГУ. Таким образом, иностранный язык становится инструментом познания мира.

В рамках разных секций на конференции обсуждались вопросы совершенствования образовательного процесса, применения перспективных подходов, которые бы позволили вывести языковую подготовку студентов различных профилей гуманитарного вуза на качественно новый уровень.


Было отмечено, что эффективность обучения иностранным языкам во многом зависит от инновационной методической культуры преподавателя как качества личности, характеризующегося совокупностью компетенций владения традиционными и современными образовательными технологиями, обеспечивающими высокий уровень профессиональной деятельности. В этой связи участники дискуссии обобщили практический опыт применения современных образовательных онлайн платформ и электронных ресурсов, нацеленных на формирование иноязычной коммуникативной, межкультурной и самообразовательной компетенции обучающихся, выявили их преимущества и недостатки в моделировании образовательного процесса, их влияние на образовательные потребности и эмоциональное состояние студентов.


Выступающие подчеркивали роль дидактического потенциала технологии ситуационного анализа, современных учебных пособий, словарей, профильно-ориентированного текстового, аудио и видео контента по иностранным языкам для студентов разных направлений подготовки. Все участники сошлись во мнении, что методически правильно структурированный дидактический инструментарий обеспечивает возможность не только получения и усвоения знаний, но и возможность погружения в реальную профессиональную среду, что позволит сделать образовательный процесс информативным, интересным, удобным, гибким, мобильным.

Научные разработки, представленные участниками в ходе работы конференции, уже нашли или в скором времени найдут свое применение в студенческой аудитории.