РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Открытая лекция Е.Н. Пятшевой на тему «Туристические налоги: идут ли они на пользу туризму?»
02.04.2021

Открытая лекция Е.Н. Пятшевой на тему «Туристические налоги: идут ли они на пользу туризму?»

31 марта в рамках Предметно-профессиональной недели Туризма для студентов третьего курса прошла открытая лекция на тему «Туристические налоги: идут ли они на пользу туризму?» Старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» экономического факультета РГГУ - Пятшева Е.Н., рассказала об особенностях уплаты таких налогов в разных странах мира и в том числе в России.


Налоги на туристов часто рассматриваются как наиболее действенное решение проблемы с избыточным туризмом. Каждый год увеличивается количество крупных туристических центров, сообщивших о планах принять новые налоги на своих гостей. Государство с помощью туристического налога (курортного сбора) регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Тем самым государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами.

Одним из ключевых методов воздействия государства на туризм является налогообложение туристов с тем, чтобы перераспределить издержки от туризма, которые приходятся на местное население, обеспечивающее комфортные условия и достойное обслуживание гостей, а также чтобы увеличить доходную часть бюджета. Это налоги, взимаемые с туристов в гостиницах при размещении, в аэропортах при покупке билетов, где государство может забрать около половины выручки, и т.д. Однако введение налогов не всегда может быть благоприятным для государства, потому что сбор налогов, в свою очередь, может снизить спрос на туристские услуги, а следовательно, и доходы. Например, налог на проживание заставляет владельцев гостиниц поднимать цены на обслуживание, что может привести к снижению спроса на гостиничные услуги и тем самым может снизить доходы тех же гостиниц.

Еще проблема налога на туризм — обеспечение прозрачности его использования. Знает ли турист, почему он платит дополнительную „копейку“? Чтобы поддерживать историческое место соответствующим образом? Чтобы местные и иностранные посетители могли и дальше пользоваться им? Безусловно, все посетители должны знать, что налоги расходуются на цели управления туризмом.

Итак, необходимо помнить, что доходность любого вида деятельности в туризме зависит от отношений, возникающих между туристской организацией и государством в процессе уплаты налогов. И каждый предприниматель должен представлять, каким образом складываются данные отношения.