РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Чем необычен триптих Босха, рассказал Михаил Майзульс
26.02.2021

Чем необычен триптих Босха, рассказал Михаил Майзульс

В книжной лавке «У Кентавра» прошла презентация новой книги научного сотрудника Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ Михаила Майзульса «Между Христом и Антихристом. "Поклонение волхвов" Иеронима Босха» (М.: Альпина нон-фикшн, 2020). Автор выступил с докладом «Сено и евхаристия. Босх в кольце интерпретаций».


Инаковость образов и трактовок в триптихе Босха «Поклонение волхвов», который хранится в музее Прадо в Мадриде, стала одной из главных тем для обсуждения. А предтечей лекции в частности и книги в целом стал большой проект, посвященный образам врага, визуальным знакам и знакам инаковости в культуре западноевропейского Средневековья. «Занимаясь этим бесконечно обширным сюжетом я для издательства «Альпина» написал фолиант, который отправил, а через несколько дней получил недоуменный ответ от редактора, а потом и главного редактора,  — вспоминает историю появления книги Михаил Майзульс. По его словам, «в издательстве не ожидали, что это будет настолько огромно».

Сюжет поклонения волхвов изображался бессчетное количество раз, но образ, созданный Иеронимом Босхом, чрезвычайно необычен. Знаки, которые он использует, отличаются от принятых в классической средневековой иконографии. «Если мы посмотрим на Босха, то увидим что здесь появляется масса деталей, которые, если не взламывают сам сюжет, то привносят в него нечто странное и явно требующее объяснения», — чтобы разобраться в этом семиотическом хитросплетении Михаил Майзульс сравнивает, например, различные иконографические изображения и сюжеты.


«Поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе)



Сюжет, который в христианской традиции является символом триумфа новорожденного богочеловека, указанием на то, что все народы земли когда-то обратятся ко Христу, у нидерландского живописца отличается наличием деталей, указывающих на присутствие зла в мире. На заднем плане правой створки можно увидеть как волк атакует человека. 

Другая интересная деталь - несколько снопов сена, которые видны в дырах хижины и, возможно, являются метафорой, указывая в христианской традиции на что-то бренное, проходящее, суетное: «Возникает вопрос, что перед нами здесь: сено как повседневный предмет, который не значит ровным счетом ничего, или сено как негативный символ, который нужно толковать в связи с фигурами Антихриста и в связи с совой, появляющейся рядом с ним».

Узнать, чьим потомком является Иисус, откуда в хижине элементы колонны, а также при чем здесь дворец царя Давида; разобраться в знаках и символах, узнать больше про средневековую изобразительную традицию можно прослушав полную лекцию по ссылке или ознакомившись с работой Михаила Майзульса «Между Христом и Антихристом. "Поклонение волхвов" Иеронима Босха».

«Между Христом и Антихристом. "Поклонение волхвов" Иеронима Босха» (М.: Альпина нон-фикшн, 2020