РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В РГГУ прошел III международный форум по проблемам преподавания русского языка как иностранного
14.12.2020

В РГГУ прошел III международный форум по проблемам преподавания русского языка как иностранного

10-11 декабря состоялся III международный культурно-образовательный форум «РКИ: Актуальные проблемы, задачи и грядущие перспективы», посвященный методам и особенностям преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Организаторами форума, который состоялся в смешанном формате, выступили Учебный центр МГУ, Международная ассоциация преподавателей русского языка как иностранного (МАПРИ) и Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).


Цель форума — открытый диалог международного сообщества преподавателей русского языка как иностранного, анализ и обсуждение значимых событий года, открытий, инноваций и перспективных научно-образовательных проектов.

В форуме приняли участие преподаватели русского языка как иностранного ведущих российских вузов — МГУ, РГГУ, ГИРЯН, РУДН, РГСУ, МПГУ и МВТУ им. Баумана, а также их коллеги из вузов, учебных центров РКИ и международных языковых школ из Китая, США, Великобритании, Италии, Латвии, Швеции, Сербии, Греции, Испании и Таиланда.

С приветственным словом к участникам форума от имени ректора РГГУ Александра Безбородова и первого проректора —проректора по научной работе РГГУ Ольги Павленко на открытии форума выступил начальник Управления по научной работе РГГУ Николай Борисов. Он поблагодарил аудиторию за проявленный интерес и особо подчеркнул активную деятельность РГГУ в продвижении русского языка и литературы за рубежом.

Начальник Управления по научной работе РГГУ Николай Борисов

«В последние 10-15 лет на государственном уровне идет реализация крупных стратегических программ по продвижению русского языка в мире. Активное участие в этом процессе принимает и РГГУ. В нашем Университете с 1996 года функционирует международный Учебно-научный центр русского языка, имеющий интересные наработки в области обучения русскому языку и литературе иностранных студентов. На базе РГГУ были разработаны и реализованы программы повышения квалификации для слушателей из Палестины, Армении, Узбекистана и Таджикистана. В этом году проведены международные научно-образовательные форумы «Русский язык и литература в эпоху цифровизации» для педагогов Таджикистана, Армении и Узбекистана», — отметил Николай Борисов.

Перед участниками форума также выступили доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ Елена Николенко и начальник отдела дошкольного и среднего образования Управления образования и науки Россотрудничества Татьяна Дронская. В своем выступлении она подчеркнула готовность ведомства к реализации в партнерстве с образовательными учреждениями проектов по продвижению русского языка и литературы за рубежом. По ее мнению, интерес к русскому языку в мире будет сохраняться всегда, а идея его продвижения в мире жива и актуальна. «Здесь собрались те люди, благодаря которым русский язык будет жить, потому что он, как говорят наши иностранные студенты, не просто язык, а образ жизни», — отметила Татьяна Дронская.

На пленарном заседании в рамках работы блока форума «Русский язык: вызовы XXI века» были заслушаны доклады профессора кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина Владимира Аннушкина «Современная методика преподавания РКИ: Что может быть нового на фоне достигнутого?», доцента ММВШ бизнеса МИРБИС Елены Ковалевой «Проблемы сохранения позиций русского языка в мировом образовательном пространстве: позитивные и негативные тенденции» и преподавателя-методиста РКИ Учебного центра русского языка МГУ Анастасии Поначевной «Особенности дистанционных курсов РКИ».

Начальник отдела дошкольного и среднего образования Управления образования и науки Россотрудничества Татьяна Дронская

Cтарший преподаватель-методист РКИ Учебного центра русского языка МГУ Елена Ковалева

Блок «Проблемы общей методики РКИ: особенности преподавания. Электронная образовательная среда в системе РКИ» был посвящен роли национальной образовательной модели в формировании системы обучения РКИ, проблемам системности преподавания русского языка.

Во второй день форума, 11 декабря, в рамках работы блока «РКИ в мире: тенденции и перспективы развития» были заслушаны доклады, посвященные сохранению позиций русского языка в мировом образовательном пространстве. В блоке «Активные технологии в РКИ» обсуждались проблемы и методики дистанционного и офлайн преподавания русского языка как иностранного.

В рамках работы форума также состоялись три мастер-класса, онлайн-экскурсия по художественному музею им. И.В. Цветаева в РГГУ и дискуссия на тему «Специфика преподавания РКИ детям».