РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Туризм после пандемии. Что ждать?
25.05.2020

Туризм после пандемии. Что ждать?

22 мая в режим онлайн состоялась международная научно-практическая конференция «Ассоциация работодателей РГГУ: туризм и вызовы 2020 года».


«Ходят разговоры о том, что после пандемии сфера туризма погибнет и что с ним можно распрощаться навсегда, - отметила в приветственном слове один из организаторов, доцент кафедры общественных связей, туризма и гостеприимства Ирина Азерникова. - Студенты и потенциальные абитуриенты беспокоятся о том, перспективное ли они выбрали направление. Но мы верим в свою профессию. Поэтому кафедра общественных связей, туризма и гостеприимства собрала своих партнёров, коллег и друзей на обсуждение самых волнующих и жизненно важных вопросов, которые стоят сейчас перед туристской индустрией».

Ситуация с глобальной эпидемией повлияла на привычный образ жизни. Мы больше сидим дома, учимся или работаем на дистанционке, а что же стало с нашим отдыхом? Ограничится ли он теперь путешествиями во двор или в соседний магазин? Настало ли время для паники из-за закрытия границ, отмененных рейсов и нарушенных планов? На эти и другие вопросы участники конференции искали ответы под эгидой Ассоциации работодателей РГГУ.

Напомним, Ассоциация была создана в 2016 году. В нее вошли компании-партнёры, которые активно участвуют в работе со студентами – приглашают на практику, проводят мастер-классы и вебинары, делятся опытом и знаниями, являются членами государственной итоговой аттестационной комиссии. Это представители турбизнеса, которые ощущают свою социальную ответственность и вносят вклад в повышение уровня профессиональной подготовки кадров для сферы туризма в целом.

Каждый год на базе РГГУ проходят встречи представителей Ассоциации с академическим сообществом и студентами. Это позволяет преподавателям направления «Туризм» быть в курсе актуальных запросов индустрии, оперативно вносить изменения в рабочие программы дисциплин и в учебные планы. Таким образом РГГУ формирует новую университетскую образовательную модель университета, открытого для диалога с рынком труда.

Инициатор создания Ассоциации, руководитель образовательной программы «Туризм» Светлана Горелова в приветственном слове выразила благодарность работодателям за то, что они приглашают студентов РГГУ на практику и знакомят с реалиями отрасли. «Туризм невозможно изучать лишь в теории, - подчеркнула Светлана Игнатьевна. - Туризм – это не только турагенты и туроператоры, это гораздо более широкая сфера деятельности, в которой можно заниматься очень разными вещами. Поэтому мы и решили создать Ассоциацию работодателей, людей, которые готовы работать с вузами. Их компании ведут себя ответственно с точки зрения бизнеса, они понимают, что если они сейчас не будут вкладываться в подготовку квалифицированных кадров, то в отрасли возникнет нехватка специалистов».

В ходе конференции Светлана Горелова выступила с докладом «Мультикультурная модель Москвы как туристской дестинации», а Ирина Азерникова рассказала об особенностях профориентационной работы с абитуриентами в дистанционных условиях. Другие докладчики рассмотрели роль студенческой практики на предприятиях туризма в подготовке квалифицированных кадров, академическую мобильность в практикоориентированных направлениях подготовки, деятельность региональных туристских компаний России по развитию внутреннего туризма на современном этапе, инновационные продукты-заменители (субституты) как конкуренты в сфере туризма, защиту музейного наследия и, наконец, тенденции и перспективы развития экскурсоводческой деятельности на базе Историко-архивного института РГГУ.

Выступления не были ограничены рамками докладов, многие из них проходили в формате обмена мнениями. В частности, директор по развитию туристической компании «Вокруг Света», член Комитета по импортозамещению в туризме Министерства культуры РФ Александр Гагарин рассказал, как работает его компания, как она взаимодействует с потенциальными туристами, какие нестандартные стратегии придумывает и осуществляет ее руководство в кризисный период.

«Вследствие пандемии мы получили уникальный опыт, к которому не готовит ни один вуз. Уверен, этот опыт войдет впоследствии в учебные курсы. Наши менеджеры привыкли работать с формированием турпродукта по классической схеме – с моделированием, прогнозом, маркетингом. Но сегодня мы столкнулись с другой реальностью – с умением менеджера разрушить турпродукт, сохранив лицо перед потребителем.

Примечательно, что буквально за несколько дней зародилась практика делового оборота. Новая стратегия поведения бизнеса вылилась в отсроченные платежи для тех туристов, которые оплатили туры заранее. Это не был картельный сговор, это было общее решение игроков рынка. И, как показала практика, это был правильный ход: банкротом объявил себя лишь один туроператор, все остальные продолжают работать.

Теперь мы ждем принятия в третьем чтении поправок, которые узаконят позиции бизнеса в области делового оборота. Таким образом понимание между бизнесом и властью сохранит отрасль в приемлемом виде, и при этом сохранится отложенный спрос. Именно на этот момент следует обратить внимание студентов, желающих работать в турбизнесе – это оценка рисков, поведение в трудных ситуациях, умение тактично успокоить клиентов».

По итогам конференции состоялась оживленная дискуссия. Участники пришли к выводу о том, что при обращении к новым практикам ведения бизнеса туризм успешно переживёт нынешний кризис и выйдет на новый этап развития. Эти же практики, переложенные на методический материал, впоследствии найдут применение в преподавании.

Организаторы: кафедра общественных связей, туризма и гостеприимства ФИПП ИАИ РГГУ.



Читайте также