РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В РГГУ обсудили русский религиозный ренессанс
15.05.2020

В РГГУ обсудили русский религиозный ренессанс

Реконструкция биографических и научных контекстов русской философской культуры рубежа 19-20 веков стала темой международной научной конференции «Сад расходящихся троп: Флоренский, Дурылин, Булгаков, Розанов et cetera...». Ее открытие состоялось 14 мая в режиме онлайн.


«Конференция приурочена к 115-летию со дня основания Московского религиозного общества памяти Владимира Соловьева и 110-летию со дня основания книгоиздательства “Путь”, – рассказала председатель оргкомитета, профессор РГГУ Анна Резниченко. – Она посвящена опыту всестороннего осмысления этих двух важных культурных институций русского религиозного ренессанса».

Работу конференции открыл доклад заведующего кафедрой истории России средневековья и нового времени РГГУ Андрея Юрганова «Фаллическое в русском модернизме как кризис. Вокруг Соловьева и Розанова».

«Модернистская мысль не могла примириться с идеей об изначальной власти рода и семьи над личностью, - отметил докладчик. - Женщина олицетворяла собой природную стихию, участвующую в закабалении личности, а будучи силой стихийной, она не способна возвыситься над родом, над семьей. Модернистская мысль в этой сфере не знала толерантности. Критические высказывания в адрес женщин не означали их унижения: критика и обожание не противостоят друг другу, но объясняют различные задачи мужчин и женщин в духовном развитии.

Мощный стилобат здесь – философская работа Владимира Соловьева “Смысл любви”. Он говорил о первенстве инициативы, первенстве духовным, не совпадающим с материальным началом жизни, но преобразующим его. Соловьев был резко против брака как утилитарного закрепления социальной функции семьи в обществе. Отречься от семейных вериг ради личной свободы – один из главных мотивов модернистов, отстаивавших свободную любовь. Однако во всех модернистских романах того времени мы не найдем образ сильного мужчины. Философская мысль упиралась в своем целеполагании в инициативное начало мужской силы, художественная литература утверждала обратное. Особенно ярко этот кризис обнаружился в годы Первой мировой войны.

Самый яркий критик нового славянофильства Бердяев настаивал на том, что идея русского народа может существовать и без участия самого народа, сама по себе, как отложенная на потом, как задача будущего, иноприродная загадка, одна из самых больших загадок в русской философии начала 20 века. Так русская философская мысль о мужской силе в преобразовании страны, будь то славянофильская интерпретация православного государства или космополитическая концепция в духе Бердяева, приходит в противоречие с самим народом, не нашедшим в себе силы быть самим собой в метафизической перспективе».

В последующих докладах были рассмотрены история институций, идей, культура, вера и европейский философский контекст деятельности Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева и книгоиздательства «Путь», русские интеллектуалы Флоренский, Дурылин, Булгаков, Розанов и современный им арт-процесс, история рукописи А.С. Глинки (Волжского) о Ф.М. Достоевском, каменные метафоры в русской рецепции «Божественной Комедии», американская неоготика и лавкрафтиана как онтологический ответ русскому неоплатонизму.

В завершение первого дня конференции состоялся круглый стол «Взыскующие Града» в «апокалипсисе повседневности»: как (и зачем) мы читаем Розанова и Флоренского сейчас.

Конференция продолжится 15 мая.

Организаторы: Философский факультет РГГУ, Общество историков русской философии им. В.В. Зеньковского при РГГУ, Музейное объединение «Музеи наукограда Королев», Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина.


Персоналии в новости: