РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



06.05.2020

В историческом киноклубе ИПиМИ РГГУ состоялась третья встреча


5 мая состоялась третья встреча в историческом киноклубе ИПиМИ РГГУ с ведущей Галиной Евтушенко. Накануне 75-й годовщины Победы организаторы посвятили показ сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне. Выбрали фильм режиссера Асели Жураевой «Дорога в Мекку», сделанный на киностудии «Кыргызфильм» им. Толомуша Океева. Герой - восьмидесятилетний. Долгие годы он работал, чтобы выполнить священный долг мусульманина - совершить хадж в Мекку. Но отдал все сбереженные деньги на то, чтобы построить мемориальный обелиск односельчанам, погибшим за Родину в дни Великой отечественной войны. Центральным эпизодом картины стало празднование Дня Победы в родном селе Сулеймана. Праздник организован самими сельчанами. Здесь и чествование ветеранов, и театрализованное представление «Взятие Берлина», устроенное силами школьников. Здесь и Парад Победы, и своя Красная площадь. И зрители, овацией встречающие представление о войне. За нехитрой постановкой – священная традиция: помнить о тех, кто отдал жизнь за тебя.

После просмотра все, участвующие в обсуждении, отметили, что, показывая жизнь небольшого села, Асель Жураева рассказывает зрителям обо всей своей стране, о характере ее народа.

В этот раз по числу присутствующих студентов лидировал первый курс. Но профессорско-преподавательский состав не уступал. По мнению профессора МГУ Марии Михайловой, фильм сделан с огромной теплотой и душевной щедростью. За одним днем существования героя и его жены на экране стоит целая жизнь, которую нынешним молодым людям трудно представить, настолько тяжелой она была. Режиссеру Асели Жураевой удалось это передать. Докторант–филолог София Киммери за неспешной кыргызской повседневностью уловила перекличку фильма с известным посылом Александра Володина в пьесе и в фильме «Пять вечеров»: «Лишь бы не было войны!». Историк Леонид Пятецкий, размышляя о современном социуме, отметил, что Победа носила интернациональный характер. С 1922 по 1991 год Россия и союзные республики были едины. Наши учебники писали об истории Отечества, а не об отдельных государствах. Жаль, что память об освобождении Восточной Европы от фашистских захватчиков сейчас всячески размывается теми, кто заинтересован в пересмотре истории. Победа добыта совместными усилиями народов разных национальностей. В фильме мы видим, что в Кыргызстане есть стремление сохранить историческую память и передать ее последующим поколениям «На этом основывается взаимопонимание наших стран,-завершил ученый.

Ефим Пивовар обратил внимание дискутантов на несколько важных пластов картины. В первую очередь на ее образовательный потенциал. «От того, что мы сейчас напишем в учебниках, и что покажем в фильмах, зависит завтрашний день. Асель Жураева сумела показать героя из поколения советских людей, воспитанного на общих идеалах чести и совести. Даже по количеству имен на возведенном мемориале понятно, что из села ушли не единицы, а десятки и даже сотни людей на борьбу с фашизмом. Они погибли за правое дело. Память о них передается молодому поколению через тех, кто как раз и организовывает свою «Красную площадь» и парад в родных местах» - добавил президент РГГУ.

Подводя итоги обсуждения, кинорежиссер и ведущий научный сотрудник кафедры стран постсоветского зарубежья ИПиМИ Галина Евтушенко констатировала, что фильм Асель Жураевой дал возможность зрителям исторического киноклуба вступить в диалог с режиссером. Она, как и многие другие кинематографисты Кыргызстана, воспевает свой народ, показывая, что он причастен к Великой Победе над фашизмом, к передаче исторической эстафеты от поколения к поколению. Она стремится, чтобы и мы узнали об этом. Светлый фильм «Дорога в Мекку» не уйдет из нашей зрительской памяти.






На следующей встрече будет показан документальный фильм «Я-ЗАЛ» режиссера Анны Евтушенко (авторы сценария Виктор Листов и Галина Евтушенко),2015 год.

Колонный зал Дома Союзов от первого лица голосом Вениамина Смехова расскажет о многих исторических событиях, которые он видел и слышал в своих стенах.