РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Молодые ученые обсудили, как вместе изучать сложные вопросы искусствоведения
07.05.2020

Молодые ученые обсудили, как вместе изучать сложные вопросы искусствоведения

 27 и 28 апреля 2020 года на Факультете истории искусства РГГУ прошла традиционная конференция молодых ученых «Современные исследовательские подходы в науках об искусстве». 


В конференции, кроме студентов и аспирантов РГГУ, приняли участие начинающие исследователи, представляющие МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ, СПбГАИЖСА им. И.Е.Репина, РАЖВиЗ Ильи Глазунова, Литературный институт имени А. М. Горького, Московскую духовную академию, Школу современного искусства «Свободные мастерские», Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии РАО, Ярославский государственный университет им. К. Д. Ушинского, а также несколько независимых исследователей.

На конференции были представлены основные достижения в исследовании наиболее актуальных вопросов науки об искусстве: интермедиальный характер памятников искусства различных регионов и периодов, соотношение слова и образа, проблемы атрибуции и соотношения формального, биографического и иконологического анализа, реконструкция биографических обстоятельств и контекстов стилистического развития в появлении отдельных произведений искусства, истоки дизайнерских решений и институциональные рамки развития художественного дизайна, особенности сценографии и экспериментов в перформативных искусствах, и другие.

Некоторые доклады были посвящены реконструкции отдельных эпизодов в творчестве конкретного художника или художественной школы, некоторые прослеживали стилистические, иконографические или культурно-семантические тенденции на протяжении существенного периода времени. Также попутно во многих докладах затрагивались такие вопросы, как социальная роль зрителя и вообще аудитории в художественном процессе, коллективный социальный и психологический опыт как контекст появления нового творчества художника, соотношение мировоззренческих и профессиональных оснований создания значительных художественных произведений, рецепция достижений одних искусств в других искусствах и социокультурных практиках, таких как дизайн и городская эстетика, диалог между видами искусства и проектами в области искусства разных стран. 

Отдельным вопросом дискуссий стало применение к классическому искусству отдельных методов изучения современного искусства (социокультурный анализ, рецептивный анализ, философско-культурологическая контекстуализация, исследование медийных параметров развития) и наоборот, применение к современному искусству отдельных методов изучения классического искусства (иконографические и иконологические наблюдения, реконструкция художественной школы и ее принципов, анализ достаточных институциональных оснований возникновения новых видов искусства, связь между текстом и образом в становлении новых видов искусства).

Photo by Clem Onojeghuo on Unsplash.

В первой секции «Искусство и пространство: новые подходы к изучению» прозвучал доклад Екатерины Сергушевой, посвященный ритуальным истокам древнеегипетских фресок. В рамках этой секции Ирина Афанасьева рассказала про развитие художественного сентиментализма во французском пейзаже и становлению в нем реалистических элементов. Темой доклада Анастасии Грумбиной стало значение институциональной модели передвижников для дальнейших форм солидарности живописцев. О портретной живописи художников русской эмиграции рассказала Регина Хисамудтинова, Биографическому подходу в изучении живописи и скульптуры одной художницы посвятила доклад Иоанна Мирлас.

Секция по архитектуре была посвящена телесным принципам архитектуры в докладе Элеоноры Матюшкиной и Светланы Петрушихиной, особенностям скульптурного декора в работе Ксении Полежаевой. Об организации музеев древности и подготовке соответствующих пространств рассказали Наталья Григорьева и Юлия Безматерова. Также отдельно Юлия Мерецкая рассмотрела вопрос о школе Ажбе, значимой для развития разных видов искусств в странах южной и восточной Европы.

В рамках секции по перформативным искусствам Ольга Молодцова исследовала роль экранного зрелища в современной экспериментальной опере, Дарья Фирсова изучила статус китча в современных визуальных искусствах, Лейла Салимова рассказала о роли стыда и зрительских ожиданий в современном театре, Мария Подковырова объяснила педагогический смысл актерского мастерства, Антон Самойлов рассказал о реэнактмент-воссоздании выставок прошлого — и его значение для самосознания современного искусства на региональном и мировом уровне. В дискуссии много обсуждалось, насколько можно воссоздать атмосферу эпохи в опере и на выставке, может ли китч стать продуктивным экспериментом, и насколько стыд является универсалией человечества и как он может восстановить значимость морального действия.

Наконец, секция по книжному дизайну была посвящена таким разным его образцам как традиции армянской рукописной миниатюры в печатных книгах, отображенные в докладе Мгера Джагаряна, дизайну Библии Гутенберга и ее электронных версий в докладе Елизаветы Лукьяновой, фольклорным образам и особенностям их представления в иллюстрированных изданиях памятников древнерусской литературы в выступлении Анастасия Рожковой, иллюстрациям советского художника и писателя В. Сутеева о которых рассказал Мария Богатырева, интермедиальным экспериментам Д. А. Пригова в рамках доклада Михаил Пензина. В дискуссии много говорилось о разных школах советской иллюстрации, о роли монтажа и карикатуры в ее становлении, о читательском воображении и его нормах, выработанных культурой.

По итогам конференции было решено продолжать дискуссии, в том числе и на действующих в РГГУ семинарах по искусствоведению, а также рекомендовать лучшие доклады к публикации.


Персоналии в новости: