РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Как обучать иностранному языку в нелингвистическом университете
06.05.2020

Как обучать иностранному языку в нелингвистическом университете

29 апреля в РГГУ состоялась Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные ориентиры при проектировании содержания обучения иностранному языку в нелингвистическом университете». Она прошла в режиме онлайн.


В конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков РГГУ, кафедры иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ; кафедры зарубежной философии РГГУ, а также представители Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, РЭУ имени Г.В. Плеханова и Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург.

В центре обсуждения оказалась необходимость модернизации содержания обучения – apriori, профессионально-ориентированного обучения – иностранному языку. Любые изменения в социальном положении общества приводят к изменениям во взаимодействии системы обучения со средой, к изменению назначения этой системы, что вызывает необходимость пересмотра как содержания и структуры материала, так и самих целей обучения.

Целью курса иностранного языка в нелингвистическом университете в цифровой образовательной среде сегодня является приобретение обучающимися навыков коммуникации, необходимых для творческого осуществления квалифицированной профессиональной деятельности в различных сферах делового партнерства, совместной научной и практической деятельности, а также в целях дальнейшего самообразования. Преподаватели уделили особое внимание педагогической диагностике результатов обучения иностранному языку. Участники определили траектории образовательного ландшафта в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в нелингвистическом вузе. Они обсудили формирование профессиональных компетенций в процессе обучения иностранному языку как составляющих конкурентоспособности выпускника на основе коммуникативного и рефлексивного подходов в организации работы с иноязычным материалом.

На конференции рассмотрели вопросы, связанные с интегративностью аутентичных иноязычных материалов как нового культурного пласта знаний в профессиональной области, и современные ориентиры проектирования программ по межкультурной коммуникации. Было наглядно продемонстрировано, как форма интерактивного обучения дает возможность существенно сократить время накопления своеобразного профессионального опыта, позволяет опробовать разные стратегии разрешения проблем применительно к кросс-культурным ситуациям общения.

Крайне актуальными предстали проблемы повседневной практики преподавания иностранного языка в условиях удаленного обучения, ставшего реалией и нормой текущего семестра, например, в академических группах с большим количеством студентов или студентам с ООП; подробно рассматривались особенности организации обучения второму иностранному языку в университете.

Были представлены и теоретические обобщения о влиянии удаленной коммуникации на обучение иностранному языку в ракурсе формы и содержания; обсуждались перспективы его применения после возвращения к традиционным формам обучения. Подчеркивалась необходимость использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.

Удаленное обучение более индивидуализировано, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого и адаптации преподавателя к стилю работы каждого студента, предоставляет инструменты для самостоятельной работы. При этом в методике удаленного образования выделялись и существующие недостатки - объективные и временные трудности.

Сегодня главной задачей преподавания иностранного языка становится созда­ние условий, стимулирующих самостоятельную поисково-творческую деятельность обу­чающихся, в частности, в рамках применения игровой методики или метода проектов в обучении иностранному языку; обсуждалась учебная презентация как творческий проект.

Закономерен интерес к одному из самых сложных в определении – как в философии, так и в лингвистике – понятию «дискурс», в частности, политический дискурс. Публичная речь имеет свои определенные каноны и структурно-функциональные характеристики. Интересно, что в периоды кризисных ситуаций риторика политических деятелей содержит совершенно другие смысловые компоненты, иные стилистические приемы, тропы и фигуры речи.

Материалы конференции на сайте кафедры иностранных языков РГГУ по ссылке Направить свои комментарии и задать вопросы участникам можно в группе обсуждения, перейдя по ссылке на странице кафедры иностранных языков РГГУ.

Оргкомитет конференции:

  • Председатель оргкомитета: Алмазия Катаева, кандидат исторических наук, доцент, профессор, завкафедрой иностранных языков РГГУ. 
  • Заместитель председателя оргкомитета: Ирина Воронцова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков РГГУ.
  • Ответственный секретарь оргкомитета: Наталия Якунина, кандидат педагогических наук,доцент, доцент кафедры иностранных языков РГГУ.