РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Ученый совет обсудил перспективы развития науки в РГГУ
24.04.2020

Ученый совет обсудил перспективы развития науки в РГГУ


Научно-исследовательская деятельность РГГУ в 2019 году и перспективы ее развития стали основной темой обсуждения на заседании Ученого совета, которое состоялось 21 апреля в режиме онлайн.

С докладом выступила первый проректор-проректор по научной работе Ольга Павленко. Она обратила внимание на то, что научные исследования в 2019 году проводились в приоритетных областях гуманитарных и социальных наук и охватили 63 направления.

Наши учёные имеют большой научный потенциал и способны привлекать внешнее инвестирование. Прошедший год был чрезвычайно успешным.

 Первый проректор-проректор по научной работе Ольга Павленко

«Показатели свидетельствуют о том, что наши научные коллективы в состоянии реализовать сложные задачи, – отметила Ольга Вячеславовна. – Наши учёные имеют большой научный потенциал и способны привлекать внешнее инвестирование. Прошедший год был чрезвычайно успешным.

В рамках государственного задания мы вели работу по пяти проектам, и все они полностью реализованы. Благодаря высокой результативности наших научных сотрудников Минобрнауки России каждый год увеличивает финансирование вузу на несколько миллионов.

Научные коллективы все активнее подают заявки на гранты, этому способствует работа отдела стратегических грантов и управления по науке. За последние годы более чем в два раза увеличилось финансирование, поступающее из фондов поддержки научной деятельности в виде грантов. В 2019 году научные исследования получили 39 грантов РНФ и РФФИ.

Значительная часть внутренних средств направляется на формирование фондов Научной библиотеки. Должным образом финансируется работа Издательского центра. На крупных выставочных форумах наши продукция пользуется большим спросом, мы стали заметны везде, и это очень важно».

Основными формами научной деятельности исследователей, в том числе преподавателей, являются публикации и крупные международные проекты. Общее число публикаций преподавателей и сотрудников в РИНЦ в 2019 году составило 3786, суммарное число цитирований за последние пять лет – 21851, индекс Хирша организации составляет 187. При этом публикационная активность неуклонно растет: если в 2018 году количество цитирований в системе Scopus было 64, то в 2019 – уже 231. Важный результат – по публикациям и цитируемости РГГУ занимает 14-е место среди научных и образовательных организаций России.

РГГУ поставил цель войти в мировые рейтинги университетов и принять участие в «Проекте 5-100». Для этого университет тесно сотрудничает с международными рейтинговыми агентствами (Quacquarelli Symonds, Times Higher Education, Academic Ranking of World Universities), административными структурами РИНЦ, Scopus, Web of Science и других баз данных.

Среди фундаментальных научных проектов первый проректор-проректор по научной деятельности выделила «Исследование социокультурных и социально-политических аспектов межнациональных и межрелигиозных отношений в Российской Федерации и профилактика деструктивных проявлений в студенческой и молодежной среде»; «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование»; «Историческая память как фактор эволюции социально-политических систем (Субсахарская Африка и Мезоамерика)»; «Исследование состояния и перспектив реализации приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации» и некоторые другие. Отчисления от этих проектов также идут в фонд развития научной среды РГГУ.

Наиболее важными из прикладных общественно значимых проектов Ольга Павленко назвала «Развитие и совершенствование кадрового потенциала центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в ведущих университетах Италии», а также «Международный конкурс педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность на русском языке в Израиле, Армении, Кыргызстане и Таджикистане».

Развиваются новые форматы взаимодействия РГГУ как гуманитарного университета с инженерно-техническими, медицинскими и военными вузами и организациями, действующими в реальном секторе экономики. РГГУ вошли в состав Московского научно-образовательного консорциума в области приоритетных направлений научно-технологического развития России. В 2020 году по договоренности с МГМСУ планируется открытие Центра компетенции управления рисками в сфере современных медицинских технологий, а также первой совместной кафедры гуманитарных наук.

Один из ключевых проектов РГГУ на ближайшие несколько лет – Мультимедийный историко–культурный центр имени Ю.В. Кнорозова, одна из задач которого – продвижение русской культуры за рубежом. Ещё одна новая ключевая структура – Научно-исследовательский центр интегративной и цифровой гуманитаристики, нацеленный на совершенствование международного рейтингового профиля РГГУ.

Кроме того, был создан Учебно-научный центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени, призванный активно продвигать научные достижения РГГУ на новом уровне, показывая, как историческое знание может трансформироваться в крупные визуальные проекты. Не менее перспективным проектом является Платоновский исследовательский научный центр.

Еще одно изменение – обновление состава Совета молодых ученых.

У нас трудится целая плеяда историков. С созданием исторического факультета мы вправе ожидать новых научных разработок.

 Ректор Александр Безбородов

Ректор Александр Безбородов дал высокую оценку докладу Ольги Павленко. В своем выступлении он затронул тему формирования нового исторического факультета в Историко-архивном институте. «Научно-педагогические школы должным образом финансируются, и сегодня задача стоит не потерять ни одну из них, - подчеркнул Александр Борисович. – У нас трудится целая плеяда историков. С созданием исторического факультета мы вправе ожидать новых научных разработок, сохранения и приумножения разнообразия научных исследований, в первую очередь, школы истории государственных учреждений и общественных организаций, школы вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения.

Мы должны приложить дополнительные усилия для того чтобы повысить узнаваемость научного лица РГГУ в интернете и за его пределами. Следует усилить научную активность, чтобы мы видели гораздо больше фундаментальных трудов

Еще одной темой для обсуждения на заседании Ученого совета стали итоги социологического опроса об эффективности деятельности административных подразделений РГГУ. По инициативе ректора был проведен эксперимент – социологический мониторинг того, как работают управленческие структуры на разных уровнях, как они взаимодействуют с университетской средой. Методику анонимного опроса разработал социологический факультет, в результате были получены ответы на 310 анкет.

Самый высокий рейтинг получили библиотечная система и личный кабинет преподавателя.

 Декан социологического факультета Наталия Великая

«В число индикаторов вошли особенности обмена информацией, корпоративная культура (готовность к сотрудничеству, доброжелательность), последовательность и адекватность предъявляемых сотрудникам требований и особенности документооборота, плюс выявление эффективности системы информационно-образовательной среды, - рассказала декан социологического факультета Наталия Великая. По пятибалльной системе средний балл по университету составил 4. Наиболее часто взаимодействуют с преподавателями управление делами, управление кадров, правовое управление, бухгалтерия, группа расписания.

Качество информационно-образовательной среды оценивалось по 10-балльной системе, предлагалось оценить уровень доступа, эффективность работы личного кабинета преподавателя, библиотечной системы, проведения занятий и документооборота в программе 1С. Самый высокий рейтинг получили библиотечная система и личный кабинет преподавателя.

В рамках опроса поступило много комментариев, связанных с оптимизацией электронного документооборота. Три четверти респондентов отмечают, что его следует вводить активнее, в первую очередь, автоматические образцы приказов и других документов, вплоть до индивидуальных планов преподавателей. Также опрошенные просят уменьшить бюрократические проволочки, исключить дублирование документов и ввести единый стандартный шаблон. Другая группа предложений связана с необходимостью улучшения взаимодействия между сотрудниками разных административных подразделений. Многие предлагают организовать обучающие семинары и тренинги, прежде всего, по использованию 1С и управленческому консультированию. И, конечно, немало предложений по координации процесса дистанционного обучения».

В завершении заседания ректор поблагодарил ученый совет за хороший переход на дистанционное обучение.