РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Как музей активирует историческую память
17.12.2019

Как музей активирует историческую память


В рамках Декабрьских научных чтений и конференции «Современная история России в музейной практике» 17 декабря в РГГУ прошел круглый стол «Нет ничего современнее истории: роль музея как института памяти в формировании научного знания и массового исторического сознания».

Круглый стол посвящен проблемам популяризации научного представления о современности и формировании массового исторического сознания. Ключевое слово здесь – современность. Современностью называют период, в который происходит самоидентификация, в котором процессы еще не завершены. Это период, нижняя граница которого определяется временем смены системы ценностей. Для нашей страны это 1991 год, распад СССР, и для всего мира – установление многополярности.

С докладом «Историзм мышления как элемент важнейшей компетенции музейного специалиста» выступила профессор кафедры музеологии факультета истории искусства Аннэта Сундиева. Она напомнила, что в РГГУ студентам читают огромное количество исторических курсов и что в этом году дополнительно введен семинар «Историческая музеология».

«Чем вызвано такое внимание к истории и достигаем ли мы результатов? – задается вопросом докладчик. - Наши выпускники будут работать в отрасли, создавать экспозиции, выстраивать стратегию развития музеев. И они должны опираться на реальные исторические факты. Музейная интерпретация истории высоко котируется, велики и возможности музея воздействовать на посетительскую аудиторию. Иногда знакомство с одним единственным предметом или короткий рассказ экскурсовода способны перевернуть представление посетителя о том или ином событии и вызвать сильнейшие эмоции и интерес.

В музее Великой Отечественной войны в Волгограде висит шинель генерал-майора, пробитая 160-ю пулями. Одна шинель – и одна судьба. Сразу становится понятно, как сражались генералы и простые солдаты. Поэтому музеи играют важную роль в формировании целостной и непротиворечивой картины отечественной истории. Формирование историзма мышления у будущих музеологов – это сложнейшая задача, и ее невозможно решить простой подачей фактов. Принцип историзма предполагает понимание системы ценностей и культурных стереотипов того или иного времени, логики событий, жизненных ориентиров, ограничений. Здесь требуется специально организованная педагогическая работа».

Ученый секретарь Государственного центрального музея современной истории России Никита Аникин рассказал о проблемах осмысления, сохранения и трансляции знаний о недавнем прошлом в практике музейной работы. «Обычно история представляется как антоним современности, - отметил докладчик. - До недавних пор редко кто из историков брался за исследование проблем, связанных с современностью. И редко в какой стране, пережившей серьезные социальные, экономические или политические изменения революционного характера, существует та самая целостная и непротиворечивая историческая картина, однозначная оценка прошлого. Для Германии переломная точка – завершение Второй мировой войны. Экспозиция Музея современной истории Германии в Бонне начинается с 1945 года, потому что разгром нацизма для современной Германии является отправной точкой формирования современного общества. Но в других странах ситуация иная. Например, французский подход заключается в том, что современность – это то, что происходит на памяти одного поколения. В России возобладал формальный подход – в 91 году началось формирование новой государственности, поэтому отсчет идет оттуда. Некоторые музеи представляют события тех лет как величайшую катастрофу 20-го века, некоторые, наоборот, как избавление от темной эпохи рабства. Обе точки зрения имеют право на жизнь.

Проблема исторических музеев в большинстве стран одинакова – последним 20-30-ти годам в экспозиции уделяется меньше внимания, чем отдаленному прошлому. У англичан есть даже специальный термин – противоречивое наследие. Это некий скелет в шкафу, который есть у каждой нации, прошедшей через исторический стресс. А любой стресс раскалывает общество. И здесь не приходится говорить о возможности представить целостную картину. У музейщиков тоже существует внутренняя цензура».

В свою очередь, ученый секретарь Музея Москвы Наталья Катонова выступила с докладом о современном городском музее между исторической наукой и локальной историей. «Взаимодействие академической науки и презентации ее в музеях находится в самом остром ракурсе. Положение ООН, представленному в 2019 году в Киото, подчеркивает роль музеев в городской среде, город становится не только местом проживания, но и местом изучения. Музей сегодня претендует на статус главной культурной институции. Важнейший тренд – культура соучастия. Из туристического объекта он превращается в средоточие городских ценностей и локальных смыслов. Современный музей создает и продает новый тип коммуникаций, основанный на кодах местной городской и региональной идентичности, связывая разные поколения горожан и объекты исторического наследия. Это активирует историческую память и является главным инструментом разработки городского сценария развития», - заключила Наталья Катонова.

Также были прочитаны доклады на темы «История современной России в ведомственных музеях», «От ведомственного музея к публичному: Музей истории московской полиции», «Память и травма. Опыт работы с детскими воспоминаниями о бомбардировках в годы Второй мировой войны». Все они вызвали большой интерес и оживленную дискуссию.

В ходе круглого стола также состоялась презентация сборника, вышедшего в РГГУ по итогам международной конференции «Мировые тренды и музейная практика», приуроченной к 30-летнему юбилею кафедры музеологии.

Организаторы: Кафедра музеологии факультета истории искусства РГГУ совместно с Государственным центральным музеем современной истории России и Музеем Москвы.


Персоналии в новости: