РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Проблемы философии и распределение ролей в современном искусстве – в фокусе внимания конференции «Теории и практики современного искусства»
08.10.2019

Проблемы философии и распределение ролей в современном искусстве – в фокусе внимания конференции «Теории и практики современного искусства»


Традиционная ежегодная конференция «Теории и практики современного искусства», прошедшая 7 октября в РГГУ, была посвящена новым тенденциям в современном искусстве, сложному соотношению глобального и локального, перипетиям замысла и воплощения.

В центре внимания дискуссий оказались новые средства коммуникации, коммуникация средствами искусства и перспективы интеграции искусствоведения, социологии и психологии культуры и современных теорий систем. Искусствоведение оказалось важнейшим инструментом исследования не только новых форм и стратегий искусства, но и культурного диалога, в контексте социальной миссии художника и куратора. В этом году особо значимы для докладчиков оказались проблемы современной философии и теории, состояние философии в эпоху всемирных сетей и распределение ролей в современном искусстве, включающее роль теоретика и философа.

Декан Факультета истории искусства Владимир Алексеевич Колотаев в докладе «Перспективы исследования киноидентичности» показал, как кино служит очень точным инструментом исследования идентичности. Идентичность современного человека сложна, включает в себя различные парадоксы идентификации, и литература с её готовыми повествовательными стратегиями не всегда успевает за процессами слома и усложнения идентичности. Кино оказывается и экспериментальной площадкой изучения идентичности, и средством познания современным человеком своего места в мире. Опираясь на признанные философские и психологические модели, докладчик показал, как компетентный кинозритель может достраивать свою идентичность и догадываться о кризисе чужой идентичности. Практическим выводом из доклада могла бы быть новая кинограмотность, аналогичная правильному чтению литературы, различающему позиции автора и героя, внешнюю и внутреннюю речь. Только экранные искусства устроены иначе, в них позиции выстраиваются самими образами, а речь всегда достраивается зрителем.

Доцент кафедры КиСИ Ирина Николаевна Захарченко в докладе «“Образы-фантомы” Аби Варбурга в кураторских проектах Ж. Диди-Юбермана» рассмотрела принципы полемики известного современного теоретика и куратора с иконологией. Диди-Юберман настаивает на симптоматичности и связности образа как внутреннего опыта, и критикует сведение симптоматики к реакциям и готовым формулам пафоса. Видя фреску Беато Анжелико «Благовещение», мы чувствуем недоговоренность, выраженную белизной как симптомом неопределённости. Также Диди-Юберман вводит понятие воображения не в смысле конструирования, а в смысле «послевкусия» произведения искусства. Докладчица показала, как аргументы Диди-Юбермана и его собственные выставочные проекты связаны с современными дискуссиями о природе эмоций. Так, он представил панель 42 «Скорбь» из «Мнемозины» Варбурга как движущуюся и характеризующую визуальные привычки людей ХХ века, сформированные кинематографом.

Преподаватель кафедры КиСИ Борис Павлович Клюшников в докладе «Теория современного искусства и проблема времени в философии Гегеля», опираясь на доводы С. Жижека и К. Малабу, предложил дискуссию о том, как гегелевское понятие времени позволяет переопределить парадоксальный термин «современное искусство». Опыт общения с современным искусством требует учитывать разные образы современности и при этом вырабатывать свой образ, что современно. Эта диалектика возникающих образов оказывается парадоксальной, пока мы не обратимся к системе Гегеля, позволяющей определить, кто объект, а кто агент «современного времени». Мы можем стать современниками друг другу, когда активно производим сам художественный процесс и его восприятие, примеры чему можно найти в романтизированном постконцептуальном искусстве, что и позволяет вернуться к постромантизму Гегеля как убедительной концептуализации современности. У Гегеля ретроактивная необходимость сама случайна, сюрприз, что важно для позиции зрителя в современном искусстве.

Преподаватель кафедры КиСИ Андрей Георгиевич Рейнер в докладе «Практика создания современной музейной экспозиции в контексте тенденций современного искусства» проанализировал практику видеомэппинга на множестве примеров, выделив такие функции этих видеорешений, как реорганизация пространства, новая идентификация институции, первичный комментарий к кураторскому проекту, возрождение старых стилей как языка для новых проектов. Кураторы, имея дело с ограниченностью тем и готовыми пространствами, вынужден осмыслять состояние времени и пространства, привлекая в том числа физические и космологические гипотезы, и визуализовать уже не отдельные явления или идеи, но целые направления научного или общекультурного поиска. Также докладчик проанализировал историзацию инсталляций в современном искусстве, как способ анализа как природы композиции, так и природы музея как такового. Инсталляции как консервативные, так и новаторские обретают и перформативное измерение, но всякий раз по-разному. Докладчик показал, как в современном кураторстве вызревают новые виды искусства.

Профессор кафедры КиСИ Александр Викторович Марков в докладе «Выставка текстов: возможные локальные перспективы» связал сочетание текста и изображения с обсуждаемыми современной теорией проблемами переводимости и непереводимости. Невозможность выразить сами языковые проблемы, например, языковую нехватку беженцев и мигрантов, требует «перевода» социального искусства на план визуальной символики. Текстом в таком случае может оказаться вещь, плакат, само выставочное пространство, и этот текст уже не просто «переводится» куратором на язык повествования, но требует более одного перевода, в том числе независимого от куратора или художника. Проанализировав несколько проектов, созданных на культурном фронтире, докладчик показал, что в этих проектах всегда есть парадоксальный каламбур как способ взламывания структур насилия, который и дополняется ассоциативной вдохновенной свободой визуального ряда.

Преподаватель кафедры КиСИ Эльвира Валерьевна Жагун-Линник в докладе «От глитча к пост-глитчу» рассмотрела превращение выразительного приема технического сбоя в отдельную отрасль искусства. Согласно докладчице, если глитч демонстрирует границы и возможности визуальных искусств, то пост-глитч представляет собой рефлексию над природой искусства как таковой. Технический сбой, превращённый в метод, показывает, что коммуникация в искусстве не сводится к готовой передаче сообщений, но требует постоянной конвертации материала в форму, переживаний — в кураторские идеи. Также докладчица подробно проанализировала тексты и манифесты глитч-движения, в частности, дискуссии о товарности глитча и соотношении артефактов и проектов в этом новом направлении искусства.

Доцент кафедры КиСИ Елена Николаевна Солнцева в докладе «К проблеме выделения сериала в отдельное медиа» раскрыла потенциал развития сериала как вида искусства. Сериалы претерпели ряд изменений в последние годы: поменялись способы доставки, из кино заимствованы эксперименты с длиной кадра, даже были заимствованы некоторые операторские и цветовые решения. Но сериальное пространство мы не спутаем с кинематографом, потому что оно «театральнее», с типовыми декораторскими решениями. Но даже приближение сериала к кино не стирает до конца наследия радиопостановок, что всё надо слышать, ничего важного нельзя сказать только визуальными средствами. Проблемой также является разное коннатационное значение знаков в разных культурах, и это иногда мешает давать такие же глубокие концепции реальности, как в авторском кино. При этом новый высокобюджетный сериал создаёт свою среду, которая и оказывается общим языком для разных культур.

Доцент кафедры КиСИ Сергей Юрьевич Штейн в докладе «Онтология кураторства» показал, как можно вписать кураторство в общую теорию деятельности, рассмотрев функциональные аспекты кураторства для получения результата, с точки зрения «продуктивного контейнера», иначе говоря, того, что же можно произвести. В докладе кураторство было представлено как определенный алгоритм, позволяющий выбрать производство необходимой информации исходя из телесных и ментальных свойств человека. Куратору поможет теория информации, в частности, новейшие исследования о переводе чувственной информации в осознанные образы и о специфике трансформации объектов и представлений в творческом акте. Теория деятельности позволяет определить, чем именно занимается независимый куратор.

Доцент кафедры КиСИ Екатерина Александровна Карцева в докладе «Художественная выставка и ее популярность в контексте коммуникативных практик современности» раскрыла параметры художественной выставки как проекта. Современная выставка в эпоху иммерсивных практик становится площадкой дискуссий и кураторского роста, а информационное сопровождение выставки преобразуется в самостоятельное действие. Куратор создаёт и круг чтения и видения, и круг общения, и очевидность этих кругов становится творческой задачей куратора.

Научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Александрович Филиппов в докладе «Когда всё изменилось? Переход через середину как критерий датировки технологических преобразований в кино» показал условность традиционной истории начала звукового кино и предложил свои критерии для изучения переходной эпохи. Переход через середину — это момент необратимого перелома, в отличие от предварительных экспериментов и ретро-вариантов, встречающихся до сих пор. Поэтому надо найти точку, после которой изменения становятся лавинообразными, когда большинство представителей явления соответствуют или хотят соответствовать этой новой норме. Оказывается, что переход на звук и производства, и проката был отсрочен даже в США, не говоря о более консервативной латинской Америке. Новое кино было новым искусством со своими законами внедрения. При этом переход на цвет не требовал переоборудования кинотеатров, но осуществлялся медленнее, потому что грани необратимости нет, и в США в середине 50-х было обратное движение к приоритету черно-белых фильмов, из-за низкого качества ранних цветных плёнок, влияния европейской киноэстетики и малой распространенности конкурирующих цветных телевизоров, и в Европе только конкуренция с телевидением заставила кино перейти на цвет. А в СССР черно-белое кино ассоциировалось с независимой позицией и отсутствием лакировки действительности.

Аспирант кафедры КиСИ Лейла Фархадовна Салимова в докладе «Проблемы телесной идентичности в театроведении и киноведении» рассмотрела современную рецепцию режиссерской практики Арто и Гротовского. Хотя эти режиссеры были и теоретиками, и практиками, современная проблематика телесной идентичности требует теоретизировать прежде всего их практику. Проанализировав феноменологические и гендерные теории телесности, а также эстетические позиции М. Мерло-Понти и М. Мамардашвили, докладчица показала, что анализ художественных практик требует введения ряда новых терминов и рабочих гипотез, позволяющих различать разные типы практик: перформатив, жест, акт выразительности и аффект, превращенные из режимов восприятия в режим эксперимента.

По итогам конференции было принято решение продолжить обсуждение фундаментальных проблем теории и истории современного искусства на постоянно действующих семинарах Факультета истории искусства, а также подготовить публикации по темам докладов, обсуждая их на этапе рукописи. Также были определены основные направления работы конференции кафедры в 2020 году: теоретические модели современного искусства и многообразие художественных практик, ограничения и возможности новейших видов искусства, принципы взаимодействия и организации в современном искусстве, с учетом новых философских и социологических теорий.

Организатор конференции – Кафедра кино и современного искусства Факультета истории искусства
Статья подготовлена профессором кафедры КиСИ Александром Викторовичем Марковым