РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Заседание теоретического семинара «Формирование понятийного мышления в плюралистическом обществе»

Опубликовано: 30.05.2019 |  Обновлено: 07.06.2019 10:08:15 |  Просмотров: 515

30 мая в Институте Психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета состоялось заседание теоретического семинара «Формирование понятийного мышления в плюралистическом обществе», которое было организовано по идее доктора психологических наук, профессора В.К. Шабельникова и тремя институтскими кафедрами: «Психологии и педагогики образования», «Психологии и методологии образования» и кафедрой «Нейро-и патопсихологии».

Участниками теоретического семинара стали преподаватели и студенты университета, а так же гости - коллеги психологи из других ВУЗов и школ.

На заседании были обсуждены особенности мышления современных подростков и молодежи, среди которых были особо выделены такие их аспекты как клиповость, стереотипность, резоматическое течение мышления, психолого-педагогические аспекты обучения современных подростков и молодежи, представленные в докладе Е.В. Бахадовой («Клиповое мышление: пробелма или задача. Психолого-педагогические аспекты обучения школьников с клиповым мышлением») У аудитории возникло много вопросов по предложенной теме, в частности: о механизмах появления и свойствах клипового мышления, о соотношении его с понятийным мышлением, об антропологическом и культурологическом подходе к его осознанию в свете текстовой слуховой, дотекстовой и посттекстовой визуальных культур; об эпохальном сдвиге культуры восприятия; о психологическом «дежавю» в отношении наглядно-образного мышления и клипового сознания в психолого-педагогическом подходе.

В своем доклада «Формирование теоретического мышления современных студентов» д. психол. наук В.К. Шабельников обобщил практически всю философско-психолого-педагогическую практику, касающуюся формирования теоретического понятийного мышления. Понятийное мышление неразрывно связано с личностным подходом в воспитании и образовании. Потому идеи древнегреческих философов Платона и Аристотеля, классической философии Г. Гегеля, идеи Э.В. Ильенкова и конструктивизма новейшего времени были наглядно представлены в целостной связке развития теоретических подходов к пониманию мира и человека, соотношения Логоса и субъективного восприятия в формировании теоретических понятий и, тем самым, в связке логики и психологии развития понятийного мышления человечества. Докладчику задавались вопросы, и в результате сформировалось видение понятийного теоретического мышления, как мышления, мотивированного ответственностью личности за понимание логики социального и психологического развития, а видение клипового мышления - как мышления, обеспечивающего быстрое решение задач на операторном уровне. Также прозвучал вопрос и получен был исчерпывающий ответ: насколько сегодняшнему поколению важно/неважно погружаться в столь глубокие теоретические размышления и какое развитие эти размышления дают современному молодому человеку.

О социально-культурной обусловленности понятийного и категориального мышления в клинической психологии рассказала клинический психолог канд. психол. наук Т.Д. Шевеленкова. В этом докладе были затронуты важные аспекты развития понятийного мышления, например: как мы исследуем реальность в классической и неклассической рациональности; как мы мыслим в эпоху неопределенности, как мы начинаем преодолевать и упорядочивать коллажность этого мира, формируя тексты и входя в диалог с исследуемой реальностью (текстами).

Понятия «здоровье» и «болезнь» - имеют свою социо-культурную обусловленность, они изменяют свое содержание, но остаются различные инварианты в их трактовке, которые воспроизводятся в мышлении различных профессиональных и социальных групп. При этом необходимо учитывать, что то, как мы мыслим, так мы относимся к больному, так и «болезнь относится к нам»

Гости в течении 4-х часов теоретического «пира ума и мышления» с большим интересом вступали в диалог, благодарили, просили продолжения общения на обсуждаемую тему.

unnamed.jpg