РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Конференция «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее»
03.04.2019

Конференция «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее»


1-2 апреля в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Российском государственном гуманитарном университете состоялась конференция «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее», организованная кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ и Учебно-научным Центром изучения религий РГГУ. В конференции приняли участие преподаватели и студенты вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Томска, Уфы.

8.jpg 17.jpg

Первый день открылся секцией «Православие в России: история и современность», на которой Екатерина Негодяева (МГУ) рассказала о деятельности московского Общества любителей церковного просвещения, готовившего не только Собор, но и церковные реформы начала XX века. Исследователь рассмотрела его деятельность этого просветительского общества в контексте революционных событий начала века, предложив собственный термин - «церковное обновленчество».

18.jpg 20.jpg

Петр Чистяков (РГГУ) в своем докладе сфокусировался на особенностях политики в отношении религии в 1960-е годы, в частности, на деятельности комиссий по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, в задачи которых входило недопущение роста числа верующих в российских регионах. 

Анатолий Лещинский (КФУ) размышлял о началах автокефалии в России и близлежащих странах, о деятельности Высших временных церковных управлений в первые годы Советской России, о началах РПЦЗ и о современных процессах транфсормации церкви на Украине.

Елизавета Соломянник (НИУ ВШЭ) посвятила доклад патриарху Никону и двум его трудам – «Духовному завещанию» и «Духовному наставлению христианина». 

19.jpg 22.jpg

В центре внимания Ксении Сергазиной (РГГУ) и Елены Воронцовой (МГУ/ПСТГУ) оказались представители старообрядчества и сектантства (христовщины) на территории Костромской епархии. Отдельное внимание в докладе Ксении Сергазиной было уделено термину «лжебогородица», появившемуся на страницах архивных материалов в середине XVIII века и связанному с церковным дискурсом. 

13.jpg 25.jpg

На секции «Философия религии и религиозная философия» были заслушаны 4 доклада. Дарья Ченцова (ПСТГУ) рассказала об интерпретации творчества Ф.М. Достоевского в русской религиозной мысли на примере малоизвестной работы А.С. Глинки-Волжского, а также работ Н.А. Бердяева и С.Л. Франка. Понимание отношения Христа-Богочеловека и человечества русскими художниками XIX - начала XX века было представлено Анастасией Новоселовой (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Максим Пылаев (РГГУ, ПСТГУ) предложил оригинальное сопоставление понимания религии у Л.Н. Толстого и В. Германа: общие корни их понимания соотношения этики и религии восходят, по мнению докладчика, к Иммануилу Канту. Вопрос об отношении к религии современных отечественных популяризаторов естественнонаучного знания был предметом сообщения Олега Домокеева (РПУ им. Иоанна Богослова).

15.jpg 11.jpg

Доклады сопровождались дискуссиями о сходстве и различии отечественных и западных подходов к проблематике философии религии.

На секции по «Психологии религии» состоялись выступления Андрея Антоненко (РГГУ), который подробно рассмотрел религиозные акты сознания, и Михаила Базлева (РГГУ), поведавшего о полиморфности мышления в исследованиях духовных видений и голосов.

28.jpg

Завершился первый день совмещенными секциями «Социология религии» и «Новые религиозные движения». Ключевым понятием стала мотивация: в докладе Мирослава Ясина (РЭУ им. Г.В. Плеханова) рассматривалась апробация типологии религиозной мотивации к выборке российских православных христиан, иудеев и кришнаитов. Юлия Карпич (НИУ ВШЭ) поделилась проектом исследования механизмов влияния религиозности на политические представления на примере Липецкой области. Марина Бигнова (Лицей №106 «Содружество», Уфа) поделилась наблюдениями об исследовании новейших религиозных движений, сложностях религиоведческого описания этой изменяющейся реальности на примере движения «Аллат Ра». Завершил секцию доклад Александры Беловой (ЕУ), посвященный женским религиозным практикам как средству формирования социальной идентичности. Оживленно обсуждалась методология количественных и качественных исследований религиозности.

IMGP7923.JPG IMG_7083.jpg

Второй день конференции в РГГУ открылся секцией «История религии». Основное содержание докладов было связано с проблематикой библеистики. Дарья Опенченко (МГУ) поделилась своими соображениями об аскетизме в эпоху раннего иудаизма на материале Третьей книги Ездры. Александра Сгоннова (ПСТГУ) рассказала про контекст библейского диспута о подати кесарю. Юлия Харитонова (ПСТГУ) сообщила о ритуальных проклятиях из Малой Азии, а Екатерина Коршикова (ПСТГУ) представила рецепцию античного наследия в трактатах Мартина Брагского. Завершала секцию Дарья Егорова (ПСТГУ), рассказавшая о проблеме религиозной самоидентификации современных ненцев. Также на секции был заслушан доклад Тинатин До Егито (ПСТГУ), посвященный анализу кинематографа 20-30-х годов как средству поиска религиозных корней тоталитарными режимами XX века.

IMG_7126.jpg IMG_6932.jpg

Параллельно проходила секция «История религиоведения». Эта секция собрала доклады, посвященные политическому контексту углубления и распространения знаний о религии. Борис Сажин (СФИ) описал программу исследований народника А.С. Пругавина и политическую идеологию, стоящую за ними; Ксения Рашковская (РГАЛИ) реконструировала процесс формирования фондов и появления музеев после Октябрьской революции в связи с антирелигиозной политикой государства; Елена Гордиенко (РГГУ) познакомила слушателей с исследованиями французского Института изучения Дальнего Востока, сотрудники которого в 1930-х годах занимались проблематикой вьетнамского культа духов-покровителей общины.

IMGP7891.JPG IMGP7896.JPG

Секция «История спиритуализма в России» была посвящена темам, связанным с историей, практикой и идеологией русских спиритуалистов конца XIX - начала XX века. Фокус внимания исследователей был направлен на православный культурный контекст спиритуализма. Мария Пермякова (РГГУ) рассказала об имеющихся материалах по истории Кружка для исследований в области психизма и основных направлений его деятельности. Предметом исследования Анастасии Маклаковой (РГГУ) стала спиритуалистическая эсхатология, прежде всего, как она представлена в религиозных практиках Московского спиритического кружка. Владислав Раздъяконов (РГГУ) рассказал об истории спиритуалистической деятельности Елены Молоховец и основных дискурсах ее религиозного учения. Тихон Спирин (РГГУ) сделал сообщение о воззрениях русских спиритуалистов на природу «вещего сна», показав связь их представлений с православной традицией. Артем Шевчук (РГГУ) рассказал об истории Смоленского теософского общества, восприятии его деятельности в теософской и православной периодике. Заключительным аккордом стал доклад Елены Стафеевой (ТГУ), сообщившей о специфике переосмысления мифологических и религиозных символов и ритуалов в работах акциониста Германа Нитша.

IMG_7073.jpg