21 декабря 2004 года факультетом истории, политологии и права (ФИПП) был проведен уникальный дискуссионный семинар "Кросс-культурные коммуникации: "Коммуникативная инспирация на тему "Феномен "Ночного дозора" в современном обществе"". Научность и креатив соединились в сумраке.
21 декабря 2004 года факультетом истории, политологии и права (ФИПП) был проведен уникальный дискуссионный семинар "Кросс-культурные коммуникации: "Коммуникативная инспирация на тему "Феномен "Ночного дозора" в современном обществе"". Научность и креатив соединились в сумраке.
Семинар был инициирован студентами факультета и имел целью рассмотреть феномен "Ночного дозора" с коммуникативной точки зрения.
Великим инквизитором расширенного заседания спецсеминара выступила Мария Александровна Штейнман, старший преподаватель кафедры коммуникативных, социальных и политических технологий, модерировавшая процесс обсуждения. Духом коммуникации семинара был единодушно выбран Сергей Вячеславович Клягин, заведующий кафедрой. Креативную поддержку осуществлял Александр Владимирович Юдельсон, заместитель декана ФИПП.
В качестве почетных гостей на семинаре присутствовали: Бусалаев Павел Геннадьевич (член исследовательского общества "Иконичность"), Семенова Наталья Георгиевна (Институт лингвистики РГГУ).
Основными направлениями дискуссии стали вопросы, касающиеся этических категорий произведения Сергея Лукьяненко, литературных источников текста "Ночного Дозора", а также трансформации идей книги в ее экранизации.
Среди наиболее горячо обсуждаемых тем можно выделить следующие: "Советские традиции и литературные истоки трилогии Лукьяненко", "Человек перед лицом выбора, проблема экзистенциальности", "Просто-человек, everydayman, против магов", "Интерактивная литература и трансформация реальности", "Цитатность в экранизации", "Образ колдуньи в фильме и в народном сознании".
Множество споров вызвал вопрос о проблеме морального долга и выбора, способе определения границы между добром и злом, разницей между жизненными целями простых людей и иных, обладающих неординарными возможностями. Была высказана идея о тождественности оккультизма и религиозного мировоззрения с одной стороны, и виртуальности и научности с другой.
При обсуждении многообразия литературных истоков и сюжетных заимствований "Ночного Дозора" некоторые участники семинара временно уходили в сумрак, отвлекаясь от дискуссии.
Но после перерыва и трапезы, включавшей в себя кроваво-красные соки и соленые сухие закуски, коммуникативные споры разгорелись с новой силой.
Во время обсуждения проблемы интерактивности художественного произведения Лукьяненко были выяснены некоторые интересные подробности в области. Cогласно проведенным в Интернете исследованиям общественного мнения только 19% опрошенных желают автору продолжать писать книги в жанре городского фентези (такие как трилогия "Дозоров"), 13% посоветовали Лукьяненко бросить это бесполезное занятие. Поклонники хотели бы видеть в будущих произведениях писателя больше мыслей (25%) и необычных идей (18%), а вот романтики 8% читателей русской фантастики видеть не хотят.
Была высказана мысль о преобразовании в ближайшем будущем всей печатной художественной литературы в комбинированные аудио-визуально-текстуальные произведения. Присутствующим был продемонстрирован саундтрек, созданный на основе упоминаний в тексте "Ночного дозора" музыкальных произведений.
В продолжение дискуссии акцент был поставлен на способах подачи видео материала экранизации "Ночного Дозора". Основными темами второй части семинара стали: "Реклама как аналог иного мира", "Логика и границы product placement", "Несовпадение российских стереотипов и голливудских стандартов", "Ирония и самоирония Ночного Дозора".
Реклама была признана участниками семинара не только инструментом создания другой реальности, пространства фантазий, подобного литературе в стиле фентези, но и аналогом святости. Являясь частью массовой культуры, она замещает понятия божественного и возвышенного.
Обсуждение product placement, как инструмента визуальной рекламы, сопровождалось показом подборки кадров фильма, которые демонстрировали товары, продвигаемые в "Ночном Дозоре".
Был также поднят вопрос об основной идее фильма, которая "продается" российскому зрителю. Участники семинара констатировали идеологическую связь агрессивной рекламной стратегии фильма и советской государственной пропаганды, а также выявили дуальные характеристики стиля экранизации, объединяющей голливудские и российские традиции кинематографа.
Однако, вопрос о феномене огромной популярности и кассовости фильма "Ночной дозор" остался открытым.
Данный семинар является первым в серии коммуникативных дискуссий, организуемых факультетом истории, политологии и права (ФИПП).
Текст: Серопегина Александра (5 курс ФИПП)