РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



12.10.2018

Круглый стол студентов и аспирантов «Документ как объект междисциплинарного познания»


12 октября 2018 года в рамках Дней студенческой науки РГГУ кафедра документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов провела круглый стол студентов и аспирантов «Документ как объект междисциплинарного познания». 

Организатором и модератором круглого стола при поддержке декана ФДиТА, профессора Григория Николаевича Ланского и заведующей кафедрой документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов, доцента Юлии Михайловны Кукариной выступила заместитель декана по науке и связям с общественностью, доцент Анастасия Юрьевна Конькова.

Студенты под руководством своих научных наставников хорошо подготовились к круглому столу. В рамках заявленной тематики о междисциплинарности документа они в своих докладах продемонстрировали глубокое профессиональное понимание природы документа, его социальной сущности, значимости для истории, исследования управленческих процессов, а также развития понятия документа с учетом изменившихся условий управления и новых технологий. Таким образом, студентами и аспирантами был продемонстрирован комплексный подход к пониманию документа, осознанию феномена его многофункциональности.

Открыла круглый стол заведующая кафедрой документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов, доцент Юлия Михайловна Кукарина, которая обозначила цель и задачи данного научного мероприятия, отметила, что темы докладов точно отражают междисциплинарный подход к изучению документа, затем представила членов организационного комитета круглого стола. С приветственным словом выступил декан ФДиТА, профессор Григорий Николаевич Ланской. Он указал на очевидные успехи  студенческой науки, отметив, что в этом году курсовая работа студентки Зарины Зубковой и выпускная квалификационная работа магистра Евгении Хафизовой были отмечены грамотами РГГУ.

мы.JPG

Аспирантка 2 года обучения Ольга Букреева в своем докладе «О методологии междисциплинарного подхода в документоведении» напомнила участникам круглого стола историю развития документоведческой науки и ряд современных взглядов на документ.

букреева.JPG

Зарина Зубкова, студентка 4 курса, в своем источниковедческом докладе рассказала о формировании   научно-технических кадров и преподавании курса истории техники, проанализировав документы ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) 1929 г.

зарина.jpg

Магистр 2 курса Илья Белов посвятил свое документоведческое выступление анализу отечественного и зарубежного законодательства на предмет выявления в нормативно-законодательной базе определения термину «электронный документ»,  «цифровой документ». В результате проведенного им исследования законодательства был сделан вывод, что в отечественных законах определение термина «цифровой документ» пока не представлено.

белов.JPG

Особенностям функции должностной инструкции в контексте менеджмента был посвящен доклад магистра 1 курса Алексея Ленева. Он рассуждал о роли этого вида документа, его значении для сферы управления и управления персоналом.

Евгения Хафизова, магистр 1 курса, посвятила свое выступление такому направлению делопроизводственной работы, как обращения граждан. Ее доклад «Обращения граждан как способ социальной коммуникации населения с руководством медицинской организации»  был сориентирован на особенности этой важнейшей работы  в Государственном казённом учреждении здравоохранения Владимирской области «Областная психиатрическая больница №1».  Докладчик осветила такие частные вопросы, как авторы обращений, специфика обращений в такого рода учреждения, а также возможности устной (бездокументной) и письменной  работы с обращающимися в психиатрические заведения.

Документу как объекту социального взаимодействия и инструменту управления в деятельности депутата Государственной Думы посвятила свой доклад Анастасия Рыбакова, бакалавр 4 курса. Она рассказала об особенностях документирования деятельности депутата, движении документов и последовательности решений по поставленным в них вопросам.

«Организационно – распорядительная документация НКП РСФСР как источник по истории становления советского делопроизводства» стала темой для документоведческого исследования Юлии Соколовой, бакалавра 4 курса. Юлия проанализировала делопроизводство в НКП РСФСР того периода, выявила виды документов, составляемых в этом ведомстве. В результате был сделан вывод о закономерности появления в 20-е годы такого централизованного исследовательского учреждения, как институт техники управления, который был призван разрабатывать единую делопроизводственную политику в масштабах всего советского государства.

Историческая тема, отраженная в документах и повествующая о трагических страницах отечественной истории, – тема выступления Валерии Шулая, бакалавра 2 курса.  В своем источниковедческом докладе она рассказала о сборниках дневников о блокаде Ленинграда, опубликованных в начале XXI в. Участников круглого стола пронзил глубокий драматизм темы и было принято решение минутой молчания почтить память погибших в блокадном Ленинграде.

На документ как результат деятельности финансовой организации указал в своем докладе бакалавр 3 курса Семен Смирнов. В своем выступлении он сделал акцент на программном обеспечении финансовой деятельности и перспективах его развития.

Завершила череду выступлений бакалавр 3 курса Маргарита Паньшина с докладом «Мемуары Серебряного века как исторический источник». Ее выступление было посвящено  анализу мемуарной литературы Серебряного века как источника личного происхождения и как феномена культуры начала XX в. За основу были взяты мемуары В.Х. Ходасевича «Некрополь», Н.Н. Берберовой «Курсив мой» и цикл мемуаров И.В. Одоевцевой «На берегу Невы» и «на берегу Сены». Автор провела критический анализ выбранных источников, сгруппировав их по тематически-хронологическому принципу. В своем выступлении Маргарита Паньшина отметила основные информативные возможности источников через призму авторских текстов, особо подчеркивая понимание мемуаристами своей важности и необходимости осмысления сменяющейся эпохи.

По окончании выступлений студентов и аспирантов были подведены итоги, отмечен высокий профессиональный уровень выступавших, и намечены планы дальнейшей научной работы со студентами, а докладчики  получили заслуженные грамоты.