25-26 ноября 2010 г. в РГГУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Память мира: историко-документальное наследие буддизма», организованная Общеуниверситетским учебно-научным центром изучения культуры народов Сибири и кафедрой истории и организации архивного дела Историко-архивного института РГГУ. Конференция была организована при поддержке гранта РГНФ № 10-01-14051г.
25-26 ноября 2010 г. в РГГУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Память мира: историко-документальное наследие буддизма», организованная Общеуниверситетским учебно-научным центром изучения культуры народов Сибири и кафедрой истории и организации архивного дела Историко-архивного института РГГУ. Конференция была организована при поддержке гранта РГНФ № 10-01-14051г.
На Конференции обсуждались вопросы выявления, сохранения и использования историко-документального наследия буддизма. Именно в России было сформировано академическое научное направление и накоплены источники по истории буддизма как одной из трех мировых религий. Российские востоковедные центры, рукописные отделы музеев и библиотек целенаправленно занимались собиранием, сохранением и изучением письменных памятников. Однако эта традиция была прервана в 30-х г.г. XX в. Только с начала 1990-х годов возродилось научное изучение этого наследия. Анализ научной работы по собиранию и изучению документальной сокровищницы буддизма, обобщение ее результатов и дальнейших перспективных направлений в этой области стали главным предметом обсуждения Конференции.
В адрес участников Конференции поступило приветствие Главы Буддийской Традиционной Сангхи России XXIV Пандито Хамбо Ламы Д. Аюшеева.
В работе Конференции приняли участие более 40 буддологов и специалистов в области сохранения и изучения буддийских архивов как из российских научных центров – Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, Национального архива Республики Бурятия, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Национального музея Республики Тывы, Института восточных рукописей РАН (С-Петербург), Института востоковедения РАН, Института этнологии и антропологии РАН (Москва), Самарского государственного университета и др., так и зарубежные ученые из Белоруссии, Монголии, Украины, Франции, Эстонии и др.
Для участников и гостей Конференции Научной Библиотекой РГГУ была организована выставка литературы по истории буддизма и буддологических исследований в России, которая вызвала большой интерес.
Открыл пленарное заседание Конференции доклад Первого Проректора РГГУ, д.э.н., проф. В.В.Минаева, который отметил, что фундаментальные идеи выдающихся отечественных буддологов продолжают жить в стенах нашего Университета. Он подчеркнул, что целью работы Конференции является конкретно-историческое осмысление выявленных и неопубликованных документов по истории буддизма и буддийской культуры как части истории человеческого сообщества. Докладчик наметил направления выявления и изучения документов по истории буддизма в России. Первое направление заключается в изучении корпуса документов, хранящихся собственно в монастырях, где до наших дней дошли бесценные рукописи, а также предметы культа и искусства. Второе направление состоит в выявлении и изучении документов, хранящихся в федеральных и местных архивах, а также в рукописных отделах музеев и библиотек. Третье направление заключается в изучении личных архивов выдающихся ученых-буддологов – как светских, так и ученых лам. В.В.Минаев выразил надежду, что Конференция будет способствовать укреплению сотрудничества между всеми востоковедными центрами, изучающими буддийское документальное наследие.
На пленарном заседании были также представлены и заслушаны доклады, посвященные проблемам поиска, выявления и изучения историко-документального буддизма.
Проф., д.и.н. Е.В.Старостин (Москва) проанализировал роль и место церковных архивов в структуре историко-документальной памяти общества.
Доклад д.филол.наук И.В. Кульганек (С-Петербург) был посвящен проблемам хранения и использования архивного наследия буддизма. И.В.Кульганек предложила методику поиска источников по истории буддизма.
Д.филос. наук А.А.Базаров (Улан-Удэ) осветил камеральные и полевые исследования буддийских книжных коллекций, проводимых Центром восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.
Д.и.н. К.В. Орлова (Москва) проанализировала буддийское книжное наследие в хранилищах Калмыкии – научном архиве Калмыцкого института гуманитарных исследований, Национальном архиве Республики Калмыкия, Калмыцком краеведческом музее им. Н.Н.Пальмова и др.
К.и.н. М.С.Маадыр (Кызыл) ознакомила участников Конференции с книжными собраниями буддийских монастырей Тывы.
Д.и.н. Х.Норовсамбуу (Улан-Батор, Монголия) дала развернутую картину истории, современного состояния и деятельности монгольских буддийских монастырей, а также их документального наследия.
На следующий день, 26 ноября, были проведены секционные заседания Конференции. В рамках Конференции работали три секции, где обсуждались проблемы изучения историко-культурного наследия буддизма (первая секция), историко-документального наследия буддизма (архивы, фонды, коллекции) (вторая секция), изучения, описания и издания источников из личных фондов ученых-буддологов.
По окончании работы Конференции для участников и гостей была организована экскурсия в Государственный музей искусства народов Востока, где участники познакомились с экспозицией, посвященной выдающимся отечественным буддологам.
Таким образом, плодотворная работа Конференции и ее результаты будут способствовать решению актуальных проблем в исследовании буддийских архивов, а также расширению источниковой базы научных исследований.
Обращение XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева к участникам Международной научно-практической конференции
«Память мира: историко-документальное наследие буддизма»
В стенах Российского государственного гуманитарного университета начинаются чтения, посвященные жизненно важным для каждого человека в отдельности и для всего человечества в целом проблемам. Вам, участникам этого ученого собрания, предстоит, прежде всего, обсудить главнейшую из них: почему так необходимо именно сегодня, в XXI столетии, сохранять традиционные ценности и, в частности, буддийскую культуру? Изучение буддизма важно, поскольку буддийская культура – это не только всеобщая Память мира, но и общечеловеческая Память о благословенном Мире.
Неустанная забота о сохранении и преумножении культуры ненасилия и сострадания– вот бесценное сокровище, в котором более всего нуждается мятущееся человечество. Поэтому от вех нас требуется величайшее усердие в изучении классических буддийских текстов и глубоком размышлении над их многогранным смыслом. Перенести в духовную практику живую пульсирующую энергию, которая так явственно ощущается в буддийских памятниках культуры – вот что обретает жизненно важное значение на нынешнем этапе развития человеческого сообщества. Ведь они несут в себе послание любви, сострадания, всепрощения, терпимости и самодисциплины.
Буддизм – это не только чистая вера, но и ежедневный тяжелый труд ради постижения смысла и очищения сердца, труд, который нужно начинать прямо сейчас, ибо только тогда наберет обороты всеобщее движение к Просветлению. Общими усилиями мы должны посеять семена добросердечия и сострадания, - чтобы они проникли в умы, трансформировали сердца, остались в глубинной памяти народа. Но нужен Свет мудрости Великого Учителя, тепло Его сердца, чтобы эти семена проросли и дали всходы. Необходимо быть серьезными и искренними в практике исследования документального наследия буддизма, необходимо постараться сделать учение Будды неотъемлемой частью своей жизни. Базовые ценности – это то, что всем нам сейчас необходимо как воздух. Пусть девизом вашего форума послужат великие и мудрые слова:
"Источником мира на земле должен быть мир в сердце. Мир - это не отсутствие насилия. Мир - проявление человеческого сострадания".
Глава Буддийской Традиционной Сангхи России XXIV Пандито Хамбо Лама
|
|
Дамба Аюшеев |