РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации»
22.02.2011

Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации»

10 и 11 февраля 2011 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной русской модернизации».


22.02.2011

Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации»

10 и 11 февраля 2011 года в РГГУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной русской модернизации». Конференция организована кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ, кафедрой истории России новейшего времени и Учебно-научным центром «Новая Россия. История постсоветской России» Историко-архивного института РГГУ.

Пленарное заседание конференции открыл ректор РГГУ чл.-корр. РАН Е.И. Пивовар. В его докладе был дан анализ современного состояния исторической науки и образования, намечены направления взаимодействия академической и вузовской науки.

Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации»   Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации»   Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации»

По мнению Е.И Пивовара, одним из главных условий плодотворного развития исторической науки на современном этапе является развитие междисциплинарных  гуманитарных исследовании, в организации и проведении которых у РГГУ есть значительный и ценный опыт. Говоря о проблемах и тенденциях развития разных отраслей исторической науки (источниковедения, историографии, вспомогательных исторических дисциплин), Е.И. Пивовар отметил большой потенциал университетского образования для развития каждой предметной области профессионального знания о прошлом.

Ректор РГГУ отметил, что социальное, политическое и воспитательное значение истории должно быть в полной мере осознано лидерами современной российской исторической науки. Одной из главных задач профессионального сообщества историков Е.И. Пивовар назвал недопущение девальвации истории как образовательной дисциплины. Недавние дискуссии о новых образовательных стандартах выявили готовность научной общественности защитить свое понимание особой роли истории и обществознания в образовании и воспитании. Е.И. Пивовар подчеркнул, что во все времена решающее значение имеет личность учителя истории, оказывающего на учеников большее воздействие, чем тот или иной удачный или неудачный учебник. Ректор РГГУ напомнил, что на базе Университета в 2010 году была проведена учредительная конференция Ассоциации школьных учителей истории и обществознания, идет подготовка к первому ее съезду. Университетское историческое образование призвано сыграть важнейшую роль в консолидации научного и педагогического сообщества, что будет способствовать более качественному и современному преподаванию истории как в школах, так и в вузах.

Е.И. Пивовар проинформировал участников конференции о создании в РГГУ научно-образовательного портала «Родная история». Данный информационный ресурс позволит объединить усилия историков и других специалистов-гуманитариев в просветительской работе и популяризации исторических знаний, привлечет внимание самой широкой и разнообразной интернет-аудитории к ярким и интересным достижениям и дискуссионным проблемам современной исторической науки. Конференция приняла решение поддержать проект «Родная история» и рекомендовать институтам, кафедрам и научно-образовательным центрам РГГУ разработать программы своего участия в работе портала «Родная история».

Директор Института этнологии и антропологии РАН, заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН академик В.А, Тишков, отметив нарастание общественного интереса к истории, констатировал, что академические формы научных исследований могут оказаться невостребованными непрофессиональной аудиторией, в связи с чем усиливается значение «хисторитеймента» - трансляции исторического знания в развлекательном медийном формате. Академик. В.А. Тишков обратил внимание на необходимость диалога историков-профессионалов и создателей популярных ток-шоу. Такой диалог поможет более качественному отражению исторических сюжетов в массовом формате. Академик В.А. Тишков подчеркнул, что в самом профессиональном сообществе историков ведутся дискуссии по наиболее сложным и спорным проблемам научного познания истории. Он отметил необходимость издания новых энциклопедий всемирной и российской истории, учитывающих современный уровень методологии исторических исследований.

Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации»   Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации»   Международная научно-практическая конференция «Университетский

Член Общественной палаты РФ и Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при Президенте РФ, руководитель Института массмедиа РГГУ Н.К. Сванидзе указал на важность правильного понимания и конструктивного использования массового интереса к истории. Существующий в современном российском обществе запрос на поиск правды в истории должен формировать в обществе новые потенциалы, а не новые комплексы. В связи с этим необходимо формировать, в том числе с помощью университетского исторического образования, профессиональные навыки и умения добывания исторической правды. Нельзя забывать, отметил Н.К. Сванидзе, что общество увлечено историей, а не исторической наукой. Поэтому необходимо искать точки соприкосновения между развлекательными жанрами и академическими форматами распространения знаний о прошлом.

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук, профессор Ю.А. Петров рассказал о научных замыслах и планах Института российской истории. В частности, Ю.А. Петров считает целесообразным провести научную дискуссию по проблемам периодизации исторического процесса. Одной из актуальных задач он назвал также подготовку нового фундаментального многотомного коллективного труда «История России», в котором был бы собран богатый опыт научных исследований, отражающий достижения профессионального сообщества в изучении российской истории.

Идею создания новой академической «Истории России» поддержал академик Российской академии образования, заслуженный профессор РГГУ, руководитель Учебно-научного центра исторического краеведения и москвоведения Историко-архивного института РГГУ С.О. Шмидт. По мнению С.О. Шмидта, просветительские возможности исторической науки используются не в полной мере. Одним из резервов просветительской работы историков является краеведение, способствующее накоплению и распространению исторических знаний в их непосредственной связи с личным опытом каждого человека.

Декан факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ, заведующий кафедрой культуры мира и демократии, доктор исторических наук, профессор А.П. Логунов назвал одной из главных задач университетского образования не реагирование на вызовы рынка труда, а способность вуза предлагать такие опережающие программы развития, которые могли бы вырастить поколение специалистов, формирующих интеллектуальную среду и определяющих требования и ожидания рынка.

С обстоятельными докладами выступили зарубежные гости конференции.

Почетный доктор РГГУ Бруно Дельмас, профессор архивоведения Национальной школы хартий (Париж, Франция), рассказал о методологии современного синтеза иторического знания и архивоведения.

О проблемах и перспективах научных исследований украинских историков рассказал декан исторического факультета  Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Национальной Академии наук Украины С.И. Посохов.

Обсуждение проблематики конференции продолжалось в ходе заседаний секций.

Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации»     Международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации»  

Секция «Научно-образовательные программы по истории, историографии, источниковедению и вспомогательным дисциплинам» одобрила программу научно-образовательных проектов Института русской истории РГГУ и рекомендовала разработать комплекс новых учебников и учебных пособий по источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам. Участники секции, обсудив доклад члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора РГГУ В.П. Козлова, признали необходимым активизировать подготовку специалистов по археографической разработке документального наследия советской эпохи, составляющего на сегодняшний день более 197 млн. единиц хранения Архивного фонда Российской Федерации. Был также рассмотрен вопрос о причинах снижения профессионального уровня научных публикаций соискателей ученых степеней по историческим наукам и намечены меры по сохранению профессионального стандарта и строгих научных требований к публикациям.

Секция «Проблемы совершенствования ЕГЭ по истории России. История постсоветской России в современных образовательных дискурсах» обсудила доклад директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) А.Г. Ершова. Участники прений были единодушны в признании необходимости принимать активное участие в общественном обсуждении проблем, связанных с ЕГЭ и новыми образовательными стандартами. Данная работа призвана стать непосредственным вкладом историков и других специалистов РГГУ в модернизацию российского образования.

Серьезные научные доклады и сообщения обсуждались на секциях «Историческое знание и историческая память в изучении современных международных отношений» и «РГГУ – центр исторического краеведения».

В рамках конференции была проведена презентация образовательной программы «Холокост». Сопредседатель Научно-просветительского центра «Холокост», профессор кафедры истории России новейшего времени Историко-архивного института РГГУ И.А. Альтман и руководитель департамента Центра «Холокост» доктор философии Кирилл Феферман рассказали о современном российском и западном опыте преподавания истории Холокоста и о научной публикации документальных материалов российских архивов по истории Холокоста.

Во второй день работы состоялась также научная видеоконференция в режиме online с Представительством  РГГУ в Праге «Россия и Чехия в XXI веке: диалог культур». Были заслушаны и обсуждены доклады по истории и современным проблемам гуманитарных научных связей России и Чехии.

В ходе проходившего под руководством Ректора РГГУ, заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Е.И. Пивовара «круглого стола» «Содружество Независимых Государств: история и современность в образовательной политике высших учебных заведений» гости конференции из Украины, Таджикистана, Азербайджана, профессора и преподаватели кафедры стран постсоветского зарубежья обсудили разные аспекты учебно-научного сотрудничества и восстановления полноценного профессионального общения вузов и научных центров на постсоветском пространстве.

Участники конференции утвердили Рекомендации конференции, нацеленные на активизацию научного потенциала университетского исторического образования.