Во втором семестре 2023-2024 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организатором которого выступает кафедра иностранных языков РГГУ. Проведено 3 заседания научного семинара: 29.02., 22.03. и 12.04.2024 г.
Семинар включен в официальный перечень научных мероприятий РГГУ на 2024 г.
Спикерами и участниками дискуссии научного семинара стали исследователи разных направлений гуманитарного знания – члены кафедры иностранных языков, преподаватели кафедры иностранных языков Московского политехнического университета, Центра лингвистики и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московского государственного университета спорта и туризма. Коллеги демонстрировали и предлагали к предметному обсуждению результаты своих научных изысканий в области лингвопсихологии, лингвокультурологии, лингвистики, методики преподавания иностранных языков в нелингвистическом гуманитарном университете.
Проведенные заседания подтверждают, что работа научного семинара системно направлена на реализацию его задач: апробацию результатов научных и научно-методических исследований в рамках магистрального направления научной деятельности кафедры иностранных языков «Лингводидактическая модель иноязычного профессионального образования в нелингвистическом университете»; обсуждение форм самостоятельной работы и мультимодальной поликультурной среды для диагностики знаний студентов.
Иностранный язык на кафедре иностранных языков – прежде всего, некий медиум профессиональных знаний, открывающий перед студентами возможности притока профессиональной информации и осуществления профессиональной коммуникации. Поэтому вполне закономерно, что сделан акцент на межпредметную интеграцию, симбиоз иностранного языка и профильной дисциплины (приоритетно в первых языках).
На заседаниях научного семинара во 2 семестре 2023-2024 учебного года ставился акцент на использование онлайн платформ как дополнительного инструмента в обучении иностранным языкам. В центре обсуждения встал вопрос о том, в какой мере приложения могут помочь преподавателю разнообразить учебный процесс. В качестве ответа автором исследования представлен обзор ресурсов для пополнения словарного запаса; для изучения грамматики; для отработки аудирования; для чтения; а также мобильные приложения, получившие широкое распространение в последние годы. Особый акцент был сделан на электронном ресурсе Rosetta Stone, используемом в РГГУ. Отмечено, что платформа изучения иностранных языков Rosetta Stone, активно задействованная на общеуниверситетской кафедре иностранных языков, наиболее полезна в качестве вспомогательного средства студентам, находящимся на первых ступенях освоения иностранного языка, и может быть рекомендована как дополнительный инструмент самостоятельной работы, способствующий повышению языкового уровня студентов с уровня А1/А2 до уровня B1/B2 и выше, т.е. уровня, требующегося для дальнейшего освоения языка специальности в ВУЗе.
Среди особенностей обучения иностранному языку в гуманитарном нелингвистическом университете акцентированы практическая направленность занятий и их координацию с профилирующими кафедрами.
Многочисленные исследования показывают, что преподавание иностранных языков в силу крайне высокой степени эмоциональной напряженности входит в список профессий, в большей степени подверженных влиянию выгорания. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры преодоления. Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления (техники) работы: организацию деятельности; улучшение психологического климата в коллективе; работу с индивидуальными особенностями. Автор приходит к заключению о том, что меньшему риску психологического выгорания подвержены люди с такими качествами, как: адекватная самооценка способностей и уверенность в личных возможностях; крепкое здоровье; регулярная забота о физическом состоянии (здоровый образ жизни, занятия спортом). Такой контент напрямую коррелирует с ключевой направленностью предложенного преподавателям опроса по теме «Спорт как норма жизни» на платформе «Неравнодушный человек».
В докладе «Метафорическая компетенция как ключевой компонент профессионально-коммуникативной компетенции» отмечается, что последние десятилетия свидетельствуют о динамике интереса преподавателей иностранных языков к когнитивным механизмам метафоры, с помощью которых студент воспринимает одну область знаний через другую, тем самым углубляя свои представления об окружающем мире и продуктивно осваивая профессиональный язык. Автор обоснованно утверждает, что в последнее десятилетие именно в экономике прослеживается активная языковая динамика, а язык экономического дискурса представляет все больший интерес для философов, филологов, лингвистов, ищущих в нем выражение экономической оценки событий и истоков происходящих в языке процессов. Одна из задач обучения специальности – моделирование «профессионального образа мира» [Леонтьев 2001], в основном за счет формирования предметного профессионального тезауруса. Без сомнения, тенденции моделирования современного профессионального языка экономистов обусловлены его экспрессивностью и, стало быть, высокой степенью метафоричности. Исследователь приходит к заключению, что комплексная модель обучения использованию метафор, представленная системой специальных полифункциональных упражнений, направленных на формирование умения оперировать образными единицами профессионального экономического дискурса, позволяет развивать метафорическое мышление студентов и умение применять метафорические образцы профессионального языка на базе предварительно освоенной лексики.
В оптике практической значимости, ценно, что результаты научных и научно-методических исследований преподавателей могут широко внедряться в учебный процесс.
Планируется продолжение работы по написанию исследовательских статей для дальнейшей публикации в сборнике материалов VIII Международной научно-практической конференции «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного знания».
Подробная информация представлена на сайте кафедры иностранных языков по ссылке https://www.rsuh.ru/education/department-of-foreign-languages/permanent-scientific-seminar-of-the-de...
С удовольствием приглашаем коллег, магистрантов, аспирантов к участию в научном семинаре кафедры иностранных языков!
Руководители научного семинара: И.И. Воронцова, канд. филол. наук, доцент, И.О. Колачева, канд. филол. наук.
Текст: Воронцова И.И.
Фото: Воронцова И.И.