РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Научная школа искусствоведения: новые горизонты
08.04.2024

Научная школа искусствоведения: новые горизонты

8 апреля 2024 года в рамках XVII Гуманитарных чтений «Корни и крона. Преображение знания в научно-педагогических школах» состоялась секция «Современное искусствоведение: динамика научной школы РГГУ». Научная школа искусствоведов РГГУ собрала лучшие теоретические силы в области исследования фундаментальных проблем теории и истории искусства


Ядром этой школы уже четырнадцатый год служит научный рецензируемый журнал «Артикульт», один из лидеров рейтинга РИНЦ среди журналов ВАК по искусствоведению. Школа вышла на новый этап развития с открытием диссертационного совета, который стал сразу авторитетным экспертным центром современных исследований по теории и истории искусства. Диссертационный совет существует первый год, но уже ведет активную работу, внимательно рассматривая поступающие диссертации и регулярно проводя защиты.

На первом заседании секции Николай Андреевич Хренов (ГИИ) в докладе «К вопросу об эмоциональном повороте  в науке об искусстве» рассмотрел «повороты» ХХ века и аксиологию эмоций в искусствоведении. Докладчик указывает на междисциплинарный характер исследований эмоций, включая исследования искусственного интеллекта. Эмоции следует понимать динамично, вспоминая, например «новую чувствительность» модерна (Бердяев) или гибридные эмоции в современном кинематографе, от «меланхолии» Л. фон Триера до «нелюбви» Звягинцева. Отдельное внимание было в докладе уделено переходным эпохам, в которые и появляются «истерическая» и «неврастеническая» эмоциональность, обнажающая структуры других эмоций и вносящая свой вклад в пересборку культуры.

Андрей Николаевич Фоменко (РГГУ) в докладе «Новое открытие пейзажа в современном искусстве» говорил о достижениях современных русских художников Павла Отдельнова и Егора Плотникова. Ученики Павла Никонова, эти художники преодолевали начальное влияние «сурового стиля». Отдельнов как бы отвечает за «индустриальный» и техногенный пейзаж, а Плотников возрождает природный пейзаж, но с усиленным присутствием человеческого взгляда. Докладчик говорит о реабилитации традиционного жанра у Плотникова через странности: например, широкие красочные поля, делающие изображения автореферетным, цитаты из мирового модернистского искусства, лакуны красочного слоя, а главное, включение контекстуализирующих живопись скульптурных фигур из папье-маше, как бы идеального зрителя, что превращает картину в метаязык для языка инсталляций. Можно говорить о постмедиальности живописи Плотникова: мы, зрители, втягиваемся в само картинное пространство, — но также думать о новом возвышенном.

Григорий Рафаэльевич Консон (МФТИ) представил доклад «Реинтерпретации концепта зла в философии Древней Греции: к вопросу о репрезентации понятия». В классической драме свобода противопоставлена политическому злу, а не просто несвободе. Политическое зло не сводилось к плохому поведению, а представлялось как структура соблазна, превращающая любое действие в преступлении. В этом смысле для классической философии была существенна не склонность ко злу, как в новоевропейской философии, а состояния, которые есть и практики, и действия. Так, античный «характер» — это не склонность, а узел практик.

Нина Александровна Цыркун (РГГУ) выступила с докладом «Русский водевиль в сетях “новой драмы”». Докладчица рассмотрела эффекты звука в кино и связь культуры звука с психотерапевтической и психологической культурой. Драматургия братьев Пресняковых создает «приветы из современности». В фильме «Краш» А. Найденова и братьев Пресняковых пандемия травестирует тени предков, так что образ Чехова способствует жанровой пластичности замысла. Сложности чеховского жанра превращают черную комедию кино в водевиль, анекдотическую комедию со стремительным ритмом и живым общением со зрителем.

Второе заседание секции открылось докладами, посвященным новым направлениям в изучении материального наследия различных народов. Сергей Александрович Яценко (РГГУ) в докладе «Эпические сцены в резной кости Средней Азии I в. до н.э. — II в. н.э.» показал, как в каноническом искусстве сочетаются иллюстративный и репрезентативный принцип. Сцены одновременно иллюстрируют знание об истории, которое должно было быть нормативным, но при этом они же представляют традиционные амплуа героев, выраженные в костюме и символах, в соответствии с поэтикой эпоса. Такой подход позволяет уточнить анализ художественных влияний и заимствований в древних культурах и найти моменты наибольшего семиотического напряжения. 

Валентин Дмитриевич Черный (РГГУ) в докладе «Русская средневековая историческая книжная миниатюра как знаковая структура» рассмотрел пути истолкования миниатюр. Миниатюра иллюстрирует летопись и потому не может быть копированием готовых изобразительных структур. Такая миниатюра не столько передает сюжет, сколько картографирует пространство и вводит систему статусов (в том числе, в одежде и атрибутах), горизонталь времени и вертикаль вечности. Анализ миниатюр поэтому должен начинаться с аксиологии, смотреть на миниатюру лучше как на карту с системой условных обозначений, только тогда можно понять смысл отдельных деталей. Рост повествовательности миниатюр в XVI в. потребовал вводить динамические и повторяющиеся элементы.

Светлана Измайловна Баранова (РГГУ) представила доклад «Русский изразец: вещь в культурном контексте». Этот доклад прямо связан с развернутой программой изучения материальной культуры на семинаре «Вещь: время и место». За несколько лет семинар стал международным, учредил свой одноименный ежегодник и ежеквартальный научный рецензируемый журнал «Подлинник: вопросы атрибуции и реставрации». Докладчица показала диапазон использования русского изразца, начиная с XVI в., говоря о «скрытых механизмах усвоения». Изразец — это лучший узел этих скрытых механизмов, превращающих технологии и секреты в устойчивый способ распространения и универсализации вещи. Изразцы всегда усиливают ценность зданий и тем самым символически картографируют культуру страны. Петровские реформы и русская революция почти не повлияли на технологию, а взрывной интерес к изразцам в наши дни обязан современным информационным технологиям и музейным запросам на атрибуцию, реставрацию и даже создание реплик для реконструкций. Изучение изразцов — особая работа с фондами и архивами, в том числе и при исследовании недавнего прошлого, чтобы разобраться с вопросами тиражности, дизайна, рынка и другими вопросами, связанными с теорией искусства.

Бэлла Львовна Шапиро (РГГУ) рассуждала о теоретических правилах изучения эфемерного искусства в докладе «​​Взаимоотношения моды и искусства: теоретико-методологический дискурс». Мода можно понимать или как младшее искусство, или как особую практику, дополняющую традиционные искусства. Докладчица предложила решение этой дилеммы между вдохновением и модной индустрией: мода есть в ряде отношений искусство, но требующее дополнительной методологии, кроме искусствоведческой, так как она есть особый социальный феномен. Мода — это момент социального самосознания культуры и одновременно линия эстетической игры, она снимает ряд противоречий глобализации и автаркии и позволяет посмотреть со стороны и на привычные методы и предпосылки социальных наук.

Владимир Алексеевич Колотаев (РГГУ) представил доклад «Киноведение как научная дисциплина: новые проблемы». Распространение стриминговых сервисов поставило кинематограф перед рядом новых вызовов: децентрализация в противоположность прежним столицам кинопроизводства, жанровые синтезы в противоположность прежним жанровым форматам, изменчивость всей среды действия в противоположность прежней изменчивости героев и обстоятельств. «Киновселенные» наших дней требуют совершенствования научного аппарата. Докладчик настаивал на том, что изучение пути героя, психологического взросления и одновременно прохождения универсальных испытаний, позволяет занять достаточную критическую позицию при анализе современных фильмов, так как жанровые слои оказываются часто и слоями испытаний героя.

Александр Викторович Марков (РГГУ) в докладе «Игра и мимесис: осмысление искусственного тела в современной эстетике и теории искусства» представил первые результаты проекта, осуществляемого в сотрудничестве с Оксаной Александровной Братина-Штайн (УрФУ) «Кукла и философия». Это междисциплинарное исследование в области кукловедения (puppetry studies) того, как миметический принцип осуществляется в разных искусствах, в том числе, далеких от правил репрезентации. Кукла — искусственное тело, механизм, раскрывающий в игре общие принципы построения искусственных объектов. Кукольность предлагается понимать широко, как работу с материальным миром, представляющую его изнанку, механику его движения, непосредственное соприкосновение с его оболочками — здесь философия куклы сходится с новыми онтологиями и может быть востребована для интерпретации биоарта и других направлений в современном искусстве. Но и границы театра тоже можно установить, зная поведение куклы. Проект уже представлен публике в виде курса лекций и регулярной газетной колонки, готовится монография и серия научных статей. Также докладчик рассказал о своей вышедшей новой книге «Философия упадка», посвященной кризисным явлениям в истории философии и их связи с этикой и эстетикой эпохи. 

Дискуссии по докладам были часто не менее интересны, чем сами доклады. Участники решили продолжить дискуссии на других конференциях искусствоведов РГГУ, в том числе, на конференции «Подлинник. Вопросы атрибуции и реставрации» (РГГУ, 9–10 апреля 2024 года). 

Текст: Александр Марков
Фото: Александр Марков