РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



«Укрепление интеллектуального потенциала нашей страны»: развитие программ аспирантуры в РГГУ
06.03.2024

«Укрепление интеллектуального потенциала нашей страны»: развитие программ аспирантуры в РГГУ

6 марта в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Новая аспирантура: тернистый путь в науку». Опытом Российского государственного гуманитарного университета поделилась первый проректор – проректор по научной работе, профессор, доктор исторических наук Ольга Павленко.


Вначале Ольга Вячеславовна обозначила свою позицию по реформам аспирантуры последних лет:


«Новая аспирантура — это, по сути, старая советская аспирантура. Мы вернулись на круги свои, спасибо Министерству науки и высшего образования, когда цель аспирантуры заключалась в подготовке высококвалифицированных научных кадров. В новом стандарте образовательная составляющая существенно сокращена, компетентностный подход отсутствует, но аспиранты и соискатели погружаются в научную среду, совершенствуют исследовательские и творческие способности. Это важно для укрепления интеллектуального потенциала нашей страны».

При этом образовательная составляющая стала более персонализированной, что позитивно отражается на качестве подготовки:


«Задача в подготовке аспирантов — формирование их индивидуальных траекторий в совершенствовании их научных исследований. Мы предоставляем широкий спектр курсов по выбору, аспиранты могут участвовать в междисциплинарных сетевых форматах».

В своем выступлении Ольга Вячеславовна указала несколько болевых точек современной аспирантуры, с которыми сталкиваются ведущие университеты. Не решен пока вопрос с аспирантами-иностранцами:


«Они не всегда успевают освоить русский язык для написания диссертации, соответственно — вовремя не защищаются, начинаются проблемы с продлением визы. Тем не менее, существенно повышается спрос на аспирантуру среди молодых исследователей из стран БРИКС, поэтому важно доработать формы научной подготовки иностранцев».

Не всегда корректно складываются отношения аспиранта и руководителя в плане совместных публикаций:


«Иногда мы в университете сталкиваемся с не очень красивой этической ситуацией “почетного авторства”: по “эффективному контракту” за публикацию преподавателю начисляются баллы, при этом научный руководитель постоянно выступает соавтором статей, подготовленных аспирантами. Такая практика недопустима: пусть аспиранты пишут и публикуются сами».

Для многих диссертационных советов характерна высокая ответственность, что не позволяет выйти на защиту через 3 года: необходимо учесть много замечаний.


«После окончания аспирантуры, как правило, необходим еще год, чтобы окончательно выйти на защиту и успешно защитить диссертацию. Диссертационные советы работают на высоком уровне, они выдвигают много обоснованных замечаний к тексту диссертации. Вероятно, мониторинг эффективности защит диссертаций, разработанный для университетов, должен учитывать срок не 3 года, а «3+1».

Спикер уделила внимание возможному подходу к оценке эффективности вузов:


«Мы хотим предложить такой критерий, как наличие научно-педагогических школ и результатов их интеллектуальной деятельности (РИД). Очень важно не только возродить и закрепить практики наставничества на федеральном уровне, но и признать, что в каждом университете есть свои научно-педагогические школы, через них идет воспроизводство научного знания и педагогических кадров, передача научных традиций».

Запись мероприятия: https://www.youtube.com/watch?v=mkxF6nysqXg

Участники дискуссии:

  • Павленко Ольга Вячеславовна, первый проректор – проректор по научной работе, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета;
  • Григорьева Ольга Анатольевна, руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета;
  • Кудрявцева Татьяна Юрьевна, главный ученый секретарь научно-аттестационной комиссии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого;
  • Муратова Евгения Ивановна, начальник Управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации Тамбовского государственного технического университета;
  • Сёмочкина Марина Борисовна, начальник Управления подготовки кадров высшей квалификации Уральского федерального университета им. первого президента России Б. Н. Ельцина.

Текст: Пресс-служба РГГУ
Фото: Пресс-служба РГГУ